Виды автомобильных лампочек.
Автомобильные лампочки предназначены для освещение дороги (салона, приборной панели) и также обеспечения безопасности движения в целом, что всегда требует внимательного подхода к выбору подобного рода устройств. Какие именно моменты должны быть учтены в процессе покупки световых приборов? О каких типах автомобильных лампочек необходимо знать и в чем заключается принцип действия каждого из этих типов? В чем заключаются особенности цоколей световых приборов и как они классифицируются по данному признаку? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Каждый год на рынке и на прилавках магазинов появляются новые виды лампочек для автомобиля. Они отличаются принципом действия, цоколем, назначением и рядом других характеристик. Одни изделия предназначены для организации головного света, другие - для освещения приборной панели, третьи - для подсветки пространства салона. Но как разобраться во всем этом многообразии? Какие виды лампочек существуют, и в чем их особенности.



Советы при покупке

Для правильного выбора ламп стоит учитывать несколько характеристик:

  • маркировку цоколя;
  • допустимую мощность (этот параметр напрямую зависит от номинала установленного предохранителя);
  • размер гнезда и  прочие.

Кроме этого, важно обращать внимание и на условия, в которых будет эксплуатироваться источник света. От этого критерия зависит два главных параметра - расстояние, на которое открывается обзор от освещения, и оттенок света.

Чтобы грамотно выбрать лампочку, важно знать несколько параметров - объем силового агрегата автомобиля, год выпуска, модель и марку транспортного средства. Что касается видов автомобильных лампочек, то сегодня наибольшей популярностью пользуются светодиодные, ксеноновые, галогенные и лампы накаливания. Наиболее качественными из этой группы считаются светодиодные лампочки - они имеют большую мощность, отличаются долговечностью и экономичностью.

Существуют источники освещения, которые комплектуются парой спиралей, что позволяет автомобильной лампочке выполнять сразу несколько задач - играть роль стоп-сигнала, габаритных огней и прочих. При этом производители прописывают массу характеристик с пояснениями, поэтому с выбором комплекта проблемы возникают редко.



Виды и особенности автомобильной оптики

По типу освещения автомобильные лампочки делятся на несколько категорий:


  • 1. Лампы накаливания. По сути, это лампочка Эдисона в классическом исполнении, которая представляет собой стеклянную конструкцию. В специальном пространстве расположена вольфрамовая проволока, излучающая свет в процессе прогрева. Главными действующими «лицами» являются электроны - именно они прогревают тонкую проволоку, провоцируя появление светового и теплового излучения.
Главный недостаток таких устройств - низкий уровень КПД, который находится в диапазоне от 6 до 8%. Этот коэффициент зависит от предельной температуры накаливания, что становится определенным препятствием для параметра интенсивности свечения.

Причина желтого света - низкая температура спирали (если сравнивать с другими современными источниками света), которая составляет две тысячи Кельвинов (к примеру, в ксеноне этот параметр выше - в среднем 4000-5000). Такая температура много ниже температуры света солнца, поэтому свет лампы  накаливания не столь приятен для человеческого глаза.

При завышении температуры накаливания можно добиться более комфортного для глаза света, но тогда  не выдерживает уже нить накаливания - она перегорает. Кроме этого, элементы вольфрама оседают на стеклянной поверхности и снижают видимость устройства. В такой ситуации качество света ухудшается. Кроме этого, из-за особенностей конструкции отражателям сложно сфокусировать световой поток таких лампочек, поэтому они не применяются на современных авто. Маркировка изделий - R2.


  • 2. Галогенные лампы. Со временем популярность получили галогенные лампы, которые избавили автолюбителей от многих проблем. Главное изменение коснулось конструктивных особенностей колбы, благодаря которой удалось уменьшить длину нити. Что касается самой формы, то она напоминает вид цилиндра, а внутри полости появляется инертный газ с добавлением галогена (брома, йода и прочих).
Благодаря особому внутреннему составу, галогенные автомобильные лампочки способны самоочищаться, ведь молекулы вольфрама проникают снова к нити накаливания. При этом поверхность лампочки является прозрачной и отлично пропускает свет. Как следствие, такие лампы обладают большей практичностью. На практике именно с галогенных ламп началась эпоха более высокой тепловой температуры, которая составляет 2700-3000К.

Главная особенность лампочки в том, что к ней запрещено прикасаться в процессе установки и обслуживания, ведь жирные следы от отпечатков пальцев не дают энергии нормально распределяться внутри колбы. Нарушение целостности неизбежно приводит к поломкам и появлению трещин.


  • 3. Ксеноновые лампы (газоразрядные). Следующим этапом в секторе развития технологий источников света стало появление газоразрядных ламп, которые больше известны под названием «ксеноновые». По внешним признакам такие изделия имеют много общего с галогенками, а вот принцип действия различается. Так, специальная колба с ксеноном внутри, получает мощный разряд. В итоге через структуру проходит мощная дуга электронов, что и создает свечение.
В отличие от прошлых изделий, цветовая температура таких лампочек выше и находится на уровне 8000 К (предельный верхний параметр). Особенность излучения - наличие синеватого оттенка. Чтобы получить свет, близкий к солнечному, световая  температура была снижена до уровня 5-7 тысяч Кельвинов. Считается, что такие лампы более приятны для глаза, а их эффективность выше, чем у описанных выше изделий. Кроме этого, особенности конструкции гарантируют наличие таких преимуществ, как надежность и повышенный срок службы. Большой плюс и в том, что в изделии нет нитей накаливания, которые могли бы повредиться в процессе движения по плохим дорогам. Кроме этого, ксенон быстро разжигается, освещая дорогу чистым и ровным светом.

Из минусов приборов - потребность в наличии специализированного оборудования. Кроме этого, для обеспечения работоспособности лампы необходимо до 20 тысяч Вольт. Что касается качества света, то этот фактор до сих пор является предметом для спора многих автолюбителей и специалистов. С одной стороны, обзор дороги становится лучше, а с другой - повышаются риски ослепления других водителей и, как следствие, возрастает вероятность попасть в ДТП.

Из-за сложности конструкции и технологии изготовления производство ксеноновых ламп в «кустарных» условиях является невозможным. Благодаря этому при покупке невозможно нарваться на подделку.


  • 4. Светодиодные лампы. Наиболее прогрессивным источником света являются светодиодные лампочки для автомобиля. Первоначально они нашли применение в задней оптике и стоп-сигналах, а впоследствии взяли на себя важные функции  головного света. Первой компанией, которая испытала новые устройства, стала Ауди, установившая светодиодную оптику на модель A8. С тех пор прошло много лет и за это время новые технологии активно вытесняют конкурентов с рынка. Каждый год мощность светодиодных лампочек возрастает, что позволяет рассчитывать на создание «киловаттника» уже через 5-7 лет.
К плюсам современной светодиодной технологии стоит отнести - устойчивость к сильным ударам и вибрациям, продолжительный ресурс, высокие параметры яркости, минимальную энергозатратность, экологичность и так далее. Чтобы поменять простые лампочки на изделия светодиодного типа в покупке специального оборудования или замене цоколя нет необходимости. Все, что требуется - точно узнать применяемый на машине тип гнезда и посмотреть по таблице, соответствует ли он заявленным параметрам.



Классификация ламп по цоколю

Все лампочки для автомобилей классифицируются следующим образом:


  • 1. Фланцевые лампочки. При изготовлении таких изделий ключевым моментом является параметр допуска - расстояние между спиралью и фланцем. Благодаря этому устройство удается разместить в фокусе отражателя или на конкретном расстоянии. Если такая лампа монтируется в фарах прожектора или головного света, то ее спираль или свернута, или же растягивается возле отражателя оптической оси. В ситуации, когда лампочка необходима для потивотуманных фар, расположение спирали будет иным - она становится перпендикулярно оптической оси.
Источники света с маркировкой R2 постепенно отходят в прошлое. Ранее они применялись в системах 2-х фарного типа. Использование таких ламп ограничено парком сельскохозяйственной  техники и машин.

Что касается серий H7 и H1, то такие лампочки применяются в 4-х фарных системах машины. Если раньше лампочка типа H1 могла одновременно выполнять две функции (быть источником дальнего и ближнего света), то после появления новой серии H7 функциональность лампочки была ограничена только противотуманным или дальним светом. Причина в том, что лампочки серии H7 предназначены только для современной оптики. Преимущества таких изделий - отличные эксплуатационные характеристики (лояльный для глаз свет, допустимая температура цоколя) и более высокая яркость. В сравнении с H1 этот показатель увеличился почти на 20 процентов.

Лампочки серии H4 получили наибольший спрос на автосборочных заводах. Они просты в монтаже, замере и проведении регулировочных работ, что считается большим плюсом для машин эконом-класса. Главный минус подобных лампочек, который заставляет многих автолюбителей искать другие альтернативы - небольшая световая отдача нити ближнего света (этот параметр составляет 1000 Лм). Например, у лампочки типа H7 этот показатель выше и составляет 1500 Лм, что считается более привлекательным показателем.


  • 2. Штифтовые лампы. Наиболее востребованными в последние годы являются лампочки штифтового типа. В отличие от фланцевых изделий, которые не больше 2-6, число лампочек штифтового типа может достигать 10-20 штук. Расположение штифтов в изделии возможно с небольшим смещением или симметричным. В большинстве случаев производится смещение штифта по высоте на двух лампочках типа P21/5W. Существует и другой тип ламп, имеющих колбу оранжевого цвета. Здесь маркировка имеет следующий вид - PY21W. Появление таких изделий обусловлено тем, что поворотники на многих машинах перестали изготавливаться в классическом оранжевом оттенке, и стали бесцветными. С другой стороны, согласно действующих ГОСТ поворотники должны иметь оранжевый цвет, поэтому цокольные штифты пришлось сместить. Как следствие, классическую лампочку накаливания в разъем уже не вставить.
Стоит отметить, что на Западе весьма востребованы стояночные или индикаторные огни класса H21W и H6W со смещением штифтов. Как следствие, установка обычных ламп становится и вовсе невозможной.


  • 3. Софитные лампы (AC). Такие изделия часто называются 2-цокольными. Они нашли применение в плафонах, смонтированных внутри и предназначенных для освещения салона.
Благодаря их конструктивным особенностям, удалось добиться компактности изделия и небольших габаритов. Устройства часто применяются для освещения номеров, поворотников или стоп-сигналов.


  • 4. Бесцокольные лампы (W). Есть категория лампочек, которые в народе принято называть бесцокольными. На самом же деле цоколь у них есть - просто выполняется он из стекла и плохо различим глазом. Последние годы такие изделия набирают все большую популярность и шаг за шагом вытесняют главных конкурентов - лампочки с металлическим цоколем. Мощность изделий составляет 1-21 Вт. Роль цоколя берет на себя патрон из пластмассы, контакт которого прижимается к проводнику, выходящему непосредственно из самой колбы.
Бесцокольные лампы различаются по размерам - они выпускаются в четырех модификациях, начиная от лампочек для панели приборов и заканчивая габаритами. Главные преимущества изделия - компактность и высокий срок службы.


  • 5. Лампочки с цоколем из стекла (пластмассовый патрон). Такие изделия используются для освещения элементов панели приборов.
Главные особенности - надежность фиксации и высокое качество питающего штекера. Кроме этого, поверхности изделия способны со временем окисляться и покрываться ржавчиной.


  • 6. Галогенные и газоразрядные лампочки (патрон пластмассовый). Особенность современной системы фар в том, что они отличаются большей точностью и яркостью. На базе таких технологий были разработаны более новые лампы - серий H8-H11. Преимущество изделий - возможность применения в небольших (компактных) фарах.
Кроме этого, появились лампочки серий HB3 и HB4, которые активно применяются с упомянутыми выше лампами по отдельности или же вместе с ксеноново-металлогалогенными лампочками. Благодаря комбинированию разных вариантов, удается добиваться большего качества освещения.

Весьма востребованы лампочки серий HB1 и HB5, но в отличие от упомянутых выше, их монтаж производится только на машинах, произведенных в США. Что касается назначения, то HB4 применяются в фарах для организации ближнего освещения, а HB3 - для дальнего. Оптика H8 подходит для организации противотуманного и ближнего света. Изделия H9 используются только для дальнего света, где высокие требования к световому потоку. Изделие H11 применяется во всех случаях и считается одной из наиболее надежных.



Итоги

При выборе лампочки для автомобиля стоит исходить не только из собственного бюджета и качества освещения, но и вида цоколя для оптики. Так что для начала стоит ознакомиться с типом гнезда и допустимой мощности, после чего приступать к выбору устройства.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Виды автомобильных лампочек.