Система адаптивного освещения дороги.
Система адаптивного освещения – функция, суть которой - управление и настройка головного света. В чем ее особенность? Какие существуют режимы работы? Каков принцип действия данной системы? Какие бывают виды адаптивных систем? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть

Не секрет, что безопасность движения в темное время суток во многом зависит от качества головного света. Вот почему в последнее время появляется все больше новых разработок. Не успели отойти от светодиодов, как в новых авто появляются уже лазерные фары. Но это лишь одно из направлений. Работая над оптимизацией источников света, великие умы не забывают о важности управления им.

Именно так появилась система адаптивного освещения, способная подстраиваться под различные условия движения. Ее пользу сложно переоценить. Если при движении по ровной трассе, как правило, проблем не возникает, то езда по городу, в условиях плохой видимости или по горной местности вызывает массу неудобств. В итоге небольшая потеря бдительности и низкое качество освещения может привести к аварии.

Проблема качества освещения не нова. Еще в 30-х годах прошлого века начался выпуск серийных авто с дополнительными фарами. Последние перемещались вместе с движением колес. Но из-за больших недостатков внедрение системы пришлось остановить. Замены пришлось ждать весьма долго, но она стоит того.



В чем суть?

Система адаптивного освещения – это полноценный компьютер, способный регулировать освещение, в зависимости от местных условий. Специальная программа контролирует повороты руля и освещает ту часть дороги, которая больше всего нуждается в этом. Как следствие, уровень безопасности повышается на 35-40%, существенно возрастает и качество освещения дороги.



Принцип действия

Система адаптивного освещения – это электроника, в состав которой входит блок управления, входные устройства (датчики) и исполнительнее механизмы (устройства, которые непосредственным образом исполняют порученную задачу). При этом данные поступают от следующих источников:

  • о скорости передвижения – от датчиков частоты вращения колес;
  • о направлении движения – от датчика угла поворота руля;
  • об интенсивности освещения – от датчика освещения;
  • о профиле дороги – от датчика продольного ускорения;
  • о наличии посторонних объектов на трассе – от видеокамеры.

Все сигналы собираются в режиме реального времени и передаются к электронному блоку управления. Последний выполняет их обработку и дает команду исполнительным механизмам на совершение тех или иных действий. К примеру, в ксеноновых фарах существует специальный модуль, который может вращаться в различных плоскостях (вертикальной и горизонтальной).

Между линзой и самой лампой устанавливается специальный экран, имеющий определенные размеры и форму для получения необходимого луча. В ряде случаев вместе с ксеноновой может устанавливаться галогенная лампа, активируемая для дополнительного освещения поворотов. При этом сама система адаптивного освещения работает исключительно с биксеноном. Но об этом позже.



Функции

В современных автомобилях электронный блок управления имеет шесть основных режимов, позволяющих настаивать головной свет под определенные условия движения. К таковым можно отнести:

  • Городской свет. Активация режим происходит при длительном движении на скорости менее 55 км/час. Особенность световых лучей – небольшая дальность, широкий захват лучей с левой и правой стороны, горизонтальная светотеневая граница. При движении в условиях города в фарах автомобиля активируются дополнительные лампы освещения. Именно благодаря такому действию водитель может заблаговременно обнаружить посторонние объекты на дороге и своевременно на них среагировать.

  • Проселочная местность. Активация этого режима происходит при выезде загород и движении со скоростью от 55 до 100 километров в час. По сути, здесь нет ничего особенного. Это стандартный ближний свет с ассиметричным рисунком. Смысл в том, что правая сторона освещена качественнее левой.

  • Автомагистраль. Как только стрелка спидометра «перешагивает» за отметку в 100 километров в час происходит активация режима движения по магистрали. В этом случае активируется обычный ближний свет, но с повышенной дальностью. Таким образом, обеспечивается большая безопасность при прямолинейном движении, совершении маневров и высокой скорости.

  • Дальний свет. В этом режиме активируется стандартное дальнее освещение. Разница лишь в том, что водителю не нужно постоянно переключаться на режим ближнего света. Здесь есть два подхода – дальний свет с адаптивной и вертикальной светотеневой границей. В первом случае основную функцию берет на себя видеокамера. При наличии впереди идущего транспортного средства камера подает сигнал в ЭБУ. Электроника регулирует фары таким образом, чтобы луч заканчивался до встречного автомобиля. Важно, что в работе системы учтены и дорожные условия, к примеру, корявости рельефа, небольшие спуски или подъемы. Если камера не видит впереди других ТС, то активируется стандартная система дальнего света. Второй вариант – более продвинутый. В этом случае система распознает яркий свет впереди и дает команду на затенение транспортного средства. На практике это реализуется весьма просто. Внутри фары установлен специальный цилиндр (между линзой и лампой). В цилиндре есть небольшой двигатель. По окружности устройства установлены специальные экраны, имеющие различную форму и позволяющие корректировать направление световых лучей.

  • Повороты. Наиболее популярный режим – эффективное освещение поворотов во время движения транспортного средства. Поворот фары осуществляется с помощью специальных двигателей с небольшой дискретностью. Наибольший угол, на который может повернуться фара, составляет 15 градусов. Интересный момент в том, что углы поворота правой и левой фары различаются. К примеру, при повороте налево левая фара повернется на полные 15 градусов. При этом правая фара пройдет только половину пути (7 градусов). Если же происходит обратная ситуация и поворот совершается направо, то фары работают по аналогичному принципу, но в зеркальном отображении. Это делается для того, чтобы избежать случайного ослепления встречных водителей. При этом сама система будет работать в обоих режимах (как в ближнем, так и в дальнем). И еще. При частом и незначительном перемещении руля система не сработает. Но достаточно повернуть рулевое колесо на большой угол, как соответствующий датчик даст команду ЭБУ и необходимая фара провернется для лучшего освещения дороги. Кроме этого, разный угол поворота фар дает еще один неоспоримый плюс  - расширение площади освещаемого пространства.

  • Неблагоприятные условия. Если погода на улице ухудшается, начинает идти снег или дождь, то фара немного опускается. Таким образом, стандартный источник освещения начинает работать по принципу противотуманной фары. Здесь все просто. Луч света опускается на минимальную высоту и освещает дорогу как бы под туманом. Следовательно, отражения от мелких капель воды не происходит, отсутствуют ослепляющие водителя блики, и повышается общее качество освещения.

Для активации этого режима должно быть выполнено несколько основных условий:

  • переключатель освещения находится в положении автоматической работы.
  • окружающее освещение отличается минимальной интенсивностью.
  • скорость перемещения авто находится в пределах от 15 до 70 километров в час.
  • стеклоочистители включены и работают в течение двух минут и более.

Отключение адаптивного света фар, как правило, производится при соблюдении ряда других условий:

  • скорость движения транспортного средства от 70 километров в час и более.
  • дворники не работают больше восьми минут.
  • переключатель освещения занял позицию «ближнего света фар».


Основные системы и их особенности

Сегодня большинство производителей устанавливают две основные системы адаптивного освещения:

  • AFS – это аббревиатура, которая расшифровывается, как система адаптивного освещения поворотов («Advanced Frontlighting System»). Ее особенность в том, что фара во время поворота остается на одном месте, а смещается исключительно луч света. Происходит это, благодаря небольшому шаговому элекродвигателю. При этом сам световой луч перемещается очень плавно, без каких-либо заметных рывков и лишнего дискомфорта для водителя. Как правило, такая система в базовом пакете не идет и предоставляется в качестве дополнительной опции.

  • Система AFL – еще один вид системы адаптивного света. Эту аббревиатуру можно расшифровать следующим образом - Adaptive Front-Lighting System. Главное отличие AFL – наличие дополнительной пары фар, которые активируются только в случае резкого поворота рулевого колеса. При этом дорога идеально освещается по ходу движения авто. Особенность этих фар для дополнительного освещения – высокая мощность, позволяющая справиться с задачей даже по отдельности.

При движении на скоростных трассах фары AFS поворачиваются в момент виража на угол, зависящий от скорости передвижения. Функция контроля лежит на специальном устройстве (контроллере), который анализирует полученные данные (угол и скорость поворота). В случае движения на небольшой скорости (до 40 км/час), к примеру, на перекрестках, происходит активация дополнительной фары. Следовательно, затемненный участок освещается без промедлений.



Вывод

Система адаптивного освещения в полном формате – это будущее автомобилей. Уже доказано, что применение такой системы на авто позволит снизить аварийность на 30-40%. И если разработка бережет человеческие жизни, то она стоит любых денег.

Стоимость ремонтаНайти запчасть