Виды автомобильных дверей.
Удобство входа/выхода, а также безопасность применения транспортного средства помимо прочего зависит и от конструктивных особенностей и вида автомобильной двери. Какие типы кузова были популярны ранее и активно применяются сегодня, в чем особенности каждого из рассмотренных вариантов? О каких видах автомобильных дверей следует знать, каковы плюсы и минусы каждого из вариантов? Какие особенности выделяют устаревшие и современные дверные конструкции и на машинах с каким именно кузовом они устанавливаются? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Многообразие видов и форм автомобилей поражает воображение. Порой создается впечатление, что производители соревнуются между собой в том, кому удастся сделать более оригинальный вариант кузова и автомобильных дверей. Но, несмотря на кажущееся разнообразие, на практике существует не так много вариантов исполнения  автомобилей. Сразу стоит отметить, что тип кузова и виды автомобильных дверей тесно переплетаются между собой, поэтому в статье рассмотрим оба момента более подробно.



Популярные виды кузовов

Если рассматривать варианты исполнения кузовов, то здесь стоит выделить следующие типы:

  • Седан - наиболее популярный вариант кузова, который используют в производстве почти все производители. Название кузова произошло от названия французского города, где еще в 19 веке было налажено производство популярных во всей Европе карет. В современном исполнении такой тип кузова имеет  три главных объема - подкапотное пространство, багажный отсек, а также салон для водителя и пассажиров. Что касается количества дверей в седане, то их может быть две или четыре. При этом задние сидения выполняются в полноразмерном варианте. На практике почти 70% всех автомобилей производятся с кузовом типа седан;

  • Хэтчбек - автомобиль, который отличается наличием всего двух объемов. Если смотреть на машину в профиль, то эта пара хорошо заметна. Вариант исполнения - с двумя и четырьмя дверьми. Такие машины пользуются наибольшим спросом в странах Европы и покупаются в большей части семейными людьми. Плюсы - практичность, удобство посадки, наличие полноразмерных диванов сзади, позволяющих увеличить объем багажного отсека;

  • Универсал - тип машины, который часто применяется автолюбителями для перевозки пассажиров и грузов. Такой автомобиль - идеальный вариант, когда необходимо перевозить багаж и людей. Универсалы любимы таксистами и частными предпринимателями. Плюсы такого кузова - просторный салон и внушительный багажник, способный вместить много чего полезного. Внешне машину несложно угадать по расположенной сзади одной из дверей и длинной крыше;

  • Купе - еще один популярный вид кузова, который в первые годы после разработки имел вид двухместной кареты. Сегодня же к этому виду относятся спортивные машины с двумя дверьми. В таких авто присутствуют задние сидения, но из-за небольшого размера сидеть на них неудобно. Последнее время производители все чаще производят автомобили в кузове купе, но с четырьмя дверьми. В отличие от прошлых версий, двери купе могут открываться не только в сторону (классический вариант), но и вверх (об этом ниже);

  • Кабриолет - известный в мире тип кузова, который хорошо известен производителям. Главная особенность - отсутствие жестко закрепленной крыши (ее заменил обычный тент), который складывается с постепенным опусканием боковых стекол. Название пришло из 19 века, когда «кабриолетами» назывались экипажи с одной парой колес. Отличительной особенностью таких конструкций была складная крыша, которая имела в основе тент и складывалась вместе со стеклами;

  • Кабриолет-купе. После появления первых моделей в таком исполнении этот вид кузова еще долго воспринимался как экзотика. На современном же этапе кабриолет-купе становится все более популярным. Главные отличительные особенности - наличие складной крыши, имеющей большую жесткость. Благодаря такой конструкции в теплое время года можно наслаждаться прекрасными пейзажами и потоком свежего воздуха, а зимой преобразовывать автомобиль в классический вариант исполнения (с закрытой крышей);

  • Родстер. С первых дней появления этот тип кузова подразумевал наличие двух посадочных мест. При этом первоначально с кузовом родстер выпускались авто, имеющие спортивную направленность. В них отсутствовала складная крыша и боковые стекла. Первоначально родстеры стали популярны в США, после чего «эстафету» подхватили и производители из других стран. Сегодня родстеров на дорогах почти нет, но многие автолюбители (да и производители) продолжают связывать это название с кабриолетами. Таким способом они как бы подчеркивают спортивную направленность автомобиля. Двери в таких машинах могут иметь разную форму - классическую и с подъемом вверх;

  • Тарга - вид кузова машины, отличающийся возможностью демонтажа средней части крыши, в некоторых моделях и стекол с  задних дверей. Путем простых преобразований удается сделать из машины кабриолет. Одна из разновидностей кузова тарга - автомобили с крышей Т-образной формы, находящейся непосредственно над сидением водителя и пассажира спереди салона. Далее за ней начинается продольная балка;

  • Лимузин - особый вид кузова, который получил популярность в «свадебных» и представительских автомобилях. По сути, речь идет о классическом седане, имеющем удлиненное «тело». Особенность лимузина в том, что он более комфортен для пассажиров. Как правило, сзади предусмотрено несколько диванов, мини-бар, телефон и другие опции. Также между водителем и пассажиром установлена перегородка. Название «лимузин» произошло от наименования одной из французских провинций (Лимузен). Жители этого района любили носить одежду с продолговатыми капюшонами;

  • Пикап - машина, которая в большей части применяется для перевозки грузов. Главное отличие типа кузова - наличие специальной перегородки между сидениями для пассажиров и грузовым отсеком машины. В последнее время пикап все реже позиционируется как грузовой автомобиль - его применяют для вылазок на природу и для активного отдыха;

  • Фаэтон - кузов, который получил наибольшую популярность еще в 30-х годах прошлого века. Первопроходцами в применении этого вида кузова стали европейские производители автомобилей. Название кузов унаследовал от одного из героев Древней Греции с таким же именем. Последний прославился своими путешествиями по небесам на колеснице. Главные особенности кузовного исполнения - наличие достаточного простора, складная крыша (выполнена из мягкой ткани), съемные стекла по бокам. На сегодняшний день фаэтон уже не применяется и встретить машины с таким кузовом можно разве что в музее;

  • Минивэн - тип кузова, отличающийся просторным салоном и числом пассажирских мест в количестве 5-8 (здесь все зависит от количества рядов сидений, предусмотренных производителем). Отличительная особенность кузова - однообъемность. Это значит, что четко различимой грани между багажным отсеком, салоном и капотом нет. Плюс автомобиля в том, что пассажирский отсек может быть трансформирован. Благодаря этому минивэн отличается удобством и позволяет перевозить как грузы, так и большое число пассажиров;

  • Хардтоп - необычный тип кузова, который почти не отличается от седана. Разница в том, что в хардтопе отсутствует громоздкая стойка посередине, что придает машине большую изящность. Наибольшим спросом такой тип кузова пользовался еще в 60-е годы прошлого века, но из-за сложностей с достижением нормальной жесткости производители постепенно отказывались от такого варианта исполнения. Сегодня же под названием хардтоп часто скрываются авто с жестким или съемным верхом;

  • Фастбек - нечто среднее между седаном и хэтчбеком. От первого производителями была взята крыша багажного отсека, а от второго - оригинальная форма кузова. Несмотря на практичность и преимущества кузова, он не стал популярным. Главными конкурентами фастбека стали обычные хэтчбеки, которые и вытеснили гибридов;

  • Брегам. Такой вид кузова появился еще в 19 веке и имел вид невысокой повозки с кучером «у руля». Главные особенности кузова сразу после создания - наличие двух дверей, небольшие размеры. Начиная с 30-х годов название «брегам» закрепилось за кузовом с открытым место для человека за рулем и хорошо организованным местом для пассажиров. На современном этапе такое исполнение кузова не актуально, но ряд производителей продолжают применять столь оригинальное название.


Виды автомобильных дверей и их «привязка» к различным типам кузова

Как упоминалось выше, конструкция  кузова и применяемый вид автомобильных дверей тесно переплетаются друг с другом. При этом производители могут варьировать варианты исполнения с учетом веяния моды и глобальных предпочтений покупателей. Так, сегодня выделяются следующие типы дверей:

  • Обычный вид. Такие двери имеют классический тип исполнения с открытием в сторону. Фиксация изделия производится с помощью шарниров в переднем крае. Плюс варианта исполнения - безопасность, ведь при случайном или преднамеренном открытии встречный поток воздуха будет давить на поверхность, оказывая эффект закрывания. Классический вид дверей применяется на автомобилях с такими типами кузовов как седан, хэтчбек, пика, минивэн и прочие;

  • Заднепетельный тип. Особенность такого исполнения в том, что крепление дверей на шарнирах происходит не спереди, как это производится обычно, а сзади. Такой вариант не отличается безопасностью. Наоборот, при случайном открытии поток ветра может вырвать дверцу «живьем» (конечно, для этого придется лично отодвинуть дверной засов). Из-за своих особенностей такие виды дверей называются «самоубийственными». Наибольшую популярность заднепетельные двери получили в 30-50-х годах 20-го века в среде мафиозных кланов. Объясняется это тем, что в машины с такими дверьми проще всего было заталкивать людей. Самыми яркими автомобилями с таким типом дверей был Линкольн Континентал (кабриолет). Какой-то период такой тип дверей устанавливался на некоторые модели марки Форд и Ролс Ройс. Плюс заднепетельных дверей - удобство выхода из автомобиля, возможность без особого труда дотянуться с водительского места к ручке задней двери. Но минусов больше - сложности при одновременном выходе пассажиров (спереди и сзади), опасность случайного открытия дверей в процессе движения, опасность выхода из машины в момент, когда машина продолжает движение;

  • Двери-ножницы - вид автомобильных дверей, который подразумевает открытие вверх. Впервые такой тип дверей появился на автомобиле Альфа Ромео 1968года. Первоначально планировалась, что такая конструкция упростит процесс сдачи назад. Что касается серийного применения, то впервые такие двери были установлены на автомобилях Lamborghini. К преимуществам такого типа дверей стоит отнести возможность вести машину даже при открытой двери, удобство выхода из автомобиля (при парковке в узком месте), стандартное расположение шарнира (как у «классики»), минимальный риск случайного открытия дверей. Что касается минусов, то здесь стоит выделить сложность выхода из машины, высокая себестоимость производства, низкий уровень посадки и сложность покидания автомобиля в случае его переворачивания при ДТП. Отдельно стоит отметить, что существует несколько типов дверей-ножниц - с поворотом на 90 градусов (классическое исполнение), тип VLS (с незначительным открыванием наружу), 130 градусов (с увеличенным углом открывания) и смесь обычных дверей и «ножниц». Последние могут открываться обычно или вверх;

  • Крыло бабочки - широко известный тип дверей, который чаще всего монтируется на элитных автомобилях. Принцип открытия такой же, как у рассмотренных выше дверей. Разница только в том, что имеет место незначительное выдвижение наружу. Такие двери устанавливаются на машинах марок Альфа Ромео, Феррари, Тойота, МакЛарен и прочих. Последнее время такие виды дверей применяются только на спортивных авто;

  • Сдвижные двери - вариант исполнения, который подразумевает открытие по специальной  направляющей. Такие двери, как правило, устанавливаются на больших автомобилях - в минивэнах, микроавтобусах, обычных автобусах. Главной целью разработчиков при создании сдвижной двери было упростить выход пассажиров без загромождения дороги. Такой вариант устанавливается на боковой части фургонов, что упрощает процесс погрузки-выгрузки. Сдвижные двери часто выполняются  в альтернативных вариациях - задвижными, вертикальными и сдвижными с внутренней колеей;

  • Верхнеподвесная дверь. Этот вид автомобильных дверей считается наиболее редким. Из-за большого числа разных вариаций исполнения какого-то единого варианта названия не существует. Особенность конструкции - расположение в верхней части дверей и открытие для доступа сразу двух пассажиров. По своему внешнему виду дверь имеет форму самолета. Что касается особенностей крепления, то здесь какие-то жесткие стандарты отсутствуют. Фиксация может производиться как спереди, так и сзади. Такой вид автомобильной двери почти не используется на серийных авто - чаще всего производители устанавливают изделия в концент-карах.

Главные плюсы верхнеподвесных дверей в следующем. Во-первых, обычная конструкция дверей подразумевает открытие последних за границы ширины базы колес. Как следствие, могут возникнуть проблемы для других участников движения. Здесь же такая проблема исключена - открытие производится вертикально. Во-вторых, отсутствует потребность установки передних стоек кузова, ведь уже нет смысла удерживать двери. Как следствие, лобовое стекло может быть перемещено ближе к багажнику авто. Благодаря такой конструктивной особенности, водитель получает много больший угол обзора.

Но есть и недостатки. Так, верхнеподвесная дверь часто подразумевает полное остекление. Вместе с лобовым стеклом получается полная открытость солнечным лучам. Без качественного климат-контроля или кондиционера ездить в жару будет практически нереально. Кроме того, при заносе и переворачивании машины выбраться из транспортного средства сложно. Единственным вариантом спасения является разбитие стекла. Но и это еще не все минусы. Если машина имеет высокие пороги и крышу неудобной формы, то с выходом из машины могут возникнуть сложности. Также возникают проблемы и при плохой погоде, когда невозможно покинуть салон, не намочив его.



Итоги

Как видно из статьи, сегодня существует множество различных видов автомобильных дверей и кузовов. При этом многие автолюбители в этом вопросе больше консерваторы и предпочитают классический вариант исполнения. Если же душа жаждет чего-то нового, а в кошельке есть достаточная сумма, то почему бы не купить машину с каким-то другим типом дверей.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Виды автомобильных дверей.