Типы двигателей легковых автомобилей.
За годы существования автомобилестроения были разработаны десятки типов двигателей, отличающихся конструкцией, видами применяемого топлива, расположением, числом цилиндров и прочими параметрами. Каким образом можно классифицировать существующие силовые агрегаты? Какие различия существуют между основными видами двигателей? О каких схемах исполнения двигателей следует знать и в чем заключаются особенности каждой из них? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Современные легковые автомобили различаются не только функциональным, но и техническим наполнением. Производители соревнуются друг перед другом в качестве и надежности моделей, стараясь предоставить клиентам надежный, управляемый и доступный по цене продукт. С момента зарождения автомобилестроения серьезных изменений познала одна из главных составляющих - двигатель автомобиля. Какие же виды моторов сегодня бывают? В чем особенности существующих типов двигателей легковых автомобилей?



Классификации

Первое, с чего стоит начать - общей классификации двигателей легковых автомобилей, которая дает общее представление о конструкциях и особенностях этих узлов.


Все моторы по типу смесеобразования можно разбить на две основные группы:

  • С внутренним образованием горючей смеси и ее последующим зажиганием после контакта с воздухом. Здесь речь идет о дизельных моторах, в которых процесс воспламенения происходит по факту сжатия готовой смеси;

  • С наружным образованием горючей смеси. Здесь речь идет о газовых и карбюраторных моторах, в которых происходит принудительное воспламенение, а основную роль в процессе выполняет свеча зажигания (именно она подает искру).


В основе классификации поршневых моторов внутреннего сгорания лежит тип топлива, который применяется для работы силового узла:

  • Газ. В случае с применением газообразного топлива может применяться газ генераторного, сжиженного или природного типа.

  • Жидкое горючее. Такое топливо является продуктом переработки нефтяных продуктов, в результате чего образуется дизельное топливо, керосин или бензин.

  • Смешанный вид топлива. Газожидкостные моторы способны работать на смеси различных типов горючего - жидкого и газообразного. При этом в основе лежит именно газ, а жидкая форма горючего применяется только в роли зажигательной смеси. Существуют и многотопливные моторы, которые могут длительное время функционировать с применением различных типов топлива, начиная от сырой нефти и заканчивая бензином с высоким октановым числом.


Если классифицировать моторы внутреннего сгорания, то они различаются по ряду признаков:

  • По особенностям зажигания подготовленной горючей смеси - с зажиганием от силы сжатия или с зажиганием от свечи (принудительное воспламенение).

  • По типу реализации рабочего цикла - с 2-мя и 4-мя тактами, с наддувом или без него.


Кроме этого, ДВС классифицируются по ряду типов:

  • По особенностям системы охлаждения (может быть воздушным или жидкостным).

  • По типу образования смеси - с внутренним и внешним образованием горючей смеси. К первому типу относятся бензиновые моторы с впрыском смеси в цилиндр и дизельные агрегаты, а ко второму - моторы на газу и карбюраторные типы.

  • По позиции цилиндров - оппозитные, с V-образным расположением (2-рядные), с вертикальным и горизонтальным положением.


Бензиновый и дизельный мотор

Наибольшее распространение в автомобилестроении получили два типа мотора (по типу применяемого топлива) - бензиновый и дизельный. Именно им стоит уделить наибольшее внимание:


1. Бензиновый силовой агрегат. В двигателе, который работает на бензине, подразумевается воспламенение смеси с помощью обычной искры. Бензиновые моторы можно классифицировать по типу питания:

  • Карбюраторный мотор. Особенность таких агрегатов в том, что смешивание воздуха и топлива происходит в карбюраторе, а далее процесс продолжается уже в трубопроводе впуска. Главные минусы такого типа - низкий уровень экологичности, чрезмерная «прожорливость», меньший уровень надежности (в сравнении с другими типами мотора). Именно по этим причинам такие типы силовых агрегатов потеряли свою популярность и почти не выпускаются;

  • Впрысковый мотор. Здесь главным элементом является инжектор, подающий горючую смесь через главный трубопровод (прямой тип впрыска). Топливо может подаваться одним или несколькими форсунками, установленными перед клапанами. В последнем случае речь идет о распределительном впрыске, управляемом ЭБУ;

  • Силовой узел с непосредственным впрыском. Особенность такого агрегата в том, что подача горючей смеси осуществляется прямо в камеру сгорания. Благодаря такой конструкции, удалось решить сразу две проблемы - устранить вредные вещества из выхлопа и уменьшить потребление топлива.


2. Дизельный силовой агрегат. Главная особенность, которая выделяет «дизели» - способность воспламенять горючую смесь не за счет образуемой свечи, а благодаря мощному сжатию. Если рассматривать принцип действия дизеля, то можно выделить четыре такта, в каждом из которых происходят определенные действия:

  • Впуск. Здесь впускные клапана приоткрываются, и в цилиндр входит определенный объем воздушной массы. После этого клапан, выполнивший функцию, закрывается;

  • Сжатие. В этом случае поршень идет вверх и сжимает расположенный внутри воздух. В пиковый момент внутрь камеры сгорания происходит выброс дизельного горючего;

  • Рабочих ход. Наличие огромного давления и воздуха способствует воспламенению смеси. Теперь создается обратное давление газов, которое выталкивает поршень и заставляет опускаться его в нижнюю точку;

  • Выпуск. Поршень начинает движение вверх. Одновременно с этим открываются выпускные клапана, обеспечивающие выход из камеры сгорания лишних продуктов сгоревшего топлива.

Все дизельные моторы можно классифицировать и по типу камеры сгорания. Последняя бывает распределенной или нераспределенной. В первом случае горючая смесь подается сначала в дополнительную, а уже потом в основную камеру. Такой тип исполнения позволяет добиться большей экономии топлива. Что касается моторов с нераспределенной камерой, то их особенность - в расположении камеры и подаче дизельного горючего в пространство над поршнем. Плюс - экономичность. Минус - высокий уровень шума.



Бензиновый и дизельный мотор: особенности

Если проводить сравнительную характеристику бензиновых и дизельных моторов, то здесь стоит выделить следующие особенности:


1. Потребление топлива. С позиции потребления горючего лидирующие позиции занимает «дизель». Здесь есть несколько причин:

  • Дизельное топливо обходится дешевле бензина;

  • Потребление дизеля ниже, что и обуславливает дополнительную экономию. Если брать современные модели авто, то потребление дизельных моторов может быть на 50-60% ниже, что экономит средства в кошельке;

  • Ресурс силового агрегата, который работает на дизеле, выше, чем у его собрата.

Нельзя не отметить и ряд минусов - дороговизна дизельного мотора и сложность обслуживания.


2. Момент вращения. Если рассматривать крутящий момент, как ключевую характеристику, то здесь в лидерах дизель. Эта особенность хороша не только для легковушек, но и для грузовых авто. Именно высокий момент вращения способствует быстрому троганию транспорта и успешному маневрированию при большой нагрузке и небольших скоростях.


3. Эксплуатация. Не менее важный момент - удобство использования автомобиля с тем или иным  мотором. Здесь стоит выделить главный недостаток дизеля - необходимость переходить на зимний тип топливной смеси. Если своевременно не осуществить переход, то вместо жидкости в баке можно увидеть затвердевшую смесь. В итоге придется не только греть машину, но и ремонтировать многие элементы топливной системы.


4. Удельная мощность. Здесь в лидерах бензиновый мотор. К примеру, если брать дизельный и бензиновый тип мотора с одной мощностью, то у второго объем меньше (как и масса).


5. Шум. Если анализировать уровень шума, то здесь впереди бензиновый силовой агрегат. Многим автолюбителя не нравится раздражающий «дизельный» стук. С другой стороны, повышенный шум будет иметь место лишь при неправильной настройке. Кроме этого, производители делают все возможное, чтобы уровни шума бензиновых и дизельных моторов почти не различались.


6. Экологическая составляющая. Не менее важный момент - экологичность двигателя (особенно сегодня). Современные моторы выпускают в окружающую среду меньший объем окиси углерода, являющегося главным загрязнителем атмосферы. К сожалению, на дорогах пока много автомобилей, имеющих высокий уровень вредных элементов в выбросе, и загрязняющих окружающую среду. В плане экологичности лидером является бензиновый мотор, ведь здесь конструкторам удалось создать множество типов узлов, улучшающих состав выхлопных газов и снижающих их уровень вреда.


7. Пожароопасность. С позиции вероятности воспламенения более безопасным считается дизель, ведь его топливо загорается лишь при смешивании и кислородом и под высоким давлением. Что касается бензина, то он летуч, а его пары могут воспламениться от малейшей искры.



Основные схемы

При рассмотрении типов двигателей для легковых автомобилей нельзя пропустить тему конструктивной особенности агрегата. Здесь более чем за сотню лет ученым удалось создать множество вариантов моторов, отличающихся не только числом, но и расположением цилиндров. Из основных схем двигателей легковых авто стоит выделить:

  • Рядный мотор. Этот тип силового агрегата появился первым. Число цилиндров в таких двигателя может различаться  и бывает от двух до восьми. Для легковых машин больше характерны 4-цилидровые моторы. Некоторые производители предпочитают устанавливать «шестерки» из-за лучшей балансировки. Что касается 8-цилиндровых моторов, то они уже не пользуются спросом. Преимущества рядного типа мотора - простота в эксплуатации и надежность. Расположение силового агрегата (несмотря на массивность) может быть различным - поперек или вдоль. Собственно, размеры и повышенная масса являются главными минусами этого мотора. В противовес стоит выделить уравновешенность.

  • Мотор V-образного типа. Особенность таких моторов - расположение цилиндров в виде буквы V. Подобная конструкция была разработана в «Старом свете» и там нашла применение во многих моделях автомобилей. Сегодня V-образные моторы в большей части устанавливаются на машинах производства США. Главные плюсы таких двигателей - компактность и особое расположение цилиндров (под углом друг к другу). Минусы конструкции - чрезмерная «прозорливость» и низкий уровень уравновешенности. Да и высокую стоимость сложно отнести к преимуществам.

  • Оппозитные моторы. Однажды конструкторы разработали горизонтальный тип мотора, который позволил опустить центр тяжести и улучшить развесовку транспортного средства. Количество цилиндров - четыре. Несмотря на ряд плюсов, оппозитные моторы встречаются редко. Главный минус - большие габариты и сложность конструкции. Автолюбители часто жалуются и на дороговизну ремонтных работ. 


Есть ли альтернатива?

Кроме описанных выше моторов (бензиновых и дизельных) стоит выделить еще два типа:

  • Роторно-поршенвой мотор. Главное отличие в том, что поршень осуществляет не поступательные движения (как это происходит обычно), а вращается по определенной траектории. Благодаря такой особенности, роторно-поршневой двигатель быстрее набирает обороты. Нельзя не выделить и ряд минусов - небольшой ресурс, высокая цена, плохие параметры экологии.

  • «Гибриды». Все большим спросом пользуются гибридные силовые установки, в составе которых находится электромотор, поршневой силовой агрегат, генератор и АКБ. В зависимости от особенностей эксплуатации, режим работы «гибрида» может быть различным. Так, при активном разгоне электрический и поршневой мотор работают в паре. Во время торможения осуществляется подзаряд АКБ, а в режиме города работает лишь электрический мотор.


Итоги

Сегодня разработано множество разных типов двигателей для легковых автомобилей, каждый из которых имеет особенности, минусы и плюсы. При этом практика применения и действующие требования способствуют выбору только лучших вариантов, которые и применяются на современном транспорте.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Типы двигателей легковых автомобилей.