Виды автоматических коробок передач.
Бесспорно, автоматические коробки переключения передач значительно упростили жизнь многим автовладельцам. Каких именно типов они бывают? В чем особенности роботизированной, гидротрансформаторной и бесступенчатой КПП? Какой из «коробок» следует отдать свое предпочтение? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть

С появлением коробки-автомат автолюбители надолго забыли о «механике». И действительно, какой смысл постоянно дергать за ручку коробки передач, если машина все может сделать сама? Проблемы возникают лишь при выборе автоматической КПП, которая может быть нескольких видов - гидротрансформаторная, роботизированная или вариатор. В чем же особенности каждого из видов? Чему отдать предпочтение?



Гидротрансформаторная АКПП

Одной из самых первых появилась гидротрансформаторная «коробка». Именно после ее внедрения стало употребляться такое выражение, как «автомат». Особенность работы АКПП в том, что гидротрансформатор не относится к коробке передач. Его функция заключается в передачи вращающегося момента при начале движения транспортного средства. Во время движения машины (на скорости) происходит блокировка гидротрансформатора муфтой, что снижает потребление горючего. Еще одна функция гидротрансформатора - гашение колебаний, возникающих при работе разных механизмов, к примеру, КПП, мотора и так далее. В итоге ресурс каждого из узлов растет.

Здесь коробка-передач и двигатель не связаны между собой, а вращение передается путем циркуляции масла в трансмиссионном узле. Благодаря этому мотор может работать даже с включенной скоростью и не двигаться с места. При этом качество работы АКПП зависит от залитого в нее масла, что также нужно учесть.

Главный узел в данной «коробке» - гидравлический блок. На современных авто управление устройством берет на себя электроника (ЭБУ). Это и обеспечивает нормальную работу при различных режимах езды - эконом, спорт или классик.

Многие считают гидротрансформаторную коробку сложным в обслуживании узлом. Но это не так. Сама по себе коробка отличается надежностью и ремонтопригодностью. Главная слабость - гидроблок и его клапана. При выходе из строя последних может появиться характерный стук в момент перевода ручки из одной в другую позицию.

Что касается качества масла, залитого в трансмиссию, то за этим нужно следить. С другой стороны, в большей части современных авто устанавливаются необслуживаемые «коробки», которые вообще не требуют вмешательства автолюбителей и замены рабочей жидкости.

Технические параметры авто с классической АКПП зависят от электронной «начинки». ЭБУ получает информацию от различных датчиков и после считывания данных принимает решение о переключении на пониженную или повышенную скорость. Такие «коробки» часто называются адаптивными, поэтому при обновлении можно улучшить характеристики  машины и сделать ее поведение более предсказуемым.

Один из ключевых факторов - число скоростей. Сейчас еще попадаются «коробки» с четырьмя скоростями, но в последнее время производители  переходят на пять или шесть (в некоторых случаях даже семь) передач. Считается, что чем больше скоростей, тем плавней движется авто и лучше его динамика. Кроме этого, данный фактор играет не последнюю роль для экономии.

«Ручной» вариант таких АКПП («типтроник») первым появился на авто марки Порше. Уже через несколько лет производители подхватили и внедрили в жизнь эту идею. Подобная «фишка» позволила автолюбителям переходит на ручной режим КПП в ситуациях, когда это больше всего необходимо. С другой стороны, в обычной жизни (без скоростной езды) «типтроник» бесполезен. Человек покупает машину с «автоматом» не для того, чтобы переключать скорости вручную.

Таким образом, гидротрансформаторный тип АКПП позволяет эффективней распределить момент вращения и снизить расход топлива. Из автомобилей, на которых установлена такая коробка, можно выделить Мазду-3, Опель Астра, Пежо 308 и прочие.



Бесступенчатая АКПП (вариатор)

Следующей по списку идет бесступенчатая коробка-автомат (вариатор), которая на английском носит название Continuously Variable Transmission (CVT). По своим внешним характеристикам «коробка» почти ничем не отличается от «классики». Но вот принцип действия отличается.

В бесступенчатой КПП  не существует такого понятия, как «передача», ведь никаких переключений не происходит в принципе. Передача вращения происходит без остановки (вне зависимости от скорости движения авто), что и обеспечивает плавность движение. Многие автолюбители выбирают такой тип АКПП именно из-за повышенного комфорта.

Для большей функциональности производители добавляют 4-6 передач, которые может переключать и сам водитель. Но это больше имитация, позволяющая переключать режимы в нужный для водителя момент.

Конструкцию вариатора сложно назвать простой. Если в двух словах, то узел представляет собой два шкива, которые имеют конусообразную форму и обеспечивают вращение ремня по определенному радиусу. Боковые части шкивов могут перемещаться, что обеспечивает корректировку передаточного числа. Соответственно, ремень берет на себя наибольшую нагрузку и представляет собой сложное устройство. Внешне он схож с обычной лентой или цепью, созданной из множества пластинок из металла.

Кроме необычной плавности, к плюсам бесступенчатой коробки-автомат можно отнести простоту самой конструкции. «Коробка» не тратит время на переключение ступеней, что важно во время разгона транспортного средства. Итог - максимальная динамика. С другой стороны, это ощущение можно назвать субъективным, ведь оно вызвано отсутствием «рывков».

Главный минус, с которым приходится сталкиваться владельцем авто с вариатором - высокая цена за обслуживание. Причина - в боязни вариатора к перегреву. Из-за высоких температур приходится использовать дорогое и качественное масло, которое требует замены через каждые 55-60 тысяч километром. Что касается ремня, то его замена должна производиться раз в 100-110 тысяч километров.

Из автомобилей с вариатором стоит выделить Митсубиси Лансер 1.8, Ауди А4 2.0 (Мультитроник), Рено Сценик 2.0.



Роботизированная АКПП

Третьей в списке идет роботизированная «коробка». Многие специалисты называют ее «механикой» с автоматически работающим сцеплением. Единственное, что обобщает АКПП с привычным «автоматом» - отсутствие педали сцепления.

По сути, «робот» работает аналогично МКПП, но с единственной разницей - сцепление выжимает не водитель, а специальные сервопривода, управляемые ЭБУ транспортного средства. При этом сам режим коробки-автомат вторичен и является далеко не главным.

Если сравнивать «робота» с механической КПП, то здесь есть общие моменты - к примеру, наличие разрыва момента вращения, выражаемого в провалах при наборе скорости. В классической «механике» данный провал есть, но водитель отвлечен вождением и почти не замечает этого. Если же работу выполняет автоматика, то все происходит много четче, но небольшой «провал» все равно ощутим.

Убрать такую проблему просто - нужно отказаться от автоматического режима и переключаться вручную, обеспечивая небольшую перегазовку. В таком случае провалы будут сведены к минимуму или же пропадут полностью.

Важный момент для «робота» - обязательный перевод ручки в нейтральную позицию при длительной остановке. Такая предусмотрительность позволит сберечь «коробку» от чрезмерного перегрева и защитить дорогостоящий узел от разрушения. Кроме этого, роботизированная АКПП слаба в буксировки. Если необходимо выехать из сугроба, то можно «спалить» сцепление.

В связи с большим числом минусов может возникнуть вопрос, а зачем вообще нужны роботизированные АКПП. Оказывается, у них есть и ряд достоинств - доступная цена (если сравнивать с другими типами трансмиссий) и минимальный расход топлива (почти такой же, как и в случае с механической коробкой передач).

В последние годы все больше производителей устанавливает на «роботы» так называемые «лепестки» под рулевым колесом, позволяющие производить переключение скоростей в ручном режиме (когда нужно быстро сориентироваться на дороге). Если же брать в общем, то минусов у этой «коробки» все-таки больше.

Несмотря на минусы, производители ставят «роботов» на авто и особе не переживают по этому поводу. Единственное, что современные АКПП второго поколения являются уже более продвинутыми и надежными. К основным представителям, на которых установлена такая «коробка» можно отнести Опель Корсу с мотором 1.2 литра и Пежо 107.



Преселективная АКПП

Данный тип коробки-автомат относится к новому поколению роботизированных трансмиссий. Каждая компания-производитель придумывает свое название. Наиболее распространенное - DSG, что расшифровывается как Direct Shift Gearbox. Суть такой коробки передач в наличии пары трансмиссий, которые собираются в одном общем кожухе. Четными передачами занимается одна коробка, а нечетными (в том числе и задней) - вторая. Каждой трансмиссии положено свое сцепление.

Особенность здесь в том, что преселективная АКПП подразумевает одновременное включение двух передач. При этом одно сцепление плотно смыкается, а другое - сжимается в момент разрыва второго. На протекание данного процесса уходит не больше доли десятых (или даже сотых) секунд. Благодаря такой скорости, обеспечивается плавность переключения аналогично вариаторной.

К минусам конструкции можно отнести сложность «коробки» и высокую цену узла. Дорогая трансмиссия и в обслуживании (при необходимости ремонта). С другой стороны, можно говорить о большом будущем данной КПП и росте ее популярности. При этом можно быть уверенным, что ее стоимость будет только снижаться.

К основным примерам авто с преселективной трансмиссией можно отнести Ауди А4 с мотором 3.0 литра, Фольксваген Гольф 1.2 или 1.4 литра, а также Сеат Ибица с 1.2-литровым мотором.



Что же выбрать?

С учетом вышесказанного можно подвести промежуточные итоги. У каждой коробки передач есть свои плюсы и минусы.


В частности, гидравлическая КПП имеет следующие преимущества:

  • возможность установки на авто, работающих с различными видами топлива;
  • наличие дополнительных режимов, гарантирующих плавное переключение;
  • устойчивость на любой передаче.
Недостаток - слабая динамика и медленный разгон. Кроме этого, автолюбители жалуются на повышенный расход, который на 15-20% больше, чем на «механике».



Роботизированная механика отличается следующими плюсами:

  • быстрым переключением скоростей (когда КПП находится в режиме ожидания);
  • экономия топлива.
Минус - дороговизна производства (если сравнивать с «механикой» и «гидравликой»), требовательность в ремонте из-за конструктивной сложности и ощущение переключения передач.



Вариатор - более привлекательный вариант. Из плюсов:

  • быстрый набор скорости и ее снижение;
  • экономичность КПП;
  • высокий КПД, что достигается благодаря отсутствию передач.

Минусы:

  • небольшой ресурс - до 200-250 тысяч километров;
  • сложность настройки электроники;
  • большие затраты на трансмиссионную жидкость.


Итоги

У каждой коробки передач есть свои плюсы и минусы. Ваша задача - определиться с приоритетами и выбрать тот вариант, который больше подходит по душе. При этом стоит ориентироваться на три качества - экономичность, дороговизну обслуживания и уровень комфорта.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Виды автоматических коробок передач.