Уровень электролита в АКБ: что нужно знать?
Уровень электролита в аккумуляторе – параметр, который требует пристального контроля со стороны автолюбителя. Какую функцию выполняет электролит? Когда нужно производить его замену? Как проверить уровень электролита, а также произвести его долив? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Аккумулятор по своей конструкции – простое и полезное устройство. При этом большая часть новых АКБ (необслуживаемые устройства) не требуют от своих владельцев особого ухода. Но есть и такие, которые крайне нуждаются в заботе и требуют проведения основных проверок. Давайте же рассмотрим, что, когда и в каких случаях необходимо проверять.



Важность электролита

Электролит в АКБ – это среда, в которой как раз и происходят необходимые химические реакции. Последние позволяют накапливать электрическую энергию и передавать ее в бортовую сеть автомобиля. Именно аккумулятор является главным источником питания для всех потребителей (до момента заводки двигателя).

Сам электролит – это раствор H2SO4 (серной кислоты), которая растворена в дистиллированной воде. Оптимальная плотность используемой кислоты составляет около 1.85 г/см3. В свою очередь для приготовления состава применяется водяной раствор немного меньшей плотности – 1.4 г/см3. Процесс разбавления воды с серной кислоты приводит к выделению больших объемов тепла, что нужно учитывать при выполнении работ.

Для приготовления электролита желательно применять только качественную серную кислоту, отличающуюся максимальной очисткой. Требования к такому составу регламентированы ГОСТ 667-73. При этом добавление любых примесей (даже в незначительном объеме), приводит к снижению общего срока службы.



Плотность

Один из главных параметров АКБ – это плотность электролита. Для нормальной работы она должна находиться в диапазоне от 1.05 до 1.3 г/см3. Если перевести параметр в массовую долю, то он будет составлять от 30 до 40%. При этом нужно учесть, что плотность электролита во всех инструкциях и пособиях приведена с учетом единой температуры равной 20-30 градусов Цельсия. Если же измерение производится в другом температурном режиме, то должна производиться соответствующая поправка.

К примеру, в случае измерения плотности при температуре от +5 до +19 градусов Цельсия, корректирующий коэффициент составляет «-0.01», а при температуре от +31 до +45 градусов – «+0.01. Соответственно, чем выше или ниже температура, тем выше (ниже) будет поправочное число.



Особенности проверки

Проверка электролита – обязательная работа для обслуживаемых АКБ. Выполнять ее необходимо дважды в год – желательно перед началом летнего и зимнего сезона. Чтобы произвести необходимые манипуляции, нужно запастись следующими приборами:

  • денсиметром (ареометром) - инструментом для определения плотности. Его можно приобрести за небольшую цену в любом автомобильном магазине. При этом не стоит переживать за лишние затраты. Плюс устройства в том, что оно способно служить долгие годы без сбоев (это значит, что прибор еще не раз пригодится);
  • стеклянная трубка. Оптимальный диаметр изделия – 5 мм. Если найти такую трубку не удалось, достаточно иметь под рукой чистый лист бумаги.

Учтите следующие рекомендации:

  • С целью проведения проверки электролита аккуратно выкручивайте пробки АКБ  (если источник питания относится к категории обслуживаемых), с помощью специальной «груши» наполняйте колбу необходимым объемом электролита. В процессе работы обращайте внимание, чтобы поплавок свободно располагался внутри ареометра и не прикасался к стенкам.

  • Измерения нужно выполнять при  нормальной температуре воздуха (около 20 градусов Цельсия). По линии касания электролита и стержня можно судить о плотности электролита. Измеренные данные лучше сразу зафиксировать.

  • Проверки желательно производить во всех банках. Главное требование в том, чтобы плотности не отличалась более чем на 2-3 «сотых» грамма на сантиметр кубический. По полученному показателю можно судить об уровне заряда АКБ. К примеру, плотность 1.27 г/см3 говорит о том, что батарея заряжена на 100%, ее напряжение составляет 12.66 Вольт. Если плотность – 1.19 г/см3, то АКБ заряжена на 50%, а уровень напряжения на выводах источника питания – 12.18 Вольт. Нижний возможный предел плотности – 1.11 г/см3. В этом случае можно говорить о полной разрядке аккумулятора. Напряжение на выходе составляет 11.7 Вольта.


Уровень электролита

Одна из наиболее важных задач автолюбителя – проверка уровня электролита. Если упустить момент снижения данного параметра, то внутренние пластины АКБ могут пересохнуть. Как следствие ячейки внутри могут соединиться, и устройство выйдет из строя. Если же уровень, наоборот, слишком высокий, то это может привести к окислению выходов, к которым подключаются генераторные зажимы. Как следствие, поломаться может уже вся система в комплексе.

Проверка концентрата производится двумя способами – по пробкам ячеек или на глаз (в некоторых АКБ есть так называемый магический глаз). В последнем случае рассчитывать на большую точность измерений не приходится – желательно производить дополнительные проверки. Для предварительной оценки необходимо немного постучать по магическому глазу и посмотреть, как будут подниматься воздушные пузырьки. Если цвет стал зеленым, то все в норме, если белым – нужна подзарядка, а если красным, то требуется срочная доливка уровня.

Если на корпусе АКБ нанесена специальная шкала с минимальными и максимальными отметками, то это только плюс. Все, что требуется в этом случае – просто оценить реальный уровень электролита и принять решение о доливке (нужно это или нет). Если все нормально, то уровень жидкости должен быть выше пластин в среднем на 10-12 мм.

Более точный способ измерения – с помощью стеклянной трубки. Далее действуйте следующим образом. Осторожно и под прямым углом опускайте трубку в АКБ до момента, пока ее нижний край не будет упираться в пластинку. После этого перекрывайте верхний выход с помощью пальца и доставайте устройство. Уровень в трубке покажет, необходимо ли производить доливку. Если уровень слишком низкий, то желательно добавить в банку небольшой объем дистиллированной воды (именно она выкипает в процессе работы АКБ). Добавлять внутрь электролит нельзя – таким способом можно угробить источник питания и восстановить его уже не получится.

Если под рукой трубки нет, то можно воспользоваться более простым устройством – чистым листом бумаги. Сворачивайте его в трубочку и опускайте в АКБ до соприкосновения с пластиной. Степень намокания бумаги – это и есть требуемый показатель.

При проверке уровня электролита учтите еще несколько моментов:

  • Для упрощения процедуры измерений на заливных горловинах в нижней части могут быть специальные указатели, которые входят внутрь АКБ. Если нижняя часть торца указателя прикасается к электролиту, то каких-либо действий по доливке производить не нужно. В случае если полоска жидкости внутри источника питания опустилась ниже, необходимо произвести доливку дистиллированной воды (об этом мы упоминали выше). После этого аккумулятор обязательно стоит подзарядить для поднятия плотности до необходимого уровня.

  • Проверку уровня электролита стоит выполнять как можно чаще, но не реже, чем один раз в три месяца. При этом измерения необходимо делать на заряженной и не перегретой АКБ. Кроме этого, не лишним будет проверить уровень перед и после поездок на большие расстояния.

  • Если необходимо уменьшить уровень электролита, то делается это с помощью специальной груши и соблюдения необходимой техники безопасности.


Особенности приготовления электролита

В большинстве случаев аккумуляторы продаются уже в собранном виде и подготовлены к эксплуатации. Все, что требуется – это поставить устройство на авто и пользоваться. Но есть и другая категория аккумуляторов – сухозаряженные. Их особенность в том, что они требуют дополнительного заполнения электролитом. В таких случаях желательно покупать уже готовый электролит (как правило, составы продаются для какого-то конкретного региона). Но бывают ситуации, когда жидкость для заполнения АКБ нужно будет готовить самостоятельно.

Для выполнения такой работы подготовьте:

  • серную кислоту, имеющую плотность 1.4 кг/см3. В крайнем случае, можно использовать состав с плотностью 1.84 г/см3;
  • необходимый объем дистиллированной воды;
  • мерную посуду, которая должна быть стойкой к различным химическим составам;
  • чистую эбонитовую, стеклянную или полиэтиленовую посуду;
  • специальную палочку для размешивания (она также должна быть выполнена из эбонита или стекла);
  • защитную одежду (как правило, необходимы перчатки и очки).

В процессе приготовления электролита нужно соблюдать следующие правила:

  • Кислота должна вливаться небольшими порциями, постоянно перемешиваясь с помощью палочки.

  • Лить воду в кислоту категорически запрещено, ведь это может стать причиной закипания электролита, появления брызг и кислоты. Известна масса случаев, когда такие ситуации приводили к появлению сильных химических ожогов. Вливание кислоты должно производиться минимальными порциями, а после этого помешиваться с помощью палочки.

Как только работа выполнена, необходимо воспользоваться ареометром и произвести замер плотности. При этом желательно где-то зафиксировать, сколько  электролита находится в АКБ. В среднем в аккумулятор вмещается от 2.6 до 3.7 литров. Следовательно, чтобы залить один аккумулятор, необходимо подготовить четыре литра электролита.



Вывод

В процессе эксплуатации авто особое внимание уделяйте аккумулятору, проверяйте плотность и уровень электролита. При этом напоследок запомните несколько полезных советов:

  • Если АКБ замерз зимой, занесите его в помещение и дайте естественным образом прогреться (ставить возле источника тепла запрещено). Если же устройство вздулось и лопнуло, можно смело нести АКБ в пункт приема металлолома. Если же корпус остался цел, то источник питания нужно зарядить небольшим током в размере одного ампера. Время зарядки – сутки.

  • Если при полной зарядке аккумулятор отказывается дальше подзаряжаться, то это свидетельствует об отсутствии изменений плотности. Последним шансом спасти такую батарею является заливка нового электролита.

  • При снижении уровня доливайте только дистиллированную воду.

Стоимость ремонтаНайти запчасть