Тюнинг советских автомобилей.
На фоне тотального дефицита зарубежной продукции тюнинг советских автомобилей являлся дорогим удовольствием, автовладельцы были вынуждены исходить из существующих реалий. Что именно могли использовать водители для украшения интерьера и экстерьера своего авто? Какие элементы тюнинга автомобиля пользовались в тот период наибольшим спросом? Чем именно особен этап перестройки с позиции тюнинга машин и какие новшества появились именно в этот период? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Советское время запомнилось людям с многих сторон. Из положительного можно выделить доступные продукты питания и низкую квартплату, а из отрицательного — тотальный дефицит многих товаров, которые были доступны только для людей при власти и с хорошей зарплатой. Отдельного внимания заслуживает автомобильный сектор. Купить в тот период автомобиль было равносильно получению крупного выигрыша в лотерею. Многие люди были вынуждены годами выстаивать в очередях, чтобы получить право на автомобиль. При этом транспортное средства покупалось на всю жизнь, и отношение к нему было соответствующее.

Что касается иномарок, они были доступны только серьезным людям, которые занимали солидное положение и высокие должности. Так что не удивительно, что тюнинг советских автомобилей был востребованным направлением. Конечно, во времена СССР запросы автовладельцев были скромнее, да и технические возможности не позволяли вносить большое число изменений в кузов транспортного средства. Но все-таки ряд интересных решений присутствовало.



Как это было?

На современном этапе понятие «тюнинг» ассоциируется с серьезными переделками автомобиля, начиная с технической части и заканчивая какими-то визуальными элементами кузова. В СССР все ограничивалось несущественными корректировкаи интерьера и экстерьера автомобиля, поэтому тюнинг советских автомобилей в большей части носил косметический характер.

Первое, что приходит на ум — «усовершенствование рулевого колеса с помощью цветной проволоки. Также для тюнинга применялось и другое «оборудование» — та же изолирующая лента или трубки из-под капельницы. Наиболее шикарным способом преображения руля считалось применения меха, которым, к слову, отделывалось не только  рулевое колесо, но и весь салон в комплексе. Автовладельцы часто прибегали к точечному тюнингу советских автомобилей — они делали оригинальные вставки.

На старых автомобилях часто встречаются отголоски прежней оптимизации в виде монеток, располагаемых под уплотнителем стекла (чаще всего заднего или лобового). Верхом совершенства считалось пройти все стекло по периметру. И если в ситуации с рулевым колесом и проволокой автовладельцы пытались улучшить качество контакта с рулем, в случае с монетками водители ориентировались исключительно на внешнюю красоту. Пока не появилась тонировка, монетки дополнялись занавесками, но со временем они были запрещены ПДД.

После появления новых правил, запрещающих применение занавесок заднего стекла стали появляться различные мячи, перчатки, подушки и другие вещи. Наиболее оригинальным решением было положить под стекло фуражку представителя милиции. Она играла роль сдерживающего фактора для злоумышленников, планирующих кражу транспортного средства или его взлом.

К мелким изменениям интерьера можно отнести различные ручки на селектор коробки передач, запорные кнопки на двери, выполненные из пластмассы. Внутри таких изделий мог находиться автомобиль, паук или роза. Ни для кого не было секретом, что такие вещи мастерились людьми, находящимися за решеткой.



Винил во всей красе

Нельзя не отметить еще одно направление — виниловый тюнинг советских автомобилей, который в эпоху СССР находился в зачаточном состоянии. Ранее еще не выпускалось таких пленок, которые пользуются спросом сегодня и позволяют в корне изменить внешний вид автомобиля. Кроме того, нанесение определенных надписей и изображений на транспортное средство было запрещено, что создавало определенные препятствия для автовладельцев, которые не могли реализовать поставленную задачу.

Чтобы хотя бы как-то выделиться из потока, автовладельцы покупали и приклеивали на заднее стекло наклейки SU, что означало в переводе с английского Советский Союз. Также допускалось приклеивание лобовой полоски в верхней части лобового стекла. Этот элемент тюнинга позволял решить сразу две задачи — хотя бы частично защититься от солнца и украсить автомобиль.

Что касается надписей на рассмотренных выше полосках, здесь у автовладельцев был определенный выбор. Если на наклейках советских автомобилей могла быть только надпись SU, на полосках встречались надписи «АВТОРАЛЛИ», «SOVRANSAVTO» и прочие.  К слову, наклейка SU имела не только «косметический», но и репутационный эффект. Считалось, что такие машины ранее выезжали за границу. Хотя, на практике 90% автовладельцев цепляли наклейку просто так, для создания имиджа.

Целая эпоха тюнинга советских автомобилей — наклейки для салона с изображением женщин. Наибольшей популярностью пользовались Саманта Фокс и Алла Пугачева. При этом автовладельцы особенно не выбирали — к торпедо приклеивалось все, что попадало под руку и имело какое-либо изображение или надпись. Некоторые разрезали пачки из-под иностранных сигарет, и оклеивали поверхность с их помощью.

Нельзя не отметить и катафоты, которые использовались не только на двухколесном транспорте, но и на автомобилях. Места для установки были самыми различными — брызговики, колесные колпаки, бампера и многое другое. На современном этапе эти изделия преобразились, поменяли форму и внешний вид. В тюнинге советских автомобилей они применяются в роли «маскировщиков» ржавчины. В этом случае автовладелец украшает машину и прячет от посторонних глаз явные следы коррозии. Наиболее подверженными ржавчине являются дверцы багажного отсека и дверей.

В прежние времена большим спросом пользовались различные противотуманные фары, многие из которых можно встретить и сегодня. При этом размеры и формы этих изделий существенным образом различались. В те времена ксенона еще не придумали, а недостаток в качестве успешно компенсировался увеличением количества установленных ламп.

Тюнинг советских автомобилей, связанный с установкой противотуманных фар, получил очередную подпитку после победы отечественных гонщиков в чемпионатах по ралли. Вполне логичным стало желание обычных автовладельцев придать своему «железному коню» больше сходства с гоночными машинами.

Тюнинг автомобилей эпохи СССР затронул и фары головного света, в которые заливалась тормозная жидкость, имеющая красноватый оттенок. Такое решение было вызвано желанием защитить металл от коррозии,  а также придать транспортному средству большую оригинальность. На практике более логичным выглядит второе объяснение. Кроме тормозной жидкости, полость фары заполнялась и антифризом, отличающимся синим цветом.



Период перестройки

Во время перестройки, когда дни СССР уже были сочтены, популярность получила так называемая индивидуальная трудовая деятельность. Наиболее активные граждане организовывали кооперативы, которые законным путем могли производить какую-либо продукцию с последующей реализацией на рынке. Наиболее востребованными были следующие направления — одежда, сектор популярных товаров, полиграфия, а также аксессуары для автомобилей.

На практике создать нечто новое не получилось из-за дефицита знаний, а  вот наладить производство различных мелочей и украшений для машин не составляло труда. Этот период стал следующим этапом тюнинга советских автомобилей. Незадолго до начала 90-х годов в стране появились плакаты и календари, на которых были изображены шикарные автомобили из-за границы. Глядя на своих «железных коней» владельцы пытались хотя бы приблизить внешний вид транспортных средств к идеалу.

Индивидуальные дельцы сразу взяли на «вооружение» имеющиеся тенденции и начали выпускать в продажу различные логотипы зарубежных марок автомобилей — БМВ, Мерседес, Тойоты и прочих. Писком моды считалось  закрепить значок автомобиля Мерседес-Бенц на капоте Волги или «копейки».

В тюнинг советских автомобилей со временем вмешалась и китайская промышленность. Многие элементы для интерьера и экстерьера делались из продукции, которая поставлялась из Китая. Качество готового товара было при этом соответствующим. Некоторые дельцы и на этом старались экономить, используя подручные материалы. Так, элементы для салона часто изготавливались из задней крышки телевизора, а резиновые запчасти вырезались из отслуживших свой срок покрышек. Старался не отставать и полиграфический сектор, где в лучшем случае применялись обычные цветные фотографии.

В тот период наиболее удачливые и богатые автовладельцы начали делать тонировку стекол. Купить пленку было сложной задачей, ведь в свободной продаже ее еще не было. Некоторым людям удавалось приобрести ее у моряков, которые ездили в другие страны и могли себе позволить покупку такого изделия. С другой стороны, моряки не слишком промышляли на этом, ведь их заработок итак был неплохим. В стандартном багаже представителя такой профессии всегда было несколько видов джинсов, духи для женщин, а также американские сигареты.

Из-за дефицита пленки для тюнинга советских автомобилей применялось напыление, из-за чего стекла приобретали чрезмерную зеркальность. В тот период Правилами дорожного движения это не было запрещено, но зато сам автомобиль становился более модным. Нанесением зеркальной тонировки занимались многие мастера, у которых был доступ к исходным материалам, а также необходимое оборудование. Главной сложностью было научиться ремеслу. Раньше не было интернета, поэтому для получения знаний приходилось проходить специальное обучение.

Кроме  серьезных компаний, которые занимались нанесением тонировки, работали и частные лица («гастролеры»). Они подавали объявления, находили клиентов, после чего выполняли поставленную задачу. Чаще всего специалисты снимали стекла, после чего возвращали их владельцу уже с нанесенным покрытием. Но такое покрытие было лишь похожим на зеркальное, и со временем нанесенная краска слазила с поверхности.

Рассмотренная выше услуга стоила дорого. При этом «гастролеры» работали какое-то время, после чего закрывались и уезжали в другой населенный пункт. Когда у людей начинались проблемы, найти виновных было уже невозможно.

С конца 80-х годов тюнннг советских автомобилей был дополнен специальными чехлами для отечественных машин. В этот же период появились резиновые коврики различных конфигураций. Но оба товара были в дефиците. Чтобы найти чехлы высокого качества, необходимо было хорошенько потрудиться. Чаще всего для производства изделия применялся материал низкого качества, который разлезался уже через 6-12 месяцев применения. Больше всего страдало место под «пятой точкой», которое истиралось в первую очередь.

При наличии необходимой суммы на руках можно было обратиться в специализированную мастерскую, где за 700-900 рублей специалисты обтягивали кожей двери и сидения. Для сравнения за такие деньги можно было приобрести новый мотоцикл. Люди, которые могли себе позволить подобные расходы, сразу заслуживали уважение, а их автомобиль становился сверх востребованными на вторичном рынке.

Со временем появились спойлеры, выпуском которых также занялись кооператоры. В роли исходного материала применялся обычный стеклопластик. Производство было организовано в два этапа. Сначала оформлялась матрица, а после на нее наслаивалась стетклоткань с последующей обработкой поверхности  эпоксидной смолой. Качество работы было далеко от идеала, но это не мешало работать на поток.

Как только СССР развалился, закончилась и эпоха кооперативных украшений. С этого момента на рынке появились совершенно неизвестные обычным автовладельцам варианты тюнинга советских автомобилей. Многочисленные зарубежные производители постепенно оптимизировали имеющиеся в распоряжении мощности, чтобы покрыть потребности нового рынка.



Дополнительные аксессуары

Рассматривая варианты тюнинга советских автомобилей тех времен, стоит выделить еще несколько интересных девайсов:

  • Массажные накидки, которые изготавливались с применением деревянных роликов. Конструкция была простой, но одновременно с этим эффективной;

  • Козырьки, выполненные из оргстекла. Такие изделия пользовались наибольшим спросом у водителей грузового транспорта;

  • Магнитолы и радиоприемники. Этот элемент интерьера считался настоящей роскошью, и позволить себе его покупку мог далеко не каждый водитель;

  • Вентилятор на приборной панели — отлично замещал кондиционер;

  • Решетки на фары, призванные защитить от удара камня в процессе движения.

Советские автомобили, несмотря на скудный выбор элементов для тюнинга, не были обделены вниманием. Автовладельцам приходилось исходить из того, что было под рукой, и иногда получалось очень даже неплохо.

Стоимость ремонтаНайти запчасть
Тюнинг советских автомобилей.