Трещина в корпусе двигателя. Что делать?
Трещина в корпусе двигателя -  неисправность, которая требует оперативного выявления и ремонта. Как обнаружить трещину в двигателе? Каковы причины повреждения? Как быстро и эффективно произвести ремонт? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Проблемы с двигателем - обычное дело для автолюбителя. Если ситуация стандартная, к примеру, снизилась компрессия или «ушел» зазор клапанов, то вопрос решается одной поездкой на СТО или несколькими часами работ в гараже. Но что делать, если неисправность носит более серьезный характер, к примеру, появилась трещина в корпусе двигателя?



Основные причины и последствия

Столь необычное повреждение корпуса - настоящая загадка для автолюбителя. На самом же деле,  подобные неисправности случаются весьма часто. Причиной может стать сильный механический удар (к примеру, вылетевший из-под колеса камень), ДТП или резкое изменение температур при явном дефекте корпуса. Известны случаи, когда двигатель трескался после замерзания и расширения внутри охлаждающей жидкости (к примеру, если водитель использовал зимой воду вместо антифриза).

Если причиной трещины стал механический удар, то повреждение, как правило, хорошо видно невооруженным глазом. Если же трещина в корпусе возникла на фоне резкого изменения температур или замерзания жидкости в системе охлаждения, то ее можно и не заметить. Все начинается с микроповреждений, которые лишь со временем перерастают в более серьезные дефекты. Часто обнаружить проблему можно лишь при капитальном ремонте или при проведении специальной проверки.

Нельзя отметать и такой негативный фактор, как старение двигателя. Активное применение, воздействие больших температур, активный режим вождения - все это приводит к планомерному износу даже самого крепкого металла. Может настать момент, когда корпус двигателя не выдержит и треснет. При этом импульсом может послужить даже незначительный удар камня.

Причиной трещины может стать и неправильный ремонт двигателя (нарушение установленной технологии). К примеру, подрезание галтелей на шейках коленвала в процессе шлифовки может привести по появлению трещин на краях шеек. Кроме этого, в качестве причины может выступить и чрезмерная затяжка болтов на головке блока цилиндров.

Что касается формы трещин, то она бывает различной. К примеру, часто повреждения  принимают вид обычных дырок. Бывает, что трещины имеют длину несколько миллиметров или сантиметров. Но каким бы ни было повреждение, его необходимо отыскать и отремонтировать.

Трещины двигателя не устраняются сами собой. Они не просто сохраняются на длительное время, но и постепенно разрастаются. Увеличению способствуют динамические и рабочие нагрузки, постоянный прогрев и охлаждение двигателя, механические воздействия и так далее.

При этом последствия появления трещины и скорость ее роста во многом зависит от нескольких факторов - сечения стенки двигателя, применяемого материала, типа детали и так далее. Как правило, трещины распространяется в полостях системы охлаждения, вентиляции картера, около цилиндров или на внешней стороне, соприкасающейся с окружающей средой.

В блоках цилиндров трещины появляются в местах совмещения окон плоскости охлаждения и крепежных болтов. В ГБЦ повреждения возможны между форкамерой и седлом клапана (для дизеля), по верхней части постели распредвала или по седельной части выпускного клапана.

Итогом появления трещин может стать смешивание рабочих составов и нарушение всего технологического цикла. Кроме этого, через образовавшиеся проемы в стенках камеры сгорания и блока цилиндров в системе охлаждения могут оказаться отработанные газы. Последние вытесняют охлаждающую жидкость, снижая эффективность работы системы к минимуму.



Методы поиска трещины

Стоит помнить, что визуально отыскать трещину на двигателе удается не всегда. Часто увидеть повреждение мешает имеющееся загрязнение (смолы, нагар или обычная грязь). Усложняет процесс поиска и еще ряд факторов - неравномерный рельеф поверхностной части силового узла,  небольшие размеры повреждения и так далее. Вот почему при определении места повреждения часто не обойтись без применения современных методик вычисления трещины. Один из вариантов - дефектоскопия. Здесь есть несколько разновидностей:

1. Один из самых простых вариантов - цветная дефектоскопия. В обиходе ее часто называют методом краски. Процесс поиска трещины прост. Сначала на узел наносится специальный состав, имеющий ярко красный цвет. После деталь промывается и сверху наносится другой состав (уже белого цвета). Особенность проникающего раствора - уникальная текучесть, которая способствует максимальному заполнению трещины. Как только обработка завершена, трещина выделяет себя линиями розового цвета на белом фоне.

Преимущество метода - универсальность. С его помощью можно найти даже самые небольшие трещины, имеющие толщину от 0.001 мм. При этом материал поврежденной детали не имеет значения - итог будет идеальным в любом случае. Недостаток - сложность выявления трещин на поверхности с небольшой шероховатостью.

2. Магнитная дефектоскопия - методика, которая актуальна только для двух материалов - стали и чугуна. Эта особенность объясняется наличием у данных металлов магнитных свойств. Суть метода проста. Узел помещается под влияние магнитного поля, под действием которого происходит его намагничивание. После этого на обследуемый элемент наносится специальный состав (суспензия). Если на двигателе есть даже небольшая трещина, то в данном месте магнитное поле неоднородно, что приводит к скоплению около трещины ферромагнитных частиц. К слову, одним из подвидов данной методики является магнитно-люминесцентная дефектоскопия.

Если в специальный состав долить качественную пасту с флуоресцирующими свойствами, то дефект можно увидеть в темноте. При таком подходе найти даже незначительную трещину в двигателе не составляет проблем (конечно, если она выходит на наружную сторону).

Методика магнитной дефектоскопии хороша для поиска трещин на коленчатых валах.

3. Ультрозвуковая дефектоскопия. Ее принцип основан на способности отражения от металла импульсов, имеющих частоту от 2 до 5 МГц. Отражаемые импульсы проходят процесс преобразования, усиления и передачи на экран ультразвукового дефектоскопа. Есть также приборы, которые предназначены для проведения рентгеноскопического контроля, но из-за высокой стоимости данные методы не получили широкого применения.


Кроме перечисленных выше, можно выделить еще несколько методик:

1. Метод гидравлического испытания. Такой вариант идеален для поиска трещин в деталях, имеющих сложную форму. К примеру, с его помощью можно отыскать повреждения в ГБЦ или самом блоке цилиндров. Принцип прост. Все отверстия, которые выходят на внешнюю часть детали, плотно перекрываются. После этого через один из оставшихся проемов  нагнетается жидкость под определенным давлением (0.6-0.8 МПа). При наличии трещин через них польется вода. При этом созданное давление будет постепенно снижаться. Чтобы увеличить эффективность методики, желательно использовать воду с температурой от 60 градусов.

2. Пневматический метод - подразумевает использование для поиска трещины сжатого воздуха и опускания элемента под воду. Трещину просто определить по месту появления выходящих пузырьков.

3. Проникающая жидкость. Суть методики заключается в способности некоторых составов быстро проникать в имеющиеся трещины. К примеру, если залить керосин в испытуемую емкость, то при наличии трещины жидкость быстро найдет «выход». Минус способа в том, что его можно применить не для всех деталей.



Методы устранения трещин

Сегодня есть множество методик ремонта повреждений  в двигателе. К классическим способам можно отнести заделку герметиком или сварку. Но на практике такие способы дают лишь кратковременный эффект. Уже через некоторое время на месте шва может появиться новая трещина, которая неизбежно будет разрастаться.

Последнее время все большую популярность набирает технология Seal-Lock. Ремонт таким способом производится в несколько этапов:

  • Осуществляется поиск трещины (к примеру, с помощью ультразвукового метода).

  • Вычисляются точные границы трещины. Далее высверливаются дырки по краям. Основная цель в этом случае - исключить дальнейшее развитие.

  • Просверливаются отверстия для монтажа скрепок. Установка должна производиться  строго перпендикулярно повреждению. Сами скрепки изготавливаются, как правило, из качественной стали, способной выдержать любые термические нагрузки. На этом же этапе осуществляется предварительная фиксация скрепок с помощью специального пневмомолотка.

  • Производится монтаж винтов конической формы по всей длине трещины. При этом для каждого винта просверливается индивидуальное отверстие и нарезается резьба. Далее изготовленные отверстия смазываются герметиком с термостойкостью до 1700 градусов Цельсия.

  • Фиксируется винт с таким усилием, чтобы его было достаточно для полноценного натяжения. Лишняя часть отрезается и рядом просверливается отверстие, чтобы удалось засверлить часть материала. Работа выполняется до заполнения трещины.

  • Осуществляется парковка (установка) специальных винтов и скрепок. В итоге получается качественное соединение (практически без шва).

  • Производится завершающий этап - шлифовка.


К преимуществам нового метода можно отнести:

  • восстановление мотора без действия высоких температур;
  • отсутствие прогрева печи для постепенного остывания;
  • надежность шва в случае динамических и термических нагрузок;
  • высокая скорость ремонта;
  • возможность выполнения работ без демонтажа и разборки.


Вывод

Трещина в корпусе - большая проблема, которая не требует отлагательств. В случае подозрений на повреждение важно не только обнаружить дефект, но и сделать все возможное для его устранения. При этом не стоит применять «дедовские» методы. Они доступны и просты, но малоэффективны. В вопросе с двигателем лучше действовать наверняка.

Стоимость ремонтаНайти запчасть