Статистика продаж автомобилей в России.
Статистика продаж автомобилей в России за весь период отражает общие тенденции развития сектора машиностроения, а также современные предпочтения отечественных автолюбителей. В каком году появились первые автомобили и насколько именно они были востребованы? Как развивалось автомобилестроение в царской России, в довоенный период и сразу после окончания ВОВ? Какие изменения произошли в секторе производства машин с момента развала СССР и каким автомобилям отечественные автовладельцы отдают предпочтение на сегодня? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Статистика продаж автомобилей в России — информация, которая будет полезной и интересной не только для специалистов, анализирующим текущую отрасль, но и простым водителям, планирующим покупку транспортного средства. Зная, какие машины предпочитают соотечественники, проще сделать выбор в отношении наиболее надежного и приспособленного под наши дороги «железного коня». Грамотный анализ статистики — шанс избежать ошибок, которые были допущены десятками тысяч покупателей, и одновременно воспользоваться уже существующими наработками и опытом.



Небольшой экскурс в историю

Существует мнение, что Россия по внедрению автомобилей намного отстала от Соединенных Штатов или стран Европы. Это не так. Транспортные средства появились практически одновременно, но из-за отсутствия спроса направление быстро «заглохло». У большей части населения не было возможности для покупки автомобилей и их технического содержания в будущем. Несмотря на это, транспортные средства производились и даже продавались еще при царской России.

Первым владельцем настоящего авто стал Василий Навроцкий, который работал в тот период редактором «Одесского листка». В 1891 году он купил «Панар-Левассор». Следующая столь крупная покупка была совершена только через четыре года. Владельцем второй машины в царской России стал А.К. Жиргалев (архитектор). В его распоряжении появился немецкий автомобиль «Мотор-Ваген».

Интересно, но еще пять лет до покупки первого автомобиля (в 1986 году) появилось первое предложение по продаже транспортного средства. В роли продавцов выступили Фрезе и Яковлев — известные промышленники того времени. Предлагаемый автомобиль являлся серийной моделью (если ее можно так назвать), а не обычным прототипом. Несмотря на наличие предложения, машину никто не купил из-за высокой стоимости, которая составляла 1500 целковых. Такие расходы не могли позволить себе даже состоятельные граждане.

Если проводить сравнения, автомобиль Фрезе и Яковлева стоит, как 30 лошадей. При этом машину Бенца в тот период можно было приобрести в два раза дороже. Логично, что желающих потратить такую сумму было немного. Со временем открылся завод Петра Фрезе, где собирались автомобили одноименной марки. В качестве комплектующих деталей при этом использовались материалы компании «Де Дион Бутон».

К слову, мнение историков в отношении первого автомобиля в России расходится. Ряд историков уверены, что первая русская машина с классическим ДВС проектирована и запущена в продажу двумя инженерами — Путиловым и Хлобовым, проживающим в одном из городков на Волге.



Рост популярности на автомобили в Дореволюционной России

Начало 20-го века ознаменовано изменением отношения общества к автомобилям. Люди перестали воспринимать их как некую диковинку, и все большее число граждан решалось на серьезные траты. Наиболее востребованными в тот период были машины популярных заграничных марок, среди которых были Рено, Бразье, Фиат, Опель, Итала, Мерседес, Фостре и другие.

Статистика продаж автомобилей в тот период не велась, но можно с уверенностью говорить о реализации 100-150 машин ежегодно. При этом укрепляли свои позиции на рынке и отечественные производители:

  • «Дукс» — фабрика, где велось производство Дуксавтомобилей. Транспортные средства изготавливались в Москве, а создателем считается Меллер Ю.А;

  • РБВЗ — завод, занимающийся выпуском машин «Руссо-Балт» (располагался в Риге на базе Русско-Балтийского вагонного завода);

  • Фабрика Лесснера. Здесь был налажен выпуск автомобилей «Лесснер» (Рига).

Главной особенностью машин марки «Дукс» являлось большое разнообразие предоставляемых в продажу транспортных средств. На тот период выпускалось около десяти моделей. Что касается наиболее продаваемых транспортных средств, одним из лидеров является РБВЗ — этих «железных коней» реализовано боле тысячи единиц. На тот период это отличный показатель.

В 1914 году к развитию автомобильной отрасли подключилось и государство. На возведение шести заводов была выделена крупная сумма, а в планах ставились продажи до 10 тысяч машин ежегодно. Этому помешали события 1917 года, когда из-за разгоревшейся на территории страны революции остался только один завод «ЗАМО» (в более поздний период переименован в ЗИП).

Мало кто знает, но Мерседес занимался экспортом автомобильных кузовов из России. Правда, немецких мастеров интересовал только премиум вариант. При этом спросом пользовались машины, произведенные на экипажной фабрике «Ив. Брейтигам».



Как развивался автомобильный рынок СССР до войны?

Следующий бум в автомобильной сфере произошел позже. Сразу после революции выпуск легковых машин почти полностью остановился, и население не имело возможности пополнить семейный автопарк новым «железным конем». Причиной низкой популярности было отсутствие финансовых возможностей осуществлять подобные траты.

Несмотря на определенные сложности, автомобильная промышленность все еще продолжала функционировать. На тот период работало два завода:

  • «ГАЗКИМ» (Москва») с 1933 по 1935 года выпускал Форд «А». В тот период эта лицензионная марка обходилась покупателям в две тысячи рублей;

  • «ГАЗ» (с 1932 по 1936 год). На этом заводе также выпускались упомянутые выше авто, а совместный объем выпуска 2-х гигантов составил около 42 тысяч единиц транспорта. Кроме того, Горьковский автомобильный завод выпустил около 63 тысяч различных вариантов автомобилей М-1. Ежегодно их производилось почти по10 тысяч единиц. При этом большая часть транспортных средств направлялась на покрытие государственных нужд.

Кроме рассмотренных выше производителей, можно упомянуть авто «НАМИ-1», которых в течение четырех лет (с 1927 по 1930 года) было выпущено несколько сотен стоимостью по 8000 рублей каждая. Со временем автомобили этой марки получили новое название — «Москвич».

В тот же период выпущено 350 машин марки «КИМ-10-50». Эти транспортные средства считались экспериментальными и реализовались только нелегально. Стоимость единицы авто составляла меньшую сумму — 7000 рублей. Только в 40-м году прошлого века удалось продать 64 таких автомобиля.

Если подводить итоги по статистике продаж за первые 35 лет прошлого столетия, тенденция популярность постоянно менялась. Так, в 1900-1910 годах число продаж исчислялось в сотнях транспортных средств. К 1925 году количество реализованных авто достигло отметки в тысячу единиц, а в 1930-1935 годах произошел скачок от 4 до 96 тысяч проданы автомобилей. Как видно, всплеск популярности произошел на 30-е годы прошлого века.



Продажи в послевоенный период

Настоящий бум начался через 15 лет после завершения военных действий и победы в ВОВ. Какое-то время пошло на оздоровление экономики страны, и первые 15 лет (вплоть до 1960 года) машин выпускалось крайне мало. Но в 1955 году политический курс СССР был скорректирован, что внесло позитивные изменения в развитие автомобильного рынка страны.

Так, в начале 70-х годов концерн Фиат инвестировал в постройку завода на территории города Тольятти. После завершения строительства стартовал выпуск наиболее известных машин марки ВАЗ. Только в 70-м году прошлого века удалось реализовать больше 21 тысячи единиц ВАЗ-2101 («копейки»), а к 1973-му году этот показатель вырос в 15 раз и практически достиг 380 тысяч единиц.

Несмотря на такую активность в автомобильном секторе, до распада СССР новых марок машин, предназначенных для продаж населению, не было. Если рассматривать статистику продаж автомобилей в России, начиная с 1945 года, можно заметить стабильный рост спроса. Так, сразу после войны объем реализованных транспортных средств вырос почти до 75 тысяч единиц. В течение следующих пят лет этот показатель поднялся в пять раз и достиг 363 тысяч машин.

Следующие 15 лет популярность автомобилей росла, но незначительно. Так, в 1960 году объем произведенных в СССР машин составил 523 тысячи единиц. Настоящий бум произошел только в начале 70-х годов, когда производство выросло на 50% до уровня 916 тысяч автомобилей ежегодно. Еще через пять лет этот показатель был увеличен вдвое, а в 1990 году было выпущено более двух миллионов машин. Суммарно 45 лет (с момента окончания Второй мировой войны) промышленность СССР выпустила больше 12 миллионов единиц авто.

Что касается стоимости автомобилей, можно привести статистику на момент развала СССР (в 1991 году). Так, наиболее дешевыми были автомобили ВАЗ-1111, которые обходились в 3,5 тысячи рублей. Что касается моделей ВАЗ-2104, 2105,а также 2106 и прочих, они находились приблизительно в одном ценовом диапазоне — от 8 до 9,5 тысяч рублей. Более дорогими был машины ГАЗ моделей 2411, 2410 и 2412. Их стоимость составляла от 16 до 19,5 тысяч рублей.

К бюджетным автомобилям относился ЗАЗ-968М со стоимостью в 3,9 тысяч рублей, а также ЗАЗ-1102 (5,1 тысяча руб.). Популярностью пользовались машины марок Москвич и ЛУАЗ, которые стоили 8,5 и 5,1 тыс. руб. соответственно. Интересно, что при СССР не было такого понятия, как «излишек авто» — все произведенные транспортные средства почти сразу же находили своих владельцев.



Статистика продаж автомобилей после развала СССР

Появление полноценного автомобильного рынка произошло в начале 90-х годов, с развалом СССР. С этого момента на территорию страны активно поставляется продукция других производителей, а местные заводы были вынуждены приспосабливаться к текущим условиям. Наибольшим спросом пользовались новые авто и иномарки б/у. Интересно, что до 1997 году цена четверти приобретенных в РФ машин составляла до 10 000 долларов.

На продажи транспорта повлиял дефолт 1998 года, в результате которого пострадали почти все, в том числе и зарубежные продавцы. На этом фоне у отечественного производителя появилась возможность занять существенную долю рынка и обогнать своих конкурентов. В период после дефолта наиболее востребованными были недорогие машины, стоимостью до 10 000 долларов. Объем продаж таких «железных коней» составлял почти 90%.

К 2003 году население стало восстанавливаться, и этот показатель опустился до 70 процентов, а еще через несколько лет упал почти до 60. Если рассматривать статистику роста продаж автомобилей в России до 2008 года, то конкурентов в мире не было. Так, в 2004 году был реализовано около 1,3 миллионов машин, а уже через год этот показатель вырос на 100 тысяч единиц. Количество подержанных автомобилей, продаваемых на рынке, уменьшилась до 13% (в 2006 году).

Непосредственно перед кризисом 2008-го года в России было реализовано почти три миллиона легковых авто, и лидирующие позиции по праву занимал лучшие позиции на отечественном рынке. Только в 2008-м на какой-то период отечественные автомобили были смещены на второе место японским концерном Тойота.

Что касается статистики продаж иномарок в России за период с 2004 по 2008 года, здесь лидирующие позиции занимали следующие автомобили — Форд Фокус, Рено Логан, Митсубиси Лансер, Хюндай Акцент, Шевроле Лачетти и Деу Нексиа.

В 2009-м наблюдался катастрофический спад автомобильного рынка, вызванный прошедшим кризисом. На фоне проблем с деньгами многие люди не могли себе позволить покупку машины. Так, сразу после кризиса объем продаж опустился почти вдвое до 1,5 млн. единиц авто, но уже через год наблюдался скачок на 30% и продажи почти достигли двух миллионов единиц.

В 2011 году РФ вышла на третье место в Европе по продаже новых авто и седьмое в мире. Еще через год рост продаж заметно упал (почти на 10%), что не позволило поставить новый рекорд.  В ТОП наиболее востребованных автомобилей того периода входили Лада Приора, Лада Гранта, Хендай Солярис, Рено Дастер, Форд Фокус, Рено и другие. Популярность тех или иных марок постоянно менялась в зависимости от года.

В 2014 году произошел обвал цен на нефтепродукты, что привело к очередному кризису на автомобильном рынке. Так, в 2015 году объем продаж упал более, чем на треть. В 2016 году этот показатель был лучше, но все равно количество реализованного  транспорта оставалось на уровне 2009 года. На данный момент наблюдается спад, но специалисты уверены в его скором завершении, ведь улучшается положение вторичного рынка.

В 2015 году наибольшим спросом пользовались машины марок Лада, Киа, Хендай и Рено. Хуже всего продавались машины марок Сеат, Ссанг Йонг, Хонда и Джип. В 2016 году лидеры практически не изменились — все та же Лада, Хендай, Киа, Рено, Тойота, Фольксваген и другие марки.



Итоги

Как видно из статьи, автомобильный рынок России начал по-настоящему развиваться после распада СССР, но хорошие перспективы появились еще в 70-х годах прошлого века. Если смотреть по тенденции прошлого, в ближайшие годы должен быть скачок популярности, который в полной мере покроет дефицит продаж последних годов.

Стоимость ремонтаНайти запчасть
Статистика продаж автомобилей в России.