В каждом автомобиле, где в роли управляющего органа выступает ЭБУ, есть самодиагностика, то есть бортовая диагностика. Данная функция - комплекс программно-аппаратных средств, позволяющих проводить анализ работы основных систем автомобиля, а также идентифицировать неисправности различных узлов и систем.
С помощью самодиагностики производится фиксация следующих неисправностей - выхода из строя мотора и элементов системы управления, а также ухудшение общих параметров силового узла (повышения расходов топлива, падение мощности и так далее).
В чем сущность?
Система управления авто формируется из нескольких элементов:
- Аппаратной части, которая несет ответственность за работу силового агрегата и контролирует основные показатели;
- Программной части - исполняемый софт, в котором закладываются основные данные по работе двигателя. Эта система берет на себя задачу организации впрыска в камеру сгорания авто. При выполнении работ система сравнивает информацию от датчиков. При наличии отклонений происходит фиксация текущих проблем, их преобразование в код ошибки и запись в память устройства.
При обнаружении неисправности водитель видит сигнал, который в зависимости от марки автомобиля может различаться. Как правило, начинает мигать специальная лампа с названием Check или Check Engine (чаще всего она имеет форму двигателя). Весь процесс проверки ключевых систем носит название самодиагностики.
Одновременно с выявлением неисправности и загоранием лампы происходит пуск аварийной программы. Последняя будет активна до тех пор, пока владелец или специалисты на СТО не устранят поломку. После ремонта параметры датчиков приходят в норму, а сигнал на приборной панели пропадает. В свою очередь, система управления переходит в стандартный режим работы.
Обязательная опция в системе - запись информации (кодов ошибок), которые могут быть считаны владельцем или специалистом на СТО в любое удобное время. По номерам кодов можно судить, с какими узлами были проблемы, и в какой временной промежуток.
Способы считывания и принципы работы
Кода самодиагностики можно считать двумя способами:
- Коммутацией сканера к диагностическому разъему авто и считыванием необходимых данных. Вариант удобен тем, что можно вывести на экран не только коды неисправностей, но и изучить их описание. Стоит учесть, что сканер - дорогостоящее устройство, которое может быть далеко не у каждого. Как правило, такие приборы есть только у профессиональных мастеров и специалистов в мастерских;
- Считыванием кодов через электронику автомобиля. В частности, определить ошибку можно по числу миганий.
Как правильно считать выданные системой кода? Здесь все просто. В импортных авто на разъеме диагностики стоит закоротить между собой два вывода - E1 и TE1. Что касается отечественных моделей, то в данном случае перемыкаются контакты A и B. Как только перемычка установлена, достаточно завести машину и правильно считать информацию.
Современные ЭБУ имеют особую систему считывания кодов. Каждое из обозначений повторяется трижды. На первом месте код «12», который сигнализирует об успешности самодиагностики и прохождении инициализации. Если же код «12» не прошел, то можно говорить о сбое в работе той или иной системы.
Как только инициализация завершена, система начинает выдавать зафиксированные коды. Если лампа мигнула один раз, то это цифра «1». С двузначными числами сложнее. Чтобы отразить цифру «15», лампочка сначала мигнет один раз. После будет небольшая пауза, а далее - еще пять морганий. Если в течение последующих 3-4 секунд никаких действий не происходит, то это говорит о завершении кода. При этом учтите, что сам код будет отражаться три раза.
Чтобы обнулить кода в ЭБУ, достаточно снять провод с АКБ с авто на 25-30 секунд. Этого достаточно, чтобы стереть имеющиеся ошибки. Задержка в полминуты, как правило, вызвана действием конденсаторов в системе, которые имеют инертность разряда.
Особенности самодиагностики в японских авто
Принцип самодиагностики можно рассмотреть на примере японских авто (к примеру, Ниссана или Тойоты). Месторасположение ЭБУ может различаться - под пассажирским сидением (справа от водителя) или же за панелью (с левой стороны). При этом не забывайте, что данные модели «праворукие».
Самодиагностика в японских авто может иметь несколько режимов. Для выбора подходящего варианта нужно выполнить несколько простых действий:
- Повернуть ключ в замке зажигания для подачи напряжения на все системы;
- Ручку выбора режимов перевести в левую позицию, после чего отключить и включить зажигание;
- Рукоять выбора режимов перевести в правую позицию;
- Наблюдать за светодиодами. К примеру, загорание, пауза 2 секунды, возгорание, пауза две секунды - это первый режим. Возможен и второй вариант. В данном случае схема следующая - два возгорания, пауза 2 секунды, два возгорания, пауза 2 секунды;
- Как только нужный режим был инициирован, селектор переводится из правой в левую позицию.
Основные режимы самодиагностики выглядят следующим образом:
1. Кислородный датчик. Здесь алгоритм следующий:
- запускайте мотор и грейте его до рабочей температуры;
- проследите, чтобы селектор располагался в левой позиции;
- при загорании зеленого светодиода можно говорить об исправности датчика кислорода;
- если же светодиод не загорается, то датчик кислорода поломан и компьютер считает топливо по умолчанию, то есть по средним параметрам (заблаговременно закладываются в памяти устройства).
2. Топливовоздушная смесь. В данном случае действия следующие:
- запускайте мотор и ждите, пока он наберет нужную температуру;
- наблюдайте за красным светодиодом - он должен мигать с небольшой периодичностью - раз в 2 секунды;
- при отсутствии свечения красного светодиода можно говорить о чрезмерном обогащении топливовоздушной смеси;
- при свечении красного светодиода подготовленная горючая смесь является бедной;
- при загорании двух светодиодов одновременно (зеленого и красного), можно говорить об идеальном составе горючего.
3. Мотор и «коробка». Если при входе в третий режим видны вспышки зеленого и красного светодиодов, то это свидетельствует о неисправности. К примеру, одно возгорание светодиода красного цвета и три возгорания светодиода зеленого цвета подразумевает «13» код. Если же красный светодиод зажегся десять раз, а зеленый - три, то это говорит о 103 коде.
Основные ошибки самодиагностики и способы их устранения
Хотелось отметить, что кода ошибок в каждой модели или марки автомобиля могут различаться. Ниже мы рассмотрим пример для автомобилей Toyota, где системы самодиагностики появились одними из первых.
Итак, из основных кодов ошибок стоит выделить:
1. «12» - отсутствие сигнала зажигания на ЭБУ. В данном случае действуйте так:
- Открутите крышку на блоке распределения зажигания, отбросьте разъемы и проворачивайте двигатель с помощью стартера. Обращайте внимание на бегунок - он должен вращаться;
- Проверьте целостность предохранителя EFI;
- Убедитесь в наличии зажигания на распределителе зажигания;
- Разбирайте распределитель и убеждайтесь в исправности индукционных катушек. Делается это посредством проверки сопротивления;
- Проверьте состояние контактных групп на распределителе зажигания и компьютере.
2. «13» - отсутствие сигналов «Ne», которые должны поступать от распределителя зажигания к ЭБУ при достижении тысячи оборотов в минуту. Второй вариант - поступает сигнал «G», когда сигнал «Ne» уже пришел раньше (актуально для оборотов мотора от 600 до 4 000 оборотов).
В такой ситуации действуйте по следующему алгоритму:
- Демонтируйте крышку распределителя, отбрасывайте разъемы и прокручивайте стартером двигателя. При этом убеждайтесь в нормальном вращении бегунка;
- Проверьте предохранитель;
- Поворачивайте ключ в замке зажигания и убеждайтесь в наличии 12 Вольт на распределителе;
- Отключайте зажигание и убеждайтесь в отсутствии (наличии) «минуса», приходящего на распределитель. Если причина не выявлена, то разбирайте распределитель и проверяйте сопротивление индукционных катушек;
- Отключайте зажигание, чтобы получить доступ к компьютеру и без отбрасывания контактов демонтируйте защитную крышку. После этого поворачивайте ключ в замке зажигания и с помощью мультиметра убеждайтесь в наличии (отсутствии) «массы» на компьютере;
- Прозвоните выводы и проверьте качество контактных соединений на факт окислений.
3. «14» - к компьютеру не идут сигналы от распределителя зажигания после нескольких прокруток коленчатого вала. В данном случае производите действия, которые были описаны выше.
4. «16» - блок управления двигателя не получает информацию от блока управления АКПП с подтверждением работы последнего. Здесь нужно выполнить следующую работу:
- Убедиться, что «минус» приходит на блок управления;
- Проверить наличие +12 Вольт на блоках управления;
- Убедиться в целостности блоков управления;
- Запустить мотор и посредством наблюдения за лампой неисправности мотора сделать проверку системы на скручивание или растягивание проводов;
- Открыть ЭБУ и блок управление «автоматом», после чего осмотреть плату с двух сторон на факт явных повреждений.
5. «21» - нет сигнала от кислородного датчика или же показания последнего не меняются даже при изменении частоты вращения мотора от 800 до 2000 оборотов. В данном случае мероприятия должны быть следующими:
- Убедитесь в целостности жгута, расположенного под дном транспортного средства;
- Проверьте целостность датчика;
- Прозвоните цепочку от блока управления к датчику;
- Проведите проверку «растягивания-скручивания» жгута;
- Выполняйте проверку датчика на факт его целостности и способности выполнять свои функции.
6. «22» - к ЭБУ не поступают сигналы от датчика температуры ОЖ после подачи напряжения в систему и совершения нескольких оборотов коленвала. Здесь нужно сделать следующую работу:
- Проверить состояние жгута, а также разъема, который одевается на датчик;
- Демонтировать разъем и без поворота ключа в замке зажигания убедиться в наличии «минуса» на выводах;
- Пустить мотор и провести проверку «растягивания-скручивания»;
- Проверить исправность самого датчика температуры.
Кроме описанных выше, стоит выделить еще ряд ошибок:
- «24» - отсутствие сигнала от датчика температуры;
- «25» - поступление сигнала от датчика кислорода об обеднении смеси;
- «26» - поступление сигнала от компьютера, что смесь чрезмерно богатая;
- «28» - отсутствие сигнала от кислородного датчика и так далее.
Итоги
Система самодиагностики сложна по структуре, да и количество ошибок больше того, что мы рассмотрели в статье. Но знание принципов работы системы и тонкостей поиска неисправностей может избавить от массы проблем. Это возможно, благодаря своевременному выявлению поломки, ее устранению или обращению в специализированное СТО.