Установка противотуманных фар.
Установка противотуманных фар обеспечивает лучшую видимость при движении в условиях неблагоприятных погодных условий (тумана, снега, дождя). Какие именно конструктивные особенности необходимо учитывать в процессе выбора и монтажа данного устройства? Какие требования к установке прописаны в ПДД и каким вариантам подключения следовало бы отдать предпочтение? В какой последовательности необходимо действовать в процессе монтажа противотуманных фар и как именно правильно их отрегулировать? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Установка противотуманных фар — процесс, который вопреки распространенному мнению, вовсе не является обязательным (с позиции ПДД). Но установив такие лампы на свой автомобиль, автовладелец только выигрывает. Освещенность дороги в плохую погоду  (при движении в тумане, во время сильного дождя или снегопада) улучшается в разы, и снижается риск ДТП. Но проблема в том, что многие автовладельцы не владеют правилами установки противотуманок и сталкиваются с проблемами при общении с представителями ГИБДД. В этой статье рассмотрим, как должна производиться установка противотуманных фар, и какие схемы подключения существуют.



Тонкости конструкции

Если рассматривать конструктивные особенности, здесь отличий не так уж и много. В основе устройства имеется корпус, а  также цоколь для монтажа источника света. Кроме того, в состав противотуманки входит отражатель и сама лампа. Сверху конструкция закрывается специальным стеклом, которое имеет особую форму и обеспечивает рассеивание лучей света. На кожухе устройства имеются крепежи.

Для защиты стекла от механических воздействий сверху надеваются защитные крышки, которые снимаются при необходимости (к примеру, при движении в тумане). Кроме того, сверху может устанавливаться решетка из пластмассы, оберегающая стекло от попадания крупных камней.

Раньше в противотуманках ставились лампочки накаливания, но из-за большой мощности они создавали повышенную нагрузку на электрическую сеть машины. По этой причине в цепи противотуманных фар устанавливалось специальное реле, рассчитанное на протекание больших токов.

Сегодня производители постепенно отходят от галагенок и устанавливают светодиодные лампы, главным отличием которых является низкое электропотребление и большая яркость Особенность таких лампочек и в том, что они имеют аналогичный цоколь, а число диодов варьируется между одним и четырьмя.



Требования к монтажу

Один из ключевых моментов, требующих отдельного внимания — установка противотуманных фар. Если допустить ошибку, источники света не только будут малоэффективными, но и «заинтересуют» сотрудников ГАИ, а также станут причиной штрафа. По требованиям ПДД количество ПТФ должно быть не больше 2-х. При этом располагаться они должны с учетом следующих правил:

  • С обязательным отступом 0,4 метров от боковой части авто (если отталкиваться от внешнего края источника света);

  • Около 0,25 метра (не ниже) от поверхности трассы (если отсчитывать от нижнего края изделия);

  • Светоизлучающие части ПТФ должны быть немного ниже по уровню, чем лампы головного света;

  • Углы видимости ПТФ должны светить в определенных пределах. По вертикали (-10…+15 градусов) и в горизонтальной плоскости (-10…+45 градусов).

Не менее важный момент — принцип включения устройства. Противотуманки должны загораться одновременно с лампами головного света. Этот момент стоит учесть в процессе продумывания и реализации схемы.

Следующий важный момент — место для крепления устройства. Многие производители уже позаботились о точках для монтажа устройства. Так, у многих автомобилей на бампере уже предусмотрены специальные точки под монтаж ПТФ. Если же источник света отсутствует, на место разъемов устанавливаются специальные заглушки. При монтаже противотуманок достаточно демонтировать заглушки и поставить новые устройства.

Все сложнее, если место для монтажа производителем не предусмотрено. В этом случае придется лично подбирать точку для крепления, ориентируясь на рекомендации производителя. При правильно монтаже и настройке приборов обеспечивается наибольшая эффективность и, соответственно, хорошая видимость. Процесс регулировки производится после завершения монтажных работ и крепления устройства. Главная цель регулировки — получение правильного угла светового потока. Но об этом позже.



Варианты подключения

Как упоминалось, установка противотуманных фар производится по определенной схеме. При этом в распоряжении автовладельца имеется несколько вариантов — подключение к уже  существующей цепи или создание новой схемы.

Первый способ считается наиболее простым и надежным, ведь производитель установил все элементы системы с учетом проведенных расчетов. Так, в машине уже предусмотрены специальные разъемы, проводники, вставка плавкая, разъемы для подключения, выключатель и прочие элементы. Этот вариант подойдет только для машин полной комплектации, когда покупка и монтаж противотуманок относится к категории доукомплектации машины.

Главная сложность при реализации первого способа — подбор правильных фар, которые бы подошли к модели автомобиля по основным параметрам — штекерному разъему и проводам для монтажа.

Другая ситуация, когда производитель не выполнил монтаж схемы под установку ПТФ. В этом случае работу придется проделывать самостоятельно. При этом нужно заблаговременно запастись инструментом и необходимым оборудованием. В частности, требуется иметь под рукой проводники с медной жилой, реле, выключатель, вставку плавкую и предохранитель.

Наиболее распространенная ошибка многих новичков — коммутация фар вместе с габаритами. При  таком подключении предохранитель не выдержит и может перегореть уже при первом совместном включении. Причина в том, что вставка плавкая не рассчитана на протекание столь большого тока.

Как рассчитывается номинал предохранителя? Чтобы произвести расчеты, достаточно помнить закон Ома из курса школьной физики. К примеру, если мощность каждой из противотуманок составляет 40 Вт, вместе они потребляют 80 Вт. Для расчета тока необходимо рассчитанную выше мощность разделить на напряжение бортовой сети. В нашем случае это 80/12 Вольт, что равно около 6,7 Ампер. При выборе предохранителя предпочтение отдаем параметру, который ближе к расчетному, но в большую сторону. Для надежности лучше поставить предохранитель на 10 А.



Основные схемы подключения

Теперь выделим основные схемы подключения устройства. Здесь варианты следующие:


1. Прямое подключение к АКБ через выключатель. Самая простая схема коммутации ПТФ — запитать устройства от аккумуляторной батареи, установив в цепочке выключатель. Принцип прост. Каждая из фар имеет по два вывода проводов. Берите по одному проводу от каждой из фар и объединяйте их между собой. После этого подключайте к массе (кузовной части) машины. Для обеспечения качественного контакта зажим должен осуществляться с помощью болта.

Работоспособность схемы обеспечивается благодаря тому, что сам кузов подключен к «минусу» машины. Для повышения надежности можно сделать по-другому — подвести проводник непосредственно к самой АКБ, к клемме с «минусом». Опытные специалисты уверяют, что при таком подходе обеспечивается большая надежность работы устройства. При этом риск коррозии минимален.

Далее стоит подключить вторые контакты. Они также, как и первые, объединяются между собой и тянутся к реле («садятся» на контакт под номером 87). Далее контакты реле подключаются следующим образом:

  • «Тридцатый» — идет к предохранителю, а дальше — к плюсу машины;

  • «Восемьдесят шестой» — подходит к «минусовой» клемме АКБ или же подключается с помощью болта к кузову машины;

  • «Восемьдесят пятый» — коммутируется с «плюсом» машины или с помощью жесткого болта с массой транспортного средства.

Важный момент — подбор места для монтажа кнопки включения. Как правило, она ставится в удобном для автовладельца месте на приборной панели. Еще один нюанс — крепление реле. Устройство должно быть зафиксировано на специальной плате для монтажа. Что касается предохранителя, с этим проблем, как правило, не возникает. В существующем блоке всегда найдется свободный предохранитель или же место, куда можно поставить вставку плавку и подключить интересующую цепочку.


2. Схема с подключения «плюса» аккумулятора через замок зажигания. Более сложной считается вариант, когда питание от положительного вывода АКБ подается не напрямую, а с применением замка зажигания. Особенность в том, что проводник от кнопки идет не сразу к вставке плавкой, а через провод, на котором появляется напряжение только после перевода ключа зажигания в позицию включения.

Главный плюс в том, что можно избежать случайно оставленных включенных фар после отключения зажигания. Как следствие, снижаются риски разряда аккумулятора и отсутствуют проблемы с пуском в самый непредсказуемый момент.

Плюс рассмотренных выше схем заключается в возможности выполнения главного требования ПДД — возможности одновременной работы габаритов и ПТФ. Чтобы реализовать такую схему, достаточно подключить кнопку ПТФ к выключателю, через который подается питание на наружное освещение машины.



Как отрегулировать противотуманные фары?

Следующим этапом после завершения монтажных работ является регулировка ПТФ, что является обязательным условием для нормальной работы. Многие автовладельцы производят регулировку «на глазок», что считается серьезной ошибкой. Конечно, ограничить поток света по горизонтали несложно, но вот добиться максимальной эффективности путем такой настройки не получится. При этом сами ПТФ не смогут на 100% справиться с поставленной задачей.


Чтобы выполнить регулировку своими руками, достаточно дождаться сумерек и найти место с вертикальной стеной. Далее алгоритм действий такой:

  • Ставьте машину так, чтобы она фарами «смотрела» на вертикальную стену. Расстояние до поверхности должно составлять 7-8 метров;

  • Включайте ближний свет, после чего помечайте центральную часть пятен ближнего света. Здесь можно использовать обычный мел. Сделав отметки с левой и правой стороны, проводите горизонтальную линию;

  • Отмеряйте от полученной линии вниз десять сантиметров, после чего проводите еще одну линию. Она должна располагаться параллельно уже нарисованной ранее отметке. Последняя будет использоваться в качестве верхней границы для светового потока  ПТФ;

  • Отключайте ближний свет и оставляйте только габаритные огни. После этого подавайте напряжение на противотуманные лампы. Далее выставляйте свет таким образом, чтобы верхний его край не переступал установленную линию.


Теперь выставляйте расстояние между световыми пятнами левой и правой ПТФ. Эта работа проводится для того, чтобы гарантировать нормальную освещенность обочины. Здесь процесс регулирования не вызывает проблем:

  • Выставляйте свет одного из ПТФ ровно, без отклонений в любую из сторон;

  • Определяйте центральную часть пятна света, исходящего от фары, после чего отступайте 120 см и делайте пометку. Именно по этой точке нужно ориентироваться при установке светового пятна для второй фары.

Рассмотренных выше работ достаточно для проведения регулировочных работ. Только после этого можно отправляться в путь.



Тонкости выбора

Один из наиболее сложных вопросов для многих — выбор качественных  противотуманных фар. Не всегда понятно, каким устройствам отдать предпочтение. Здесь стоит придерживаться следующих особенностей:

  • ПТФ должны быть в герметичном кожухе, обеспечивающем достаточный уровень  прозрачности. Важно, чтобы корпус с легкостью выдерживал повышенную температуру;

  • Лучший вариант, когда светофильтр выполнен в желтом свете. Особенность такого устройства — способность «отрезать» ненужные волны, которые плохо видны в условиях тумана;

  • Стоит отдавать предпочтение противотуманным фарам со стеклом. Объясняется это тем, что такие устройства более  надежны и отличаются более высокой прочностью (если сравнивать с пластиком). Преимущество стекла в том, что оно не мутнеет со временем и способно пропускать через себя большие объемы света. С другой стороны, стекла имеют большой недостаток — травмоопасность в случае повреждения (если сравнивать с пластиком);

  • Во избежание посторонних звуков в процессе движения корпус ПТФ должен быть обтекаемым и иметь аэродинамичную форму;

  • ПТФ должны иметь специальную верхнюю границу, которая бы обрезала верхний пучок и не давала ослеплять других водителей встречных авто;

  • Стоит отдавать предпочтение устройствам, которые можно разбирать и ремонтировать. В противном случае при перегорании придется менять изделие в комплексе. Отличный вариант, когда имеется возможность смены стекла на ПТФ. В этом случае при повреждении поверхности не придется менять всю фару;

  • Стоит обращать внимание на мощность противотуманок. Последние не должны создавать повышенную нагрузку на бортовую сеть машины. Вот почему при выборе устройства стоит брать во внимание возможности уже установленного бортового оборудования;

  • ПТФ должны быть оборудованы надежным креплением и быть удобными в регулировке. В противном случае могут возникнуть проблемы в процессе монтажа;

  • Обращайте внимание на дизайн покупаемых фар. Он должен хотя бы в общем плане подходить к дизайну машины. При этом важно, чтобы фары не слишком выделялись на фоне уже существующего дизайна. В идеале изделия вообще не должны быть заметными;

  • Не стоит экономить на противотуманках и покупать наиболее бюджетный вариант (например, продукцию из Китая). Такие устройства прослужат недолго и придется снова тратить деньги. Лучше один раз приобрести качественный товар и быть уверенным в его надежности. Кроме того, качественные фары обеспечат достойное освещение. Что касается изделий китайского производства, они уже через пару месяцев станут мутными с соответствующими последствиями.


Итоги

При соблюдении простых правил установка противотуманных фар не вызывает проблем. Все, что требуется — заблаговременно подготовить инструмент и оборудование, приобрести подходящие противотуманки и определиться со схемой подключения устройства. Если все делать правильно и по схеме, на монтаж противотуманок уйдет не больше 4-5 часов.

Стоимость ремонтаНайти запчасть
Установка противотуманных фар.