Школа контраварийного вождения.
В школе контраварийного вождения можно научиться правилам управления автомобилем в критической ситуации, а также развить способность предусматривать и предотвращать ДТП. О каких особенностях обучения безопасному управлению желательно знать каждому потенциальному новичку? В чем именно заключаются особенности школы контраварийного вождения и какие навыки там прививаются в первую очередь? В чем заключаются преимущества прохождения подобных курсов в сравнении с классическим обучением? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Контраварийная подготовка — один из синонимов контраварийного вождения, но суть остается неизменной. Опытные специалисты обучают новичков по более сложной программе, которая выходит за правила ПДД. Особенность таких школ заключается в передаче практических секретов вождения, позволяющих снизить риски. После прохождения курсов ученик способен предупреждать аварийные и другие форс-мажорные ситуации на дороге.

Контраварийное вождение — процесс управления машиной в сложные моменты на дороге, с которыми автовладельцы то и дело сталкиваются в пути. С одной стороны, речь идет о получении дополнительных навыков, а с другой — об отдельном виде спорта, элементы которого часто применяют гонщики, участвующие в ралли. Несмотря на сложность многих «трюков», правила контаварийного вождения полезны и в реальной жизни, при движении в условиях города. Более того, многие приемы позволяют избежать ДТП.

Школа экстремального вождения дает ученикам необходимые инструменты (секреты, навыки), применение которых позволяет увереннее чувствовать себя на дороге. Наличие дополнительных знаний способствует повышению самооценки водителя, а также снижению уровня  аварийности.

Существует и такое понятие, как доконтраварийная подготовка. Она бывает двух видов. Первый тип подразумевает ориентацию на аварийные режимы, во втором упор делается на обычное вождение. Существует также понятие «защитное вождение», принцип которого почти аналогичен.



Особенности контаварийного вождения

Как отмечалось выше, навыки «безопасного» управления ТС необходимы каждому водителю, в первую очередь новичку. Уже по термину понятно, что речь идет о специальных правилах вождения, позволяющих водителю избежать аварийной ситуации, а именно заноса, вращения, потери управляемости на обледенелой трассе и так далее.

Техническое оснащение современного автомобиля становится все более насыщенным. Разработчики добавляют такие системы, как ESP (против заноса), ABS (повышение эффективности торможения) и прочую автоматику, а также ряд других устройств. Работа всех систем направлена на помощь водителю в критических ситуациях, когда требуются дополнительные меры или реакция.

Но это только в теории все просто. Практика показывает, что никакие системы не способны спасти водителя при допущении грубых ошибок на дороге. Ключевую роль играет человеческий фактор, из-за которого и возникает большая часть ДТП. Особенностью опытного водителя является не только способность справиться со сложной ситуацией, но и умение предвидеть сложности.

Задача школы контраварийного вождения — дать ученику полный пакет знаний и навыков, которые помогут избежать сложностей и могут спасти жизнь водителя, а также других участников движения. Несмотря на наличие общих правил безопасного управления, каждая ситуация должна рассматриваться в индивидуальном разрезе и изучаться с учетом текущих факторов. Вот почему в роли учителя должен выступать опытный водитель, знающий все нюанс вождения и на практике испытавший основные секреты. Процесс обучения проводится на специальной трассе, чтобы исключить опасность для других автовладельцев и спокойно оттачивать мастерство в подходящей обстановке.



Основные нюансы

Даже несущественные на первый взгляд вещи могут иметь ключевое значение и способны спасти жизнь водителю. Особенно это относится к необычным (критическим) ситуациям, в которых многие попросту теряются. Главные правила зачастую касаются правильной посадки, способности удерживать рулевое колесо и с умом работать  тормозом машины.

Так, неправильный захват «баранки» автомобиля может привести к получению травмы или столкновению с другим авто в случае попадания колеса в яму. Не меньшее значение имеет умение работать с тормозами транспортного средства. Распространенной является ситуация, когда в критический момент новичок вдавливает педаль тормоза в пол, после чего машина становится неуправляемой.

Задача автомобильного инструктора — дать ученику не просто знания, но и навык правильного действия в форс-мажорной ситуации. После завершения школы контраварийного вождения человек должен уметь в течение доли секунды принимать правильное решение.



Шаг за шагом

На начальном этапе инструктор  обучает человека классической технике управления и удержанию рук на рулевом колесе. Процесс проводится на машинах, стоящих на «блинчиках». Ученик должен получить навыки быстрого вращения рулевого колеса, позволяющие даже в сложной ситуации избежать потери управления.

После завершения курса новоиспеченный специалист-водитель должен научиться адекватно воспринимать пространство, чувствовать габариты транспортного средства, уметь правильно пользоваться зеркалами авто в процессе движения, а также парковки.

Следующий нюанс, которому уделяется отдельное внимание — обучение способности ощущать рулевое колесо. Многие автовладельцы уверены, что держать руль можно как угодно. Это не так. Эксперты в сфере вождения автомобилей и профессиональные гонщики уверяют, что захват рулевого колеса должен быть закрытым. В этом случае водитель получает дополнительную свободу действий, и ему удается удержать рулевое колесо в случае удара при ДТП. Кроме того, руки должны быть расслаблены и расположены симметрично друг относительно друга.

Что касается неполного захвата, он характерен только для движения на небольшой скорости и по ровной трассе, когда не требуется активного вращения рулевого колеса. Большие пальцы при захвате могут упереться в обод рулевого колеса, что позволяет лучше почувствовать «баранку» и повысить безопасность вождения.



Индивидуальный подход

В отличие от классических курсов, в школе контраварийного вождения каждый ученик вправе рассчитывать на индивидуальный подход и персональную программу в процесс обучения. В большей части случаев это касается практических навыков. Занятия начинаются после прохождения тестов, позволяющих определить текущий уровень ученика и составить подходящую программу. Общее время тестирования, как правило, не превышает 20 минут. Сюда входит проверка навыков торможения, вхождения в поворот, въезда в гараж и прочих аспектов. Ученик может попросить мастера уделить отдельное внимание каким-либо конкретным элементам обучения.

Чем важен индивидуальный подход? Причины, по которым человек идет в школу контраварийного вождения, могут быть различными. Одни люди долгое время не управляли автомобилем и приняли решение восстановить утраченные навыки, а другие просто бояться водить. С учетом имеющихся страхов составляется программа, которая может иметь различные уровни — стартовый (от первого до третьего), базовый и специальный.

В процессе обучения главный упор делается сразу на несколько составляющих. Все начинается с закрепления уже имеющихся навыков, после чего проводятся упражнения, позволяющие прочувствовать габариты машины. Также ученик получает знания в отношении работы с зеркалами, правил движения задним ходом, навыков торможения и парковки. После получения базовых знаний упор делается на более серьезную программу, а именно передачу навыков прохождения сложных виражей на скорости, уход от препятствия, вывод машины из заноса и даже «американский разворот».

Продолжительность занятий может быть различной. Здесь многое зависит от программы обучения и его стоимости. Минимальное число уроков — от десяти и более. Многие считают, что отдельное внимание уделяется только практическим навыкам. Это не так. В вопросе контраварийного вождения без теоретической части также не обойтись.



Правила посадки и торможения

Способность адекватно реагировать на сложные ситуации в дороге во многом зависит от правильности положения тела и комфорта водителя за рулем. Перед началом эксплуатации важно индивидуально настроить зеркала и сидения «под себя». Чем больше внимания уделено посадке, и чем удобнее водителю находиться за рулем, тем больше вероятность принятия правильных решений в аварийных ситуациях.

Как отрегулировать сидение? Для многих новичков серьезной проблемой является правильная регулировка сидения. На самом деле, все легко. Необходимо сесть на кресло и откинуться на спинке, после чего выжать сцепление. Правильным является положение, при котором левая нога на педали слегка согнута в коленном суставе.

Спинка кресла должна настраиваться. Для этого руки желательно вытянуть и положить на верхнюю часть рулевого колеса. Чтобы проверить правильность посадки, стоит пристегнуть ремень, положить левую руку на верхнюю точку рулевого колеса, а правую — на ручку КПП, когда та находится в положении «дальней» скорости. В таком положении спина должна полностью лежать на вертикальной части кресла. При правильной посадке автовладелец хорошо чувствует машину и буквально «спиной» получает всю необходимую информацию о машине.

Следующим этапом обучения является правильное торможение. Из-за редкости применения экстренного торможения, начинающие автовладельцы часто не знают, как это делать правильно. Главным правилом является плавность нажатия на педаль, без чрезмерной резкости. В противном случае колеса сразу же заблокируются, и тогда машина станет неуправляемой.

Если колеса все-таки заблокировались, важно предпринять все меры для их разблокирования.  Правильное торможение подразумевает постепенное увеличение силы нажатия на педаль до появления признаков блокировки. После этого желательно действовать поочередно — ослаблять или увеличивать давление. Используя такую методику на практике, удается избежать заноса машины.

В некоторых случаях может помочь нестандартное торможение, когда основная система отказывает. Здесь помогает остановка с помощью двигателя, но при условии наличия достаточной дистанции.



Правила поведения на дороге

Как отмечалось выше, в школе контраварийного вождения ключевое внимание уделяется теории. Основные вопросы касаются торможения, вращения руля, работы со сцеплением и газом. Процесс оттачивания мастерства происходит на специально оборудованных площадках, где имеется все необходимое для организации занятий.

В процессе обучения «студенту» в голову «вбиваются» многие правила. Вот только некоторые из них:

  • При движении на переднеприводной машине при входе в поворот ногу с педали акселератора необходимо снимать, а в момент выхода из поворота, наоборот, нажимать на газ. Если речь идет о машине с задним приводом, вначале заноса достаточно снять ногу с акселератора и провернуть колеса в сторону, куда машину начинает заносить;

  • В процессе входа в поворот на скорости от 40 км/час и более нажимать на тормоз нельзя — это приводит к появлению заноса;

  • При потере управления на машине с передним приводом необходимо снять ногу с педали газа, после чего снова нажать на акселератор и выкрутить руль в противоположном заносу направлении.


Преимущества занятия в школе контраварийного вождения

Прохождение специальных курсов, как правило, подразумевает индивидуальный подход. Преимущества такого подхода очевидны:

  • Возможность оперативно выявить и устранить имеющиеся недочеты в процессе управления транспортным средством. Благодаря этой особенности, удается уйти от случайного формирования ошибочного навыка вождения;

  • Инструктор берет во внимание текущий уровень подготовки ученика, а также его личные предпочтения. В процессе обучения внимание может уделяться тем моментам, где ученик в большей степени «плавает» и чувствует себя неуверенно. При общих занятиях ориентация по умолчанию идет на средний уровень;

  • Указания учителя, которые направляются к конкретному ученику, лучше фиксируются в памяти и запоминаются навсегда. Особенно это актуально, когда теория сразу подкрепляется практическими занятиями. Если учитель обращается  группе, ученик воспринимает это обращение обезличенно, как будто оно направляется не к нему;

  • Каждое задание выполняется с наибольшей точностью, ведь техника исполнения контролируется специалистом с возможностью внесения правок при первом обнаружении недочетов. При занятии в общей группе добиться такой эффективности удается редко;

  • Качество обучения возрастает, ведь инструктор переходит к следующему этапу только после идеального освоения учеником предыдущего урока. Благодаря этому, из школы выходят лучшие специалисты;

  • Для получения необходимого объема знаний требуется много меньше времени. Притом, что программа значительно обширнее. При этом занятия проводятся индивидуально, что также большой плюс.


Итоги

Школа контраварийного вождения не является защитой от всех бед на дороге. Задачей такого обучения является повышение уверенности водителя на дороге, закрепление теоретических и практических навыков, которые могут пригодится в повседневном вождении.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Школа контраварийного вождения.