Современные автомобили поражают своей функциональностью и степенью защиты. Во многом это возможно, благодаря новым и высокотехнологичным системам безопасности, обеспечивающим сохранность авто и его верность своему владельцу. Так, одной из самых удивительных систем является Smart Key System Keyless - ультрасовременная и умная система интеллектуального доступа. Ее разработчикам удалось сделать невозможное - взять под полный контроль такие функции, как запуск двигателя без пульта ДУ (ключа), разблокировку (блокировку) дверей автомобиля и так далее. Но обо всем подробнее.
Назначение и названия
Система интеллектуального доступа за время существования получила множество различных названий - умный ключ, система доступа без ключа и так далее. Но каким бы ни было наименование, суть остается одна - своевременно распознать владельца авто по коду ответа и обеспечить автоматическое открытие дверей только лишь при одном прикосновении к ручке. Дальше - еще проще. Чтобы завести мотор, достаточно нажать кнопку. Ключ можно не доставать, оставив спокойно лежать в кармане.
Первое появление умной системы датируется 1998 годом. Первопроходцем стал концерн Мерседес. Именно его производителям удалось воплотить давние замыслы в реальность и обеспечить умной системой даже базовые комплектации многих авто. Далее стали подтягиваться и остальные марки, которые поняли все перспективы нововведения. Единственное, что каждый производитель придумывал свое название. К примеру, у Ауди это Advancad Key, у БМВ - Comfort Access, у Киа - Keyless Entry, у Ниссан - Intelligent Key, у Тойота - Smart Key System, у Мазды - Advanced Keyless & Start System и так далее.
Конструкция и принцип действия
Несмотря на свои возможности, система весьма проста в исполнении и отличается понятным принципом действия. Так, к основным элементам можно отнести:
- Транспондер - это узел, который выполняет одну из наиболее важных функций, а именно распознавание владельца. Конструктивно он состоит из обычной микросхемы со встроенной антенной. Последняя может быть установлена в корпусе ключа для заводки авто или же в специальной пластиковой карте. Лучшим с позиции безопасности и удобства пользования является первый вариант (объединение с ключом). Это легко объяснить. В отличие от специальной карты ключ от автомобиля будет всегда под рукой.
- Антенны. Системе нужно быть на связи с брелком, поэтому без передающего устройства не обойтись. Специальные антенны имеют радиус действия в районе до полутора метров. При этом для обеспечения стабильной связи по всем периметру на машину ставится от двух до четырех антенн. Как правило, этого достаточно для точного распознавания хозяина и подачи необходимой команды.
- Датчик касания. Устройство монтируется непосредственно в дверной ручке транспортного средства. Его задача - своевременно распознать факт прикосновения к ней руки человека. Принцип действия устройства построен на принципе контроля емкости.
- Кнопка запуска силового узла. Данный элемент системы монтируется непосредственно в салоне автомобиля, занимая классическое место замка зажигания или другую позицию (в зависимости от марки и модели транспортного средства). В некоторых авто вместо кнопки применяется обычный тумблер.
- ЭБУ (электронный блок управления) - «голова» всей интеллектуальной системы. Его задача - обеспечить реализацию функций интеллектуального доступа, в том числе запуска силового узла без применения обычного ключа. В процессе решения задач данный блок работает совместно с системой управления двигателем и блоком центрального замка.
Система интеллектуального доступа работает по следующему алгоритму:
- Водитель подходит к машине и берется за дверную ручку. В этот момент индуктивный датчик фиксирует факт прикосновения и передает соответствующий сигнал к блоку управления.
- Блок управления получает сигнал, обрабатывает его и отправляет соответствующую команду через антенну к электронному ключу (транспондеру).
- Транспондер принимает сигнал и распознает свою позицию относительно транспортного средства. При этом в момент прикосновения к ручке брелок находится еще вне салона.
- Формируется соответствующий сигнал и передается в две точки - к противоугонной сигнализации и центральному замку автомобиля. Как следствие, происходит отключение сигнализации и разблокировка нужной двери машины. Далее водитель открывает двери и занимает место в своем кресле.
- Путем нажатия кнопки запуска подается сигнал к ЭБУ системы, а оттуда через антенну на брелок ключа. Последний проводит анализ поступившей информации и идентифицирует себя внутри автомобиля.
- Транспондер в брелке отправляет команду к сигнализации транспортного средства и на антенну ЦЗ. Как следствие, все противоугонные блокировки снимаются. После этого ЭБУ системы запрашивает у ЭБУ двигателя его готовность к заводке двигателя. Если все нормально, то производится автоматический запуск мотора.
- По завершении поездки водитель глушит автомобиль и покидает салон. При этом постановка машины на сигнализацию может производиться различными способами - путем нажатия на специальную кнопку (расположена на дверной ручке), обычным прикосновением к ней или же просто отходом от машины.
В ряде случаев интеллектуальный ключ может использоваться для выполнения различных настроек автомобиля. Так, при открытии дверей может устанавливаться положение руля, сидения водителя, зеркала заднего вида и так далее. В некоторых моделях автоматически подстраивается нужная радиостанция и устанавливается зафиксированная температура климат-контроля. Конечно, за такую функциональность автолюбителю придется доплатить.
Особенности современных систем
В качестве итога можно выделить несколько основных особенностей Smart Key System Keyless:
- Система умного входа. Узел сконструирован таким образом, чтобы между всеми действиями системы не было никаких задержек. Владелец просто походит к автомобилю, открывает его, садится за руль, заводит двигатель и уезжает. Никаких дополнительных действий выполнять не нужно. Главное условие - наличие специального брелка со встроенным транспондером в кармане.
- Запуск без ключа. Современные системы интеллектуального доступа существенно упростили жизнь автолюбителям. Для завода авто теперь не нужен ключ - достаточно нажать специальную кнопку или перевести тумблер в специальное положение.
- Противоугонная функция. В качестве дополнительной опции возможна установка блокировка ручки АКПП. После установки системы в положение «Парковка» перевести ручку без наличия в зоне действия специального брелка с транспондером будет невозможно. Кроме этого, когда машина закрыта, то кнопка заводки двигателя также не работает. Если же злоумышленник все-таки проникнет в транспортное средство или же будет произведена попытка это сделать, то сработает охранная сигнализация. При этом система не просто отключится, но и полностью заблокирует транспортное средство. В дальнейшем попасть в машину будет невозможно до отключения защиты самим владельцем.
- Дополнительные возможности цифрового ключа. С помощью специальной системы ПИР (пироэлектрического инфракрасного ключа) можно производить множество различных действий - открывать и закрывать дверные замки и заводить мотор. Все, что необходимо для этого - ввести персональный код.
- Дистанционное открытие. Бывают ситуации, когда нужно открыть машину, а руки уже заняты. Лезть в карман за ключами или брелком от сигнализации очень неудобно. Другое дело, когда система сама сделала всю работу и открыла нужную дверь. Остается лишь потянуть за ручку.
- Специальная экспорт функция. Во многих системах есть специальная функция, повышающая уровень безопасности автолюбителя. В частности, можно запрограммировать систему на включение фар в течение 30 секунд после открытия (закрытия) дверей.
- Аварийный сигнал. Иногда полезна опция автоматического оповещения. Ее суть в том, что в случае резкого торможения на дороге система подает дополнительный сигнал, сообщающий автолюбителям сзади о дополнительной опасности.
- Автоматическое закрывание. Систему интеллектуального доступа можно запрограммировать таким образом, чтобы она автоматически закрывала замки машины во время движения. Как только машина останавливается, а ручка переводится в положение «Парковка», замки открываются.
- Дополнительные функции. Нельзя не отметить и такие полезные опции как автоматическое открытие (закрытие) стекол, блокировка АКПП и так далее.
- Идеальная совместимость. Систему интеллектуального доступа можно без труда установить как на бензиновые, так и на дизельные авто. Кроме этого, монтировать Smart Key System Keyless допускается как на авто со смарт-ключами или иммобилайзером, так и на машины с «механикой».
- Дистанционный запуск. Систему интеллектуального доступа можно применять для дистанционной заводки автомобиля (еще до открытия дверей).
Вывод
Благодаря своей функциональности, удобству применения и надежности, система интеллектуального доступа стала действительно популярной. И если такое чудо техники еще не установлено на вашем авто, то это всегда можно исправить.