Система контроля качества воздуха.
Система контроля качества воздуха устанавливается на многих моделях авто. В чем ее суть? Из каких элементов она состоит? Каков принцип ее работы? Что интересно знать об истории появления этой системы? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Современному человеку подвластно практически все. Он научился строить качественные автомобили, запускать в космос ракеты, создавать искусственный интеллект и заставлять его работать на благо человечества. При этом одним из самых удивительных и полезных изобретений все равно остается автомобиль. С первых же дней появления количество транспорта неуклонно растет, и эта тенденция продолжается и сегодня.

Но технический прогресс – это лишь одна сторона «медали». Из-за активного применения техники и развития промышленности наш воздух стал далек от идеала. Количество аллергиков с каждым годом растет, что сделало задачу очистки воздуха одной из самых приоритетных задач для производителей современного транспорта. Так появилась новая система контроля качества воздуха.



История

Развитие электроники поменяло практически все. На новых автомобилях стало обновляться техническое оснащение, появились новые и более совершенные узлы. Обычный кондиционер заменили более продвинутые системы климат-контроля, способные не просто охлаждать воздух, но и самостоятельно держать температуру на нужном уровне. Все, что требуется от водителя – установить нужный режим, а дальше климат-контроль все делает сам – измеряет температуру, включает кондиционер или отопитель, подает воздух в ноги, в область груди или лобовое стекло.

Первый климат-контроль появился еще в 1979 году на автомобиле Мерседес модели W126. К 1998 году немецкому концерну удалось совершенствовать систему и ввести в память устройства более двух сотен различных характеристик микроклимата в самых разных диапазонах – от 40 градусов Цельсия (с минусом), то 50 градусов тепла.

Конечно, электронике удалось существенно расширить возможности кондиционеров, сделав их полноценными независимыми устройствами. Со временем появились специальные датчики, способные выявлять повышенную концентрацию азота или угарного газа в воздухе. При выявлении таких отклонений устройства срабатывали и передавали сигнал. Именно такие датчики стали базой для новой системы контроля качества воздуха.

Идея не просто очищать, но и контролировать качество воздуха пришла разработчикам автомобиля Вольво. При этом первая система контроля качества воздуха «родилась» в этом же 1998 году. Ее оригинальная аббревиатура – IAQS (Interior Air Quality System). С первого года появления система прижилась, и активно применяется сегодня (правда, в более совершенном варианте). Похожие системы внедрили в свою технику и другие компании, такие как Форд, Мерседес, БМВ, Рено, Фольксваген и прочие. Как правило, принцип действия у всех одинаков, а вот название может меняться.



Назначение и принцип действия

Задача системы контроля качества воздуха – создание идеального микроклимата в салоне транспортного средства. Работа устройства обеспечивает салон чистейшим воздухом, который подходит даже хроническим аллергикам. Такая задача обеспечивается путем тонкой очистки и организации полноценной рециркуляции воздушного потока. При этом по своей сути IAQS – это расширенная версия хорошо известной нам системы климат-контроля.

Основная нагрузка по очистке воздуха ложится на салонный фильтр, основой которого является активированный уголь. Задача последнего – поглощение неприятных запахов, вредных газов, попадающих извне, микрочастиц грязи и так далее. К сожалению, фильтр не всегда справляется с поставленной задачей. Когда объем загрязнений в воздухе превышает норму, система переводит работу из «приточного» режима в режим рециркуляции потока. Как следствие, воздух начинает вращаться внутри салона автомобиля до момента полной очистки.

Интересен тот факт, что система блокирует доступ грязного воздуха еще до того, как он попадает в салон. Это легко объяснить. Главному фиксирующему устройству (контролирующему датчику) удается заблаговременно распознать загрязнение и оперативно перекрыть все каналы связи с окружающим авто пространством.

Конструктивно система выполнена весьма просто. Она состоит из датчика, который контролирует качество воздуха, привода заслонки рециркуляции (именно он открывает и закрывает поток извне) и блока управления («мозгов» системы).

Из всей этой троицы ключевая функция за датчиком качества воздуха. Его основная задача – зафиксировать наличие вредных примесей в поступающем потоке воздуха. Работает датчика на регулярном измерении свойств некоторых материалов при взаимодействии с вредными парами газов.

Сегодня выделяется несколько видов вредных газов. К ним можно отнести восстановительные и окислительные. Первые – это оксид азота. Вторые – пары топлива, оксид углерода, продукты сгорания топливовоздушной смеси, углеводороды и так далее. В случае контакта с окислительными парами сопротивление фиксирующего устройства снижается, а с восстановительными – повышается.

Датчик проверяет состав воздуха и передает соответствующий сигнал на электронный блок управления. При этом отдельного управляющего блока у системы контроля качества воздуха нет – решение принимает блок управления уже действующей системы климат-контроля. Система мгновенно реагирует на одновременное присутствие в воздухе двух видов примесей – окислительных и восстановительных. В случае когда концентрация вредных газов выше нормы, которая установлена программой устройства, блок управления дает команду на закрытие заслонки рециркуляции. При этом вредные вещества перестают попадать внутрь салона транспортного средства.

Чтобы система перешла в другой режим работы и закрыла доступ воздуха снаружи, должно быть выполнено несколько условий:

  • автомобиль движется задним ходом;
  • одновременно включены омыватель лобового стекла автомобиля и дворники;
  • концентрация вредных газов в составе воздуха превысила допустимые нормы.


Особенности системы

На сегодня выделяется несколько основных видов рециркуляции, каждый из которых отличается по принципу своего действия. Так, рециркуляция может быть полной или частичной. Вне зависимости от качества поступающего в салон потока система рециркуляции всегда запускается на небольшой промежуток времени (7-10 минут). Это делается для дополнительной очистки воздуха в салоне транспортного средства.

При этом период, который будет активна рециркуляция, зависит от целого ряда условий. К примеру, от включения кондиционирования, работы дворников, температуры воздуха за пределами транспортного средства и так далее. Подобный режим позволяет не только произвести ожидаемую очистку воздуха внутри салона, но и убрать эффект запотевания стекол на автомобиле.

К слову, разработчики автомобиля Вольво не стали останавливаться на достигнутом. Уже через некоторое время к системе контроля качества воздуха была добавлена другая система, обеспечивающая автоматическое вентилирование внутреннего пространства автомобиля. Оба узла в комплексе называются CZIP или полное название - Clean Zone Interior Package.

Дополнительное автоматическое вентилирование салона включается по факту разблокировки дверей с помощью пульта ДУ. В период работы системы из салона убираются все неприятные «аромат» и выделения от материалов, находящихся внутри. Благодаря системе CZIP можно быть уверенным, что даже после длительной стоянки авто воздух в салоне будет чистым и без запахов. Сама вентиляция работает на протяжении одной минуты. Если одна из дверей открывается раньше, то CZIP прекращает свою работу. Большой плюс такой системы – возможность удалять лишние ароматы из нового автомобиля (если, конечно, это необходимо).

Функционально CZIP налажена таким образом, что на начальном этапе интенсивность ее работы максимальна, но по мере уменьшения объема выделения вредных веществ из материалов активность работы вентиляции все время снижается. Через 4-5 лет с момента покупки авто система автоматического вентилирования может и вовсе не понадобится.



Преимущества и недостатки

Система контроля качества воздуха, как и любая другая, имеет свои положительные и отрицательные моменты. При этом плюсы Interior Air Quality System хорошо известны многим владельцам авто с такой функцией:

  • возможность вдыхать по-настоящему чистый воздух, что делает поездку по-настоящему комфортабельной и исключает любые признаки аллергии;
  • полная автоматизация работы. Водителю и пассажирам не нужно задумываться о необходимости активации системы – она срабатывает автоматически в случае определения загрязненности воздуха;
  • в течение нескольких минут воздух действительно очищается от различных примесей и дышать становится намного легче.


Из минусов системы:

  • автомобили, оборудованные Interior Air Quality System или другими системами-аналогами, стоят намного дороже;
  • на период работы рециркуляции поступление воздуха снаружи прекращено, что приводит к появлению факта запотевания стекол. Таким образом, рано или поздно доступ воздуха снаружи все равно придется открывать.


Вывод

Многие разработчики автомобилей уже давно уяснили, что забота о водителях и пассажирах обязательно дает результат в виде более пристального внимания к модели и повышения объемов продаж. Вот почему уважающие себя производители активно занялись оптимизацией имеющихся на борту систем климат-контроля и их дополнения столь удобной и перспективной функцией. Почему бы и нет? Для тех же аллергиков внутренняя очистка воздуха в условиях запыленности и задымленности, а также большого объема выхлопных газов (к примеру, во время стояния в пробке) это настоящее спасение.

При этом нет никаких сомнений, что это только начало, и современные системы кондиционирования, автоматической вентиляции и рециркуляции будут обязательно дорабатываться для обеспечения идеального комфорта.

Стоимость ремонтаНайти запчасть