Как устранить скрип тормозов?
Скрип тормозов раздражает очень многих автолюбителей. Какие могут быть причины лишнего шума? Какие существуют способы решить эту проблему? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Посторонние шумы во время движения – это мощный раздражающий фактор для большинства автолюбителей. Особенно неприятным для слуха является скрип тормозов, который может проявиться как в новых, так и в б/у автомобилях. И если во время дальних поездок этот звук не вызывает большого дискомфорта (по причине менее частого торможения), то в городском потоке скрипы тормозной системы слышны не только водителю, но и всем вокруг.


Ремонт – на первом месте

Учтите, что любые посторонние звуки в тормозной системе могут быть предвестниками ее выхода из строя. Только представьте, чем может закончиться поездка при отказе тормозов на скорости более 60 км/час. Чтобы исключить риск попасть в ДТП при первом появлении свистов, писков и скрипов причина должна быть диагностирована и устранена в кратчайшие сроки.


Принципы работы и возможные источники звука

Чтобы устранить скрип тормозов, вы должны четко понимать принцип работы тормозной системы. Давайте вкратце разберем особенность ее работы. После нажатия на педаль возрастает давление тормозной жидкости, которая давит на тормозные колодки и плотно прижимает их к диску. Дальше, благодаря действию силы трения, автомобиль останавливается. При этом давление во многом зависит от пройденного педалью расстояния. Если вы нажали на тормоз «до упора», то давление в системе будет максимальным, и автомобиль остановится намного быстрее. В случае, когда необходимо незначительное снижение скорости, достаточно лишь слегка придавать тормоз.

Учтите, что источниками посторонних звуков могут выступать любые подвижные детали системы:

  • педаль тормоза может издавать скрип из-за недостаточной смазки;
  • в суппортах подводят поршни;
  • задние и передние колодки являются источниками неприятного звука во время трения о диск (барабан);
  • искривление барабанов (дисков) колес неизбежно приводит к лишнему шуму;
  • ступица (при наличии сильного люфта) – один из главных источников скрипа.

Таким образом, потенциальных источников проблем в автомобиле достаточно. Остается своевременно выявить проблему и устранить ее.


Основные причины

При нажатии на педаль и срабатывании тормозов определенный резонанс и колебания присутствуют всегда. Как только частота звука попадает в слышимый диапазон, издаются различные шумы – писк или скрип (громкость и тональность могут меняться).

Давайте же разберем главные причины скрипа. Их несколько:

  • Повышенный износ колодок. Многие автолюбители откатывают на авто десятки тысяч километров и забывают о необходимости замены тормозных колодок. В этом случае при первом же нажатии на педаль тормоза появляется ни с чем несравнимый скрежет металла. Бывает, что колодки истираются уже через несколько тысяч километров после замены. В этом случае причину необходимо искать в вакуумном усилители (если равномерно изнашиваются все колодки) или тормозном суппорте (он может подклинивать и способствовать более скорому стиранию какой-то одной колодки).

  • Несовместимость материалов, из которых выполнены основные элементы тормозной системы – диск и колодки. Проблемы в этом случае проявляются сразу после установки или уже в процессе эксплуатации (к примеру, после сильного перегрева). После повышения температуры диска при длительном торможении, а потом резком охлаждения (попадании воды), свойства и характеристики накладок могут измениться. В итоге появляется скрип.

  • Ошибки при установке колодок. Иногда при выполнении работ недобросовестные мастера на СТО или малоопытные автолюбители забывают смонтировать противоскрипные пластины (они продаются в комплекте с колодками). Если этих деталей нет, то необходимо снимать уже установленные пластины, осматривать их на факт износа (дефектов) и только после этого возвращать на место. При этом важно помнить о необходимости смазки и обработки.

  • Деформация барабана (диска) или повышенный износ (чаще всего именно эту проблему диагностируют мастера на СТО). В процессе эксплуатации на тормозном диске может появиться бороздка, которая касается к незадействованной части колодки и издает неприятный звук. Причиной деформации может стать нехватка опыта автолюбителя. В частности, летом на горной дороге водители часто злоупотребляют длительным нажатием на педаль тормоза, что может привести к выходу тормозной системы из строя уже через 5-10 километров пути.

  • Наличие постороннего предмета (камешка, проволоки) в зазоре между диском и тормозными колодками.

  • Прочие факторы – низкая или высокая температура воздуха, повышенная влажность, большой люфт ступицы и так далее. Все это может стать причиной появления лишнего скрипа.


Советы по устранению проблем

Теперь, когда мы знаем основные причины скрипа тормозной системы, можно приниматься за ремонт.


  • Скрип при торможении – наиболее популярная проблема. В этой ситуации для постановки «диагноза» необходимо провести полную диагностику и своевременно устранить повреждение. Главная задача – установить место, откуда исходит звук. После этого снять «подозрительное» колесо и проверить тормозные колодки на факт износа и прочих проблем (о них мы уже упоминали выше).
Проверьте диск на факт биения. Если есть бороздка, то незамедлительно проточите ее на станке. В случае износа тормозных дисков – меняйте сразу пару на одно оси (делать замену лишь на одном колесе запрещено).

Убедитесь в исправности специальных пластин против скрипа, оцените их состояние. Если между колодкой и диском попали посторонние предметы, сделайте «уборку». После этого проверьте состояние подвески и суппорта. В случае если после проверки явный дефект найти не вышло, просто замените колодки (с большой вероятностью причина скрипа (свиста) – несоответствие материалов).

Особое внимание уделите направляющим суппорта – их необходимо почистить и смазать. В случае если суппорта полностью покрылись коррозией или сильно изношены, то лучше установить новые. Вместе с основным узлом может понадобиться замена зажимов, втулок, и штоков. Для смазывания используйте составы, которые выдерживают повышенные температуры.


  • Посторонний звук в задних тормозах (чаще всего они имеют барабанный тип) можно убрать путем стандартной регулировки ручного тормоза. Чаще всего именно он является причиной неприятного писка.

  • Странный шум во время движения возможен и без нажатия на педаль тормоза. Есть две вероятные причины – дефект тормозного диска (причины мы описывали выше) или износ подшипника ступицы. Что происходит? В процессе движения колодка и диск касаются друг друга, что и приводит к неприятному писку. Устранить проблему просто – замените колодки и диски или устраните люфт (если он есть).

  • Скрип самой педали – еще один неприятный дефект тормозной системы. Запускать эту проблему не желательно, ведь это может нарушить работу электронных систем, к примеру, ABS. Устранить проблему можно банальным нанесением смазки на ось и втулки педали.

  • Шумные колодки. Помните, что некоторые колодки (к примеру, полуметаллические) уже сами по себе слишком шумные. Причина – высокое содержание металла в составе, который как раз и становится причиной повышенного визга. Для снижения шума производители часто добавляют в состав углерод, графит или латунь. Самые «тихие» колодки выполнены с применением керамики.


Вывод

Если вы стали «жертвой» повышенного скрипа тормозов, не торопитесь гнать машину на СТО – проведите небольшую диагностику. Зачастую рекомендаций в статье достаточно, чтобы устранить столь надоедливую проблему. Удачи.

Стоимость ремонтаНайти запчасть