Система помощи при спуске с горы.
Машины, оборудованные системой помощи при спуске, надежно защищены от неконтролируемого ускорения при движении по склону или скользкой поверхности. В чем заключаются особенности опции Hill Descent Control и какие принципы лежат в основе ее работы? Чем отличаются системы помощи при спуске, выпущенные такими производителями как Тойота, Ниссан, Фольксваген и прочими? В чем принципиальная разница между Hill Descent Control и Hill Start Assist? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Современные автомобили буквально напичканы электроникой, которая призвана повысить уровень комфорта водителей и пассажиров, улучшить безопасность, снизить вероятность ошибочных действий на дороге. При этом одной из наиболее популярных является система помощи при спуске с горы. В чем же особенности системы? Как она работает? Какие варианты существуют? Постараемся каждый из вопросов рассмотреть подробнее.



Назначение

Система помощи - одна из опций уже раскрученной системы курсовой устойчивости, устанавливаемой на многих современных моделях. Производители авто причисляют эту опцию к активной безопасности машины. Главная задача - контроль скоростного режима автомобиля в процессе движения с горы. Опция получила широкое распространение на кроссоверах и внедорожниках, которым часто приходится преодолевать различные препятствия. Наличие системы помощи облегчает работу водителю и повышает уровень безопасности во время движения.



Какие есть варианты?

Часто автолюбители путаются в наименованиях, ведь у различных производителей название системы отличается. К примеру, у брендов БМВ и Фольксваген система носит название Hill Descent Control или сокращенно HDC. В компании Тойота применяют другую аббревиатуру - (DAC), которая расшифровывается как Downhill Assist Control. Свое обозначение есть и у японского производителя Ниссан. Здесь система носит название Downhill Drive Support (сокращенно - DDS). Последние годы к лидерам подключилась и компания Хюндай, которая устанавливает систему помощи на многие из своих моделей. При этом здесь система носит название DBC. Полная расшифровка - Downhill Brake Control.

Вне зависимости от названия, принцип действия системы и ее конструктивные особенности отличаются незначительно. Задача остается неизменной - поддержать скоростной режим на безопасном уровне и не дать автомобилю набрать скорость в случае отказа тормозов или отвлечения внимания водителя.

Если исходить из особенностей, то система помощи при спуске больше не «система», а «функция», ведь (как уже упоминалось выше) она является только расширением существующей системы курсовой устойчивости.



Принцип действия

Задача Hill Descent Control - поддержка постоянного скоростного режима посредством контроля вращения колес и их подтормаживания в процессе спуска с горы. Для запуска системы достаточно нажать специальную кнопку на панели приборов автомобиля. При этом должно выполняться ряд условий. В частности, педаль газа должна быть нажатой, машина  заведена, а тормоза отпущены. Но и это еще не все. Угол уклона не должен быть меньше 20%, а скорость движения машины - от 20 километров в час и больше.

Главную функцию в системе берут на себя датчики автомобиля, которые подают сигналы к блоку управления. Последний после обработки данных принимает дальнейшие решения и направляет сигнал к насосу обратной подачи. Одновременно с этим дается команда на открытие клапанов высокого давления и впуска. Что касается клапанов выпуска, то во время работы системы они находятся в закрытом состоянии.

Благодаря таким манипуляциям удается создать давление в тормозной системе, которое гарантирует постепенное снижение скорости и ее удерживание на безопасном уровне. При этом скорость, которую поддерживает система, может меняться и зависит от первоначального скоростного режима (до момента включения) и включенной передачи.

Как только достигается нижний предел допустимой скорости, происходит торможение  транспортного средства. Далее цикл работы системы повторяется весь период, пока автомобиль движется по спуску. Получается, что система работает циклично, постоянно поддотормаживая колеса (когда в этом есть потребность).

При необходимости допускается принудительное отключение системы - достаточно еще раз нажать клавишу. Кроме этого, отключение возможно и автоматически - путем нажатия на тормоз или газ. Также система отключится, если угол уклона будет ниже 12 процентов.

На основании сказанного выше, можно выделить следующий алгоритм работы системы:

  • Сигналы датчиков собирают информацию о скорости движения автомобиля, включенной передаче и прочие данные, после чего передают собранные данные на ЭБУ;

  • Электронный блок принимает сигналы, анализирует их и текущую дорожную ситуацию;

  • При необходимости активируется клапан обратной подачи;

  • Происходит открытие клапанов высокого давления и впуска (как уже упоминалось, клапаны переключающие и клапаны впуска заперты);

  • Нагнетается давление, которое гарантирует уменьшение скорости до безопасного уровня. Процесс торможения проходит осторожно, чтобы избежать случайной потери управляемости, сноса или переворота машины (особенно актуально при движении по горной местности).

Средняя скорость машины в таком режиме составляет 5-15 км/час. Главные факторы для срабатывания:

  • машина заведена;
  • педали газа и тормоза не нажаты;
  • авто движется со скоростью до 20 км/час;
  • угол уклона - от 20 процентов и более.

Машины, которые оборудованы электронно-управляемой коробкой-автомат, часто оборудуются функцией торможения мотором. При этом ЭБУ автоматической КПП самостоятельно проводит анализ и распознает тормозной режим (часто это происходит на затяжных спусках). Система без дополнительной команды водителя включает 3-ю или 4-ю скорость, что снижает нагрузку на силовой агрегат. Чтобы деактивировать заданный режим, достаточно поставить ногу на газ или тормоз.



Существующие системы и их особенности

Сегодня разработано множество систем, которые помогают водителю двигаться в условиях горной местности. Среди них:

  • DAC - система помощи при спуске. Как упоминалось, разработчиком является компания Тойота. Задачей было создание надежного механизма, способного контролировать движение машины при движении по высоким склонам. Главные «действующие лица» - датчики скорости, которые монтируются на колесах машины и контролируют скорость их вращения в режиме реального времени. Одновременно с этим фиксируется и общая скорость автомобиля. Как только машина начинает двигаться быстрее, чем вращаются колеса (то есть имеет место проскальзывание) включается система с последующим распределением усилий. В процессе спуска с горы DAC удерживает скорость, равную 7 км/час. Интересен и тот факт, что устройство работает и при включении задней скорости (в этом случае скорость составляет 4 км/час). Включается система вручную водителем, поэтому перед началом опасного спуска желательно нажать на кнопку активации DAC. В автомобилях с МКПП возможно регулирование на скорости от 9 до 30 км/час. При желании допускается изменение (повышение или снижение скорости) в границах диапазона. Как только скорость поднимается выше 30 км/час, то регулирование е производится, а после 60 км/час индикатор, сигнализирующий о работе системы, и вовсе гаснет.

  • Опция DBC также позиционируется, как система помощи при спуске. Эта система, по сути, аналогична по принципу действия с DAC. Максимальная скорость движения составляет 10 километров в час. Снижение скорости автомобиля происходит посредством действия антиблокировочной системы, которая попеременным подтормажванием колес обеспечивает безопасную скорость движения. При этом работа системы исключает случайный занос из-за резкого изменения скоростного режима.

  • Система Hill Descent Control (HDC) - гордость таких производителей, как Фольксваген и БВМ. Как и рассмотренные выше системы, ее задача - снижение скорости при движении с уклона. Опция предусматривается на машинах с повышенной проходимостью (кроссоверах и внедорожниках). HDC сочетает в себе функциональность антиблокировочной системы и системы управления мотором. Благодаря такой опции, водитель управляет машиной на склоне, не дотрагиваясь ногами до педалей. При этом скорость перемещения снижается до уровня 9 км/час.  Плюс системы Hill Descent Control - контроль поверхности, по которой движется автомобиль. Если на дорожном покрытии имеются кочки или ухабы, то скорость машины автоматически снизится до уровня 7 км/час. Кроме этого, Hill Descent Control заставит машину ехать медленнее при резком ускорении. Регулировка скорости возможна с помощью кнопок управления круиз-контролем. Первоначально система создавалась для движения по плохой дороге, поэтому возможности HDC проявляются не только на горке, но и при движении по обледеневшей поверхности, когда у колес нет нормального контакта с дорогой.


Альтернативный помощник

На автомобилях, где установлена система помощи при спуске, часто предусмотрена и другая система, которая также помогает при движении на горной местности - HAC. Задача устройства (в отличие от рассмотренных выше) - создать дополнительные тяговые усилия при начале движения под горку и исключить случайное скатывание вниз. Такая разработка - продукт труда специалистов концерна Тойота, который впервые был протестирован именно на автомобилях этой марки.

Принцип действия системы построен на распределении момента вращения между колесами для обеспечения сцепления колес с поверхностью. Как только начинается пробуксовка, система подтормаживает необходимое колесо и гарантирует прямолинейное движение.

Особенность устройства в том, что удерживающая сила работает даже после отпускания тормозов. Это полезно, когда водителю необходимо перенести ногу с газа на тормоз или обратно при условии движения на подъеме.

Как и в случае с описанной выше системой помощи при спуске, здесь есть определенные условия для активации. Так, для запуска HAC тормоз должен быть нажат, двигатель заведен, а угол наклона должен составлять более пяти процентов. Принцип действия построен на четырех циклах, среди которых создание достаточного давления в тормозах, его удерживание на необходимом уровне, снижение и последующий сброс давления.

Как только водитель отпускает педаль тормоза, переключающие клапана закрываются, что гарантирует удерживание безопасного давления в каждом из контуров. Как только водитель жмет на газ, происходит открытие перепускных клапанов, и давление сбрасывается. При этом система возвращается к первоначальной позиции.

Интересен тот факт, что обе системы (помощи при спуске и подъеме) в некотором роде взаимозависимы и часто устанавливаются в паре. При этом водители, которым часто приходится путешествовать по горной местности, должны обращать внимание на наличие таких устройств.



Итоги

Система помощи при спуске с горы - надежный помощник для автолюбителей, которые часто путешествуют по горной местности,  где преобладают подъемы и частые спуски. Кроме этого, такая опция будет полезна при движении по скользкой дороге, что позволит справиться с автомобилем и не дать ему «сползти» на обочину. Есть мнение, что система помощи при спуске нужна только новичкам. Но это не так. Опытные автолюбители также отмечают пользу опции, которая неоднократно выручала их в дороге.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Система помощи при спуске с горы.