Мотор автомобиля — сложнейший механизм, в работе которого принимает участие множество трущихся элементов. Процесс взаимодействия механических элементов носит название «фрикция». Применительно к ДВС такое явление крайне негативно, ведь оно приводит к перегреву элементов силового узла, износу элементов мотора и снижает его КПД. Чтобы снизить негативное воздействие фрикций внутри сложного механизма, предусмотрена система смазки. Ее задача заключается в снижении силы трения между двумя или большей группой элементов. В чем же особенности устройств системы смазки? Каков принцип действия? Какие неисправности возможны, и что делать для их устранения?
Виды систем смазки
В классических моторах применяется простейший вариант системы смазывания — комбинированный. Существует и еще один тип, используемый на двухтактных двигателях — топливный. Особенность последней системы заключатся в возможности смешивания масла с горючим. В процессе работы подмешанное в топливо масло обеспечивает смазку элементов мотора.
Комбинированный — более продвинутый вариант, в котором масло выполняет двойную функцию. С одной стороны, оно охлаждает мотор, а с другой — отводит лишнее тепло от элементов силового узла. В процессе работы сам смазывающий состав требует дополнительного охлаждения. Для этих целей используются масляные радиаторы, являющиеся частью общего контура и смонтированные в передней секции подкапотного пространства.
В моторах небольшого объема используются, так называемые теплообменники — элементы, в которые встроен фильтрующий элемент для очистки масла. Особенность таких устройств заключается в наличии специальных входов, через которые и подается состав. Процесс отвода тепла от масла совмещается напрямую с охлаждением мотора. При этом антифриз (ОЖ) проходит через теплообменник и отводит от него лишнее тепло. Благодаря такому действию, снижается риск перегрева смазывающего состава и его разложения.
Еще одной особенностью комбинированной системы является подача смазывающего состава под давлением. Циркуляция жидкости происходит в специальных масляных каналах. Само смазывание осуществляется двумя способами — посредством разбрызгивания состава или создания давления.
В чем особенности устройства системы смазки?
Для правильного обслуживания двигателя важно понимать устройство системы смазки, учитывать особенности работы каждого из ее элементов и знать принципы из взаимодействия. Рассмотрим эти моменты детальнее.
Итак, система смазки «среднестатистического» автомобиля состоит из следующих узлов — поддона, насоса (прокачивает масло и создает давление), фильтра, заборника и контура подачи смазывающего состава к узлам мотора. Каждый из элементов выполняет свои функции:
- 1. Поддон — специальный узел, который находится в нижней секции мотора (на блоке цилиндров). Внешне поддон представляет собой емкость, где скапливается неиспользуемая в конкретный момент времени смазывающая жидкость. Для изготовления поддона может применяться два типа металла — алюминий или железо.
В процессе работы мотора высок риск появления масляной пены. Во избежание этого процесса между блоком цилиндров и непосредственно поддоном предусмотрена специальная пластина, исключающая образование пены во время работы двигателя. Отличительной особенностью поддона является наличие резьбового отверстия, предназначенного для слива жидкости. По своей форме устройство имеет наклонные плоскости, а также специальное углубление для заборника фильтрующего элемента. Заборник монтируется таким образом, чтобы исключить захватывание смазывающей жидкости с днища поддона. Такую конструктивную особенность легко объяснить. На дне поддона скапливаются различная грязь и стружка, образующаяся в процессе работы мотора и «старения» масла. Ее поступление в масляный насос может привести к выходу из строя последнего и к необходимости замены устройства.
Уровень смазывающей жидкости контролируется с помощью щупа с отметками, по которым можно судить о достаточности или дефиците смазывающей жидкости внутри мотора. В задачу автовладельца входит регулярный контроль масла внутри системы и его доливка в случае снижения уровня Нельзя допускать и обратного процесса — превышения уровня масла. Этот фактор свидетельствует о низкой компрессии в камерах сгорания, чрезмерном износе сальников или турбины. Что касается снижения уровня масла, эта проблема может быть вызвана утечкой ОЖ в системе и прочими проблемами.
Менять или производить доливку смазывающей жидкости необходимо с применением масла, рекомендованного производителем. В противном случае возможно ухудшение технических характеристик мотора, снижение эффективности смазывания его элементом и, как следствие, уменьшение ресурса.
- 2. Масляный насос — элемент системы смазки, обеспечивающий ее работоспособность. Именно насос создает необходимое для работы давление и подачу жидкости ко всем элементам мотора. Этот узел имеет несколько видов. Он бывает поршневым, воздушным или шестеренчатым. Последний тип масляного насоса применяется в классических вариантах ДВС. Особенность его работы заключается в создании давления за счет вращения пары шестеренок, вплотную взаимодействующих друг с дружкой. Эффективность системы обусловлена точной подгонкой двух элементов и минимальным зазором.
В кожухе насоса находится редукционный клапан, сбрасывающий лишнее давление. Работа устройства обеспечивается, благодаря вращению коленвала или посредством передачи момента через специальную цепь. Также к насосу подключается заборник, в котором смонтирован сетчатый фильтр для очистки от крупного «мусора».
- 3. Масляный фильтр — неизменный элемент системы, обеспечивающий эффективную очистку смазывающей жидкости от различного рода загрязнений. К последним относится металлическая стружка, образующаяся в процессе трения элементов мотора, конденсат, а также прочие элементы разложения моторного масла. Фиксируется элемент около насоса, как правило, на его резьбовой части. Форма устройства — цилиндрическая, с отверстием в центре. Именно через это отверстие очищенное масло подается в каналы системы.
В некоторых системах применяются несменные фильтры, в которых производится замена только фильтрующего элемента. Остальные типы устройств меняются полностью, вместе с заливкой новой смазывающей жидкости в мотор.
Как это работает?
Зная устройство системы смазки, проще понять принцип ее действия и особенности взаимодействия различных элементов Так, при пуске мотора момент вращения коленчатого вала передается к масляному насосу. Последний создает давление в системе, обеспечивает подачу смазывающей жидкости в каналы охлаждения и распределение масла ко всем трущимся элементам.
Как правило, масло поступает к следующим узлам — шатунными и коренным шейкам коленвала, поршневым пальцам и турбине (для турбированных моторов), а также к шейкам распределительного вала. В турбированных моторах, как привило, монтируются специальные инжекторы, обеспечивающие подачу смазывающей жидкости под давлением к поршневым пальцам.
Как только шейки распредвала получают свою порцию масла, смазывающий состав образует специальную ванночку в головке блока. Этой жидкости достаточно для обработки бобышки распределительного вала, а также клапанных толкателей и самих клапанов. В случае подъема уровня жидкости в ванночке смазывающий состав по специальным каналам направляется к поддону, где под влиянием шатунов и из-за выдавливания жидкости из-под шейных вкладышей формируется «туман», обеспечивающий смазывание маслом стенок цилиндров.
Как только этот процесс завершается, лишняя часть состав снимается с помощью колец на цилиндрах мотора (для этих целей предназначены так называемые маслосъемные кольца). Если в процессе работы в картере накапливается чрезмерное давление, к работе подключается сапун, который устраняет подобную проблему. Сам сапун имеет вид специального изделия, предназначенного для задержки масла и выпуска воздуха. Выход детали подключается к заборнику воздушного фильтра.
Смазывание стенок осуществляется непрерывно, а именно весь период, пока функционирует мотор. Давление масла контролируется с помощью смонтированного на выходе фильтрующего элемента датчика, а также указателя давления на панели приборов. Даже при незначительном несоответствии давления, рекомендуется заглушить мотор и выяснить причину поломки.
Тонкости эксплуатации и обслуживания
Знание устройства системы смазки позволяет организовать правильное обслуживание узлов и продление срока их службы. Кроме того, нормальная работа мотора обеспечивается только при грамотной эксплуатации системы. Первое, что стоит учесть — особенности пуска мотора зимой. В случае простоя двигателя смазывающая жидкость накапливается в поддоне, из-за чего элементы системы работают «на сухую». Вот почему в первые моменты пуска двигатель работает в условиях повышенных нагрузок. Оптимальный режим обеспечивается только после покрытия всех его элементов смазывающим составом. Чем быстрее масло доберется до всех трущихся деталей, тем лучше.
В зимнее время ситуация усугубляется, ведь масло в картере становится гуще, из-за чего после пуска мотора оно медленней выполняет возложенные на него задачи. Вот почему при снижении температуры ниже 20 градусов мороза рекомендуется пускать и прогревать мотор до достижения нормальной температуры. К слову, для современных авто это требование уже неактуально. Начинать движение можно сразу после заводки двигателя. Главное — до прогрева масла не форсировать частоту вращения коленвала.
Повышенное внимание стоит уделять и ТО системы смазки. Так, через каждые 15-20 тысяч километров рекомендуется менять масло в двигателе. Одновременно с этим производится замена фильтра. Для нового мотора периодичность смены смазывающего состава меньше. Здесь все зависит от рекомендаций производителя.
Вероятные поломки и причины выхода из строя системы смазки
Стоит отметить, что устройство системы смазки отлично продумано, что сводит к минимуму риск появления неисправностей в процессе эксплуатации авто. Несмотря на это, некоторые проблемы в процессе все-таки возможны. К таковым стоит отнести:
- загрязнение масляного фильтра;
- износ или нарушение целостности масляного насоса;
- недостаточно качественная фиксация фильтра;
- поломка датчика, контролирующего давление смазывающего состава;
- нарушение целостности прокладки;
- заедание редукционного клапана;
- снижение уровня масла.
Каждая из упомянутых неисправностей может быть критичной для работы системы и приводит к снижению ее эффективности. К основным причинам поломок можно отнести неправильное обслуживание элементов системы (к примеру, ошибки при выборе масла или несоблюдении сроков замены «расходников»), ошибки в ремонте или естественный износ одного или нескольких элементов системы.
Внешне распознать неисправность системы смазки несложно. Как правило, к главным симптомам проблемы относится чрезмерный расход смазывающей жидкости и сниженное давление в системе. В случае уменьшения давления на приборной панели должна засветится специальная лампа. При этом эксплуатировать автомобиль в таких условиях запрещено.
Чрезмерный расход смазывающей жидкости можно выявить с помощью щупа, предназначенного для проверки уровня жидкости. На современных авто предусмотрен электронный контроль уровня (с помощью контрольной лампы).
Ниже рассмотрим внешние проявления неисправности и вероятные причины:
- Снижение давления масла. Такой симптом возможен при неправильной работе редукционного клапана, поломке датчика давления, снижении уровня масла или загрязнении масляного фильтра;
- Чрезмерный расход смазывающей жидкости, как правило, может быть вызван нарушением целостности прокладки насоса, слабой фиксацией масляного фильтра, поломкой механизмов ГРМ или КШМ, а также загрязнением вентиляционной системы.
Итоги
Устройство системы смазки не так сложно, как может показаться. Если разбираться в особенностях ее работы, можно правильно организовать эксплуатацию и продлить срок службы мотора. Все, что для этого требуется — быть внимательным к уровню масла и своевременно осуществлять его замену.