Шиповка зимних шин.
Шиповка зимних шин - это комплекс мероприятий, подразумевающий установку шипов в обычную покрышку. На какие результаты можно рассчитывать после внесения таких изменения в конструкцию резины? В какой последовательности и с помощью каких инструментов производится установка шипов? Какие варианты монтажа существуют и в чем особенность каждого из них? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


С наступлением холодов, появлением гололедицы и первого снега на дорогах каждый автолюбитель мечтает о безопасности вождения и максимальном качестве сцепления колес с дорогой. Обычные шины (хоть и зимние) обеспечивают неплохую управляемость и для теплой зимы вполне подходят. Но когда приходится пробираться по гололедице, без шиповки резины уже не обойтись. Стоит ли прибегать к этой работе? Актуальны ли затраты на шиповку шины? Можно ли организовать установку шипов своими руками?



Актуальность переделки

Общего мнения в отношении шиповки резины нет. Одна группа автолюбителей склонна к тому, что шипы на скользкой дороге - реальная помощь и спасение от столкновений, а другие твердят о повышенном износе резины и завышенных тратах. Стоит выделить и еще одну категорию людей, которые планируют установить шипы, но еще не решись окончательно.


Преимущества шиповки резины:

  • Автомобиль становится более управляемым, что проявляется на скользкой дороге.

  • На остановку в условиях гололедицы потребуется меньше времени, снижается тормозной путь. Это связано с тем, что покрышки с шипами буквально врезаются в лед и добираются до твердой поверхности.

  • Машина лучше входит в повороты. Особенно это заметно при движении по трассе.


Недостатки шиповки резины:

  • Уменьшение комфорта внутри автомобиля. Наши зимы постоянно меняются, и снежная погода может смениться дождем и плюсовой температурой. При таких условиях сразу проявляется негативная черта зимних шин - снижение уровня комфорта (если сравнивать с обычной резиной).

  • Шины быстрее изнашиваются (особенно, при движении по сухому асфальту).

  • Установленная шиповка не вечна и имеет свойство выпадать при переезде через трамвайные или ж/д пути.

  • Уменьшается плавность хода автомобиля. Если поставить жесткие элементы в колеса, то гашение колебаний будет менее эффективным. Следовательно, каждая неровность на асфальте будет передаваться в салон.

Что в итоге? Практика показала, что ошиповка резины хороша для дорог со слоем льда и большим числом неровностей. Если же маршрут пролегает через «протоптанные» городские улочки, то в шиповке резины нет необходимости. Также стоит понимать, что самостоятельная установка шипов - ответственный процесс, требующий соблюдения ряда требований (об этом ниже).



Когда делать шиповку?

Устанавливать шипы на покрышки стоит задолго до начала зимы. Это требование вызвано техническими особенностями монтажа. Когда шип устанавливается в специальное отверстие, то края блока будут растягиваться под давлением лапок пневматического пистолета. В итоге диаметр увеличивается в несколько раз. В такой ситуации проявится деформация резины, шип может не выдержать и выпасть. Чем дольше шиповка отлежится в гараже, тем лучше. В идеале резина должна быть готова за 1.5-2 месяца до начала эксплуатации.



Необходимый инструмент

Если работа производится на сервисе и профессиональными мастерами, то вопросов с выбором инструмента не возникает - проблема целиком и полностью ложится на работников СТО. Другое дело, если монтаж выполняется собственноручно. В последнем случае пригодится следующий инструмент:

  • Пневмопистолет со специальными лапками. Если используется дрель, то желательно, чтобы она была высокоскоростной и стойкой к перегреву. Дырок нужно сверлить много, поэтому постоянные паузы на охлаждение продлят время работы.

  • Специальный компрессор, питающий устройство (без него пневмопистолет является простой игрушкой).

  • Трубчатое сверло, в котором останется лишняя резина, что позволит избежать продувки мест для посадки. На данном этапе нельзя забывать о допустимой глубине, которая должна быть одинаковой и безопасной для покрышки.

  • Молоток и небольшая алюминиевая пластика. Последние два изделия позволяют точно регулировать выступ шипов и подбивать последние в случае необходимости.


Выбор основы

Один из ключевых моментов - выбор шины, которая будет подвергаться шиповке. Здесь есть несколько рекомендаций:

  • Покрышка должна быть зимней;

  • Идеальный вариант - выбор шины, которая была в базовой комплектации. Чаще всего в таких изделиях уже предусмотрены специальные дырки для установки шипов;

  • Гнезда для установки шипов должны находиться на приблизительно равном расстоянии друг от друга, и располагаться равномерно. Важно, чтобы установленные изделия формировали определенный рисунок. В противном случае есть большой риск снижения безопасности движения и ухудшения надежности;

  • Резина обязательно должна быть новой. Если же делать монтаж на изношенной шине, то металлические вставки попросту не будут держаться в собственных углублениях;

  • Для работы желательно использовать только качественный инструмент (в этом вопросе экономия не желательна).


Какие шипы использовать?

Не менее важный вопрос, какие шипы лучше всего подойдут для шиповки. Здесь все неоднозначно. К примеру, представители компании Бриджстоун рекомендуют использовать простой однофланцевый шип. Если все сделать правильно, то такой тип шипа прослужит не меньше двухфланцевого. Вообще, вариантов шипов множество. К примеру, есть квадратные, треугольные и прочие виды изделий. Но они применяются редко. При самостоятельном монтаже выбор будет состоять из двух вариантов:

  • обычный однофланцевый шип.
  • двухфланцевый шип («рюмочный» тип).

Вот из них и придется выбирать.

Здесь стоит учесть следующие моменты:

  • Любителям спокойной езды, которые не любят форсировать скорость и резко жать на тормоз, может подойти любой из вариантов.

  • При агрессивной езде стоит отдавать предпочтение двухфланцевым шипам, которые надежнее фиксируются в шине и не вырываются даже при повышенной нагрузке (по крайней мере, первое время). Через 1-2 года шипы неизбежно износятся и уменьшатся в высоте. Кроме этого, со временем изделие расшатывается в своем углублении и уже не способно удерживаться с той же эффективностью, что и ранее. Кроме этого, при движении по бездорожью посторонние элементы (грязь, песок, шлак) неизбежно забиваются в промежуток между шейкой проема и верхней частью фланца. В итоге фиксация шипа ухудшается.

Качество посадки шипа зависит от ряда факторов:

  • массивности блока; здесь чем выше показатель, тем лучше;
  • соблюдения технологии шиповки;
  • твердости покрышки в месте фиксации шипа; часто производители уделяют максимум внимания  такому слою, делая его жестким.


Что нужно учесть?

В России число шипов, которые можно установить в резину, неограниченно. По-другому вопрос обстоит в Европе, где есть определенные нормы:

  • на колесах 13 дюймов число шипов не больше 90;
  • на колесах 14-15 дюймов - не более 110;
  • на колесах 16 дюймов - до 150.

Особые требования выдвигаются и к высоте:

  • для легковых машин высота шипов должна составлять 10-11 мм;
  • для грузовых авто - 18-20 мм.

Шип должен выступать над протектором где-то на 1,5-1,8 мм.

Не стоит забывать, что шипованная резина обязательно должна обкатываться. Первые 200-300 км желательно ездить в спокойном режиме, без резких ускорений.



Способы установки шипов

Перед тем как приступать к шиповке, стоит разобраться со способами монтажа. Здесь есть несколько вариантов:

  • Ручной. Для установки применяется три основных инструмента - молоток, отвертка и ключ. Плюс такой методики - доступность для каждого автолюбителя. Минус - большая сложность и длительность работ.

  • Полуавтоматический. Здесь вкручивание шипов производится с помощью шуруповерта или дрели (устанавливаются специальные насадки). Данный вариант более предпочтителен, чем первый (процесс проходит быстрее), но все равно приходится контролировать позицию каждого из установленных шипов.

  • Автоматический. В данном случае пригодится пневматический пистолет, о котором упоминалось выше. С его помощью происходит вбивание шипов под большим давлением. Плюсы данного метода - высокая скорость выполнения работ, прочность крепежа, меньшие трудозатраты. Недостаток - высокая цена, ведь качественное оборудование необходимо еще купить.


Процесс установки шипов

Как только подготовительные работы выполнены, и основные элементы работ определены, можно приступать к установке шипов. Работа делается по простому алгоритму:

  • Проделывайте отверстия, в которые будут устанавливаться шины. Если в покрышках уже присутствуют технологические отверстия, то часть проблемы снимается. Если же дырок  нет, то берите дрель и высверливайте отверстия с нужным диаметром. Сверление должно производиться с обязательной установкой числа оборотов на максимум. В противном случае есть риск испортить покрышку. Чтобы не проделать отверстие глубже, чем это необходимо, на сверле стоит установить ограничитель или поставить метку.

  • Смачивайте шину мыльным раствором и вкручивайте шип на свое место. Для повышения надежности изделие стоит посадить на клей, что гарантирует еще более надежную фиксацию. Учтите, что шиповка должна производиться только на собранном и установленном вертикально колесе. Кроме этого, если работа проводится на б/у резине, то ее необходимо очистить и продуть дыры, в которые будет осуществляться монтаж.

  • Вкручивание шипа может производиться как вручную, так и автоматически (об этом уже упоминалось выше). Оптимальный вариант  - использовать пневматический пистолет. Процесс прост. Необходимо засыпать шипы в инструмент и направить его по направлению к покрышке. Действуйте таким образом, чтобы исключить даже малейший перекос. Если же шип стал криво, то его желательно достать и установить нормально. Если изделие село, но не до конца, то пригодится алюминиевая пластина с молотком (шип придется просто добить).

Как только работа завершена, покрышки стоит оставить без работы на 40-60 дней. Как только температура упадет до уровня 6-8 градусов тепла, можно приступать к обкатке. Оптимальный километраж - около 200 км. Идеальный вариант - 300 км по трассе со скоростью до 70-80 км в час. За этот период шипы займут свое место и гарантированно продержатся несколько сезонов. Если же не произвести обкатку, то после первой же зимы можно не досчитаться половины изделий.



Итоги

Таким образом, не обязательно тратить средства на покупку дорогостоящей «шиповки». Установку шипов можно сделать и самостоятельно. Главное - подготовить необходимый инструмент, четко соблюдать алгоритм действий и обязательно обкатывать резину после завершения  работ.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Шиповка зимних шин.