Усиление передних лонжеронов.
Повышенные нагрузки на ходовую систему при поездках на рыбалку, на дачу или в лес часто приводят к повреждению, либо преждевременному выходу из строя передних лонжеронов. Какие функции выполняет это устройство и какие виды данных узлов наиболее востребованы на сегодня? О каких возможных проблемах передних лонжеронов должен знать каждый автолюбитель в процессе их эксплуатации? В какой последовательности осуществляется замена или усиление данного устройства в случае его выхода из строя? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


В процессе ремонта автомобиля (чаще всего внедорожника) может потребоваться замена лонжерона. Такая проблема все чаще возникает на авто, которые перенесли аварию или долго эксплуатируются. Главной функцией устройства считается поддержание геометрии кузова. Вот почему при повреждении устройства рекомендуется сразу же ехать на СТО или заниматься ремонтом (усилением) детали.



Что такое лонжерон?

Для начала разберемся, в чем сущность лонжерона и что собой представляет эта деталь. Здесь все просто. Лонжерон в автомобиле имеет вид трубы прямоугольного сечения. Кроме того, устройство часто называют продольной балкой. Проходит изделие спереди и сзади кузова. При этом конструктивно корпус и лонжероны могут различаться.

Один из наиболее популярных вариантов - составные лонжероны, представляющие собой группу из металлических элементов. Второй вариант - цельные детали, которые производятся посредством фрезерования и штамповки. В обычной конструкции автомобиля лонжероны устанавливаются попарно - слева и справа. При этом существует условное деление на три типа лонжерона - задний, средний и передний. Интересен тот факт, что передний лонжерон с левой стороны располагается немного выше, чем лонжерон справа. По отношению друг к другу устройства находятся, как правило, параллельно. Но бывает рамы, в которых лонжерон монтируется под прямым углом.

Что касается материала, из которого производятся лонжерон, то здесь зачастую применяются титановые или алюминиевые сплавы. Также возможно применения ряда композитных слоев. Главным сечением детали является швеллер, который в сечении имеет П-образную форму. В местах, где нагрузка наиболее высокая, сечение также возрастает.



Конструктивные особенности и функции

С внешним видом лонжеронов разобрались. Теперь стоит понять их конструктивные особенности. По задумке разработчиков устройства могут располагаться в нескольких местах:

  • спереди и сзади машины;
  • проходить по всей длине корпуса.

Стоит понимать, что на лонжероны регулярно действую различные силы. По этой причине устройство должно справляться с повышенными нагрузками, формируемыми из следующих составляющих - массы двигателя, веса пассажиров и водителя, а также массы других запчастей, которые присутствуют в автомобиле. Кроме того, на лонжероны действует и ударная нагрузка, передаваемая от колес машины во время осуществления поездки.

В некоторых автомобилях лонжерон принимает форму лестничной рамы, которая чаще применяется на грузовом транспорте, кроссоверах и авто 4х4. У легковых машин, как правило, присутствует несущая конструкция корпусной части.

Главной функцией лонжерона считается не только сохранение геометрии (как упоминалось выше), но и усиление элементов днища кузовной части, пола, брызговиков и пола в багажном отсеке. Кроме того, у больших машин лонжерон берет на себя функции чуть ли не главного силового элемента кузовной части. Но усиливающая функция лонжерона далеко не единственная. В дополнение ко всему устройство берет на себя функции амортизатора,  то есть он принимает на себя часть деформации. Не секрет, что кузовная зона, где находятся люди, принимает наибольшие нагрузки. По этой причине польза лонжерона является неоспоримой - именно он берет на себя наиболее мощный удар.

Для равномерной вибрации в передней кузовной части создаются так называемые участки для демпфирования. При этом в продольном направлении их структура чрезмерно слабая. Производители легковых авто стараются экономить на этом элементе - они делают лонжерон максимально тонким и добавляют дополнительные отверстия на участках, где присутствует наибольшая нагрузка. Главная задача, которую преследуют разработчики - добиться процесса складывания лонжерона в виде гармошки в случае аварии. При ДТП именно лонжероны забирают на себя большую часть нагрузки и ломаются. С одной стороны, деталь впоследствии приходится менять, а другой - возрастают шансы выжить в случае аварии. При этом в грузовых машинах в случае лобового удара страдают как передние, так и задние лонжероны.



Какие проблемы могут возникать?

Выше уже упоминалось, что лонжероны берут на себя повышенную нагрузку. Как следствие, по происшествие определенного времени они подвергаются деформации. При этом первым выходит из строя именно передний лонжерон (ему приходится выдерживать нагрузку мотора и близлежащих систем). Кроме того, с течением времени лонжероны спереди и сзади материал может уставать, то есть в нем появляются микротрещины. Последние со временем увеличиваются, что приводит к окончательному выходу детали из строя. Вот почему усталость металла рекомендуется вовремя диагностировать.

Если целостность лонжеронов нарушена незначительно, то нарушаются и определенные параметры авто. Так, может поменяться позиция дверей, разъемов элементов кузовной части, расположение мотора и так далее. При этом серьезный удар берет на себя и геометрия подвески. По этой причине страдает один из главных элементов - управляемость транспортного средства. Вот почему в случае искривления (повреждения) кузовной части первое, куда требуется везти автомобиль - диагностика на СТО.

В случае разрушения лонжерона, нарушается и целостность кузовной части. Вот почему мастера на СТО после ДТП начинают с оценки уровня искривления лонжеронов, после чего переходят к осмотру других узлов. Позиции, в которых лонжероны расположены на автомобиле, также играют важную  функцию.

По статистике большая часть работ по ремонту и усилению приходится именно на лонжерон, расположенный спереди. В случае выхода устройства из строя единственным выходом является замена неисправной детали (но это в случае с рамным лонжероном). Если же речь идет об элементе несущего кузова, то иногда поменять лонжерон и не удастся. Решить проблему в такой ситуации проще всего путем стенда-каролинера. Возможности устройства позволяют проанализировать состояние каждого из элементов, после чего делать выводы о состоянии устройства.

Бывают также ситуации, когда единственным выходом является замена неисправного элемента.  В такой ситуации важно быть предельно внимательным и контролировать состояние кузова после завершения таких работ (возможно изменение его свойств). Объяснить это легко. В процессе производства авто производитель точно высчитывает все параметры, а работники на СТО вынуждены импровизировать и принимать решения с учетом текущей ситуации. Когда главные части восстановлены, специалисты, как правило, переходят к работе с дуговой сваркой и частичной замене узлов.

Таким образом, наибольшие проблемы, которые могут возникнуть с лонжероном  - появление трещин, коррозия или разрыв элемента в случае серьезного ДТП. Чтобы исключить такие ситуации, может потребоваться усиление или замена элемента.



Как менять передний лонжерон?

Если проведенная диагностика показала, что ремонт переднего лонжерона не обеспечит должного результата, то единственным выходом является замена. Почему же ломается передний лонжерон? Причин может быть несколько:

  • плохое качество устройства;
  • неправильное усиление детали;
  • послабление крепежа подвески и рулевой системы.


Чтобы поменять узел, рекомендуется действовать следующим образом:

  • Изучайте схему устройства. Это позволит с большей точностью произвести работу и не нарушить существующую геометрию кузовной части. Поиск чертежа, как правило,  не занимает много времени - требуемый рисунок поставляется вместе с машиной;

  • Демонтируйте дверь. Для этих целей стоит использовать ударную отвертку. После доставайте коврики и снимайте «шумку» салона;

  • Демонтируйте крыло и фиксируйте переднюю часть машины таким образом, чтобы исключить ее падение при выполнении работ. Также крепите и балку переднего моста. В 90 процентах случаев будьте готовы к замене балки переднего моста. Это необходимо, чтобы в будущем усилить устройства. Далее демонтируйте рычаг, установленный сверху;

  • Послабляйте пружины и выкручивайте три болта с верхней опорной части. Демонтируйте непосредственно сам рычаг, установленный сверху. Возможны ситуации, когда крепежные болты клинят и снять их не представляется возможным. В таком случае  в роли помощницы способна выступить хорошо известная болгарка;

  • Демонтируйте растяжку, которая стягивает лонжерон и балку, после чего обрезайте с помощью той же болгарки брызговик двигателя;

  • Разделяйте элементы на пару частей и отделяйте узел от кузовной части. При этом разрезание лонжерона должно производиться за балкой;

  • Как только старый узел демонтирован, стоит вычистить место фиксации от следов коррозии и грязи, после чего приступать к монтажу новой детали. Все фиксирующие болты должны быть протянуты с требуемым усилием;

  • В завершение остается сварить брызговик мотора и нижнюю часть авто;

  • Собирайте элементы подвески по обратному алгоритму. Здесь стоит использовать имеющийся под рукой чертеж;

  • Устанавливайте на место крыло и снятую дверцу.

Учтите, что замена переднего лонжерона своими руками - не самый простой процесс. Здесь необходимо иметь определенную квалификацию и опыт. С другой стороны, самостоятельная работа позволяет сэкономить на услугах автомобильного сервиса. Главное - производить работы в четком соответствии с инструкцией.



Как поменять задний лонжерон?

Зачастую при замене или усилении переднего лонжерона, может потребоваться установка нового узла и сзади. Существует мнение, что здесь принципработы особенно не будет отличаться от рассмотренного выше. Но это не так. При замене заднего лонжерона алгоритм действий немного иной:

  • Изучайте схему устройства, чтобы определиться с месторасположением демонтируемого узла;

  • Поднимайте заднюю часть с помощью домкрата и подставляйте опоры, исключающие случайное падение авто;

  • Для корректировки пропорций кузовной части ставьте гидравлические подвески под дно машины, после чего производите распорку от крыши. Далее устраняйте деформацию поврежденных узлов;

  • Снимайте крылья и демонтируйте все узлы подвески сзади;

  • Как только все элементы демонтированы, стоит произвести зачистку материала от коррозии и грязи;

  • В случае поломки лонжерона стоит удалять устройство только по линии сварки. В ряде случаев может потребоваться болгарка,  с помощью которой удается быстрее срезать неисправный узел;

  • Примеряйте новый узел по отношению к корпусу и убирайте лишнее. Далее делайте несколько дырок в местах, где будет идти шов. Теперь узел необходимо прихватить на подготовленных участках. Далее с двух сторон шва крепите пластины из металла. Это позволяет дополнительно усилить лонжерон;

  • Шлифуйте сварные швы и обрабатывайте их с помощью эпоксидки. При этом проследите, чтобы на каждом из элементов присутствовало несколько слоев грунтовки;

  • Собирайте все в обратной последовательности;

Вот и все, процесс замены завершен.


Как усилить передний лонжерон при появлении на нем трещины?

Если ситуация не критична, и можно спастись обычным усилением переднего лонжерона, то здесь ситуация может развиваться по-другому. Для начала стоит внимательно осмотреть внешнюю часть лонжерона. Чаще всего трещина появляется именно на ней. Если это так, то тратиться на покупку нового устройства нет необходимости - его можно отремонтировать. Здесь работа производится в три этапа:

  • Разборка узла. Главная задача на этом этапе - найти поврежденный лонжерон, который и доставляет хлопоты. Для этого необходимо демонтировать колесо, после чего снять суппорт тормозной системы вместе с колодками. Далее суппорт требуется уложить на верхний рычаг. Теперь требуется выкрутить гайку на «двадцать два» (установлена на шаровой опоре сверху) и с помощью кувалды разбирается узел. Учтите, что при выполнении работ машина должна быть установлена на подставке (применение гидродомкрата может быть опасным). Выкручивайте верхний крепеж амортизатора, послабляйте болт снизу и убирайте амортизирующее устройство слегка в сторону. После осторожно подвешивайте цилиндр тормозной системы. Действуйте так, чтобы исключить чрезмерное натяжение трубок. При этом не забывайте выкрутить редуктор или рулевой маятник.

  • Подготовка к работе. После завершения предыдущих работ, стоит оценить состояние амортизатора. Если устройство не гнилое, то в будущем его можно использовать - достаточно с помощью специального сверла сделать несколько отверстий на пять и на десять миллиметров. Первый шаг - сделать отверстия на «пять», после чего переходить на более широкие дырки (на «десять»). После выполнения таких работ будет понятно, где больные места у лонжерона и какую лучше использовать накладку. При этом обязательно стоит выполнить зачистку узла. В противном случае результат работы будет нулевой.

  • Изготовление накладки. Как только предыдущий этап завершен, можно переходит к изготовлению накладки. Чтобы изделие получилось максимально ровным, желательно подготовить шаблон из бумаги (лучше использовать картон). На заготовке отмечайте места, где будут делаться отверстия. Далее берите металлический лист, имеющий толщину в 2-3 мм, после чего переносите размеры на устройство. Вырезайте изделие с помощью электрического лобзика (как вариант, используйте болгарку). Подгоняйте узел и смотрите, чтобы накладка плотно сидела с лонжероном. В готовой усиливающей накладке делайте несколько отверстий на 13-15 мм. Сделайте подгонку еще раз. Просверливайте отверстия на восемь, чтобы получить результат, как у точечной сварки.

  • Обваривание. Плотно прикручивайте изготовленную накладку на предусмотренные болты, после чего производите протяжку. Для приваривания рекомендуется использовать полуавтомат. При этом здесь потребуется помощь напарника, который должен придерживать накладку плотно к лонжерону. При этом полностью приваривать деталь нет необходимости - достаточно поставить точки по кругу, после чего заварить все отверстия, которые были высверлены ранее. Прикручивайте домик к амортизатору и проследите, чтобы он располагался перпендикулярно амортизирующему устройству. В противном случае сайлентблоки быстро выйдут из строя. Покрывайте все антикоррозийным составом (к примеру, мастику). Наноситься состав должен с помощью кисточки. Благодаря этому изделие будет сохнуть быстрее (меньше, чем за сутки). Отдельное внимание стоит уделить швам, чтобы исключить поступление влаги.

  • Сборка. После завершения работ остается все вернуть на свои места. Итогом работы получается усиленный лонжерон, способный выдержать любые испытания.

Стоимость ремонтаНайти запчасть
Усиление передних лонжеронов.