Виды автомобильных прицепов.
Когда автолюбитель нуждается в перевозке крупногабаритных грузов, а потенциала багажника его автомобиля уже недостаточно, почти всегда возникает потребность в покупке вместительного прицепа. Какие виды тягово-сцепных устройств наиболее востребованы и в чем заключаются их особенности? Из каких комплектующих элементов состоит тягово-сцепное устройство и какие моменты должны быть учтены в процессе их выбора? О чем следует помнить в процессе комплектации прицепа перед началом его эксплуатации? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Владельцы автомобилей часто теряются при выборе подходящего прицепа. Это не удивительно, ведь многообразие существующих конструкций поражает воображение. Какие же прицепные устройства сегодня наиболее популярны? В чем их особенности (в том числе и конструктивные)? На что ориентироваться при выборе устройства?

Итак, прицеп - транспортное средство, которое не оснащено мотором и предназначено для перемещения в сцепке с автомобилем. Главное назначение прицепа - помощь в перевозке самых различных грузов. Но во избежание аварийности на дороги и снижение проблем с размещением груза, важно правильно подбирать тип и вид прицепа, который бы в полном объеме удовлетворял потребностям перевозчика.

Стоит уделять внимание и еще одному аспекту - типу сцепки прицепа. В частности, прицепное устройство должно подходить к уже установленному на автомобиле фаркопу, а электрический разъем - совпадать с розеткой ТСУ.



Классификация

Существующие в продаже прицепы классифицируются по нескольким основным признакам:



1. По назначению. Прицепные устройства могут иметь различное назначение. Здесь стоит выделить следующие виды:

  • Универсальные. Особенность таких устройств - способность транспортировать грузы различного характера;

  • Самосвалы. Преимущество - способность перевозки сыпучих изделий и возможность их автоматической разгрузки;

  • Цистерны. Такие прицепы - надежные помощники в перевозке различных типов жидкостей (в том числе и технических);

  • Для техники. Применение подобных прицепных устройств актуально при транспортировке квадроциклов, снегоходов, трициклов, велосипедов и других транспортных средств;

  • Кемперы. Такие конструкции представляют собой полноценный дом, в котором можно проживать и перемещаться;

  • Автовозы - устройства, предназначенные для транспортировки машин на большие расстояния;

  • Коммерческие. Подобный тип прицепов применяется для ведения торговли;

  • Для животных. В продаже несложно найти специальные клетки, которые позволяют транспортировать животных на дальние расстояния.



2. По типу подвески. Касательно конструктивных особенностей подвески стоит выделить два типа прицепов:

  • С одной осью. Такие конструкции отличаются широким спектром применения и разнообразием конструкций. Так, сегодня выделяется несколько типов  подвесок. Рессорная зависимая - подвеска, в составе которой находятся гидравлические амортизаторы, продольные рессоры (имеют полуэллиптическую форму и балки). Второй тип - пружинная зависимая подвеска. В ее основе - балка, которая фиксируется парой продольных или одной поперечной тягой, а также группа цилиндрических пружин. Третий тип - независимая рычажно-жгутовая подвеска, оборудованная группой профилированных труб, ступиц и маятниковых рычагов. Четвертый тип - независимая  рычажно-пружинная подвеска, в основе которой гидравлические амортизаторы и группы рычагов (продольных, поперечных). Еще один тип - независимая торсионная подвеска. Конструктивно она состоит из металлических узлов, работающих на скручивание, амортизаторов и маятниковых рычагов;

  • Двухосные подвески. Эти конструкции представляют собой устройство с двумя осями, имеющими один из описанных выше типов и расстоянием между осей - до метра. По сути,  речь идет о спаренном агрегате, имеющем резино-жгутовую подвеску.



3. Грузоподъемность. В отношении грузоподъемности все устройства можно разбить на несколько типов:

  • Легкие. Максимальный разрешенный вес - до 750 килограмм;

  • Тяжелые. В этом случае максимально допустимая масса выше - от 750 килограмм и более.



4. Тормоза. Тормозная система прицепа бывает нескольких типов:

  • Рабочей. Этот тип механизма подключается к работе в процессе буксировки транспортного средства;

  • Стояночной - узел, который выполняет функцию фиксации прицепа по время длительной стоянки;

  • Аварийной - активизируется при наличии проблем сцепления с тягачом.

В среднем тормозной путь машины с установленным на ней прицепом (при движении со скоростью в 40 км/час) должен быть не более 13,6 метров.



Конструктивные особенности и оснащение

К ключевым узлам прицепов, предназначенных для легковых автомобилей, стоит отнести подвеску, раму, кузов и дышло. Рама имеет вид сварной конструкции, выполненной из металла и состоящей из группы поперечин и пары продольных лонжеронов. Фиксация дышла происходит к передней части рамы и имеет форму горизонтального рычага, в котором содержится складная подставка, узел сцепки и страховочные тросы. Дышло бывает съемного и складного типа. Его главное назначение - в размещении сверху запасного колеса, а также фиксации удлинителей, необходимых для транспортировки дальномерных изделий.

Кузов, как правило, является сварным и выполняется из металла. На втором месте по популярности - сборные (окрашенные или оцинкованные) конструкции. Большая часть моделей оснащена каркасом из металла, полом и деревянными бортовыми конструкциями. Преимущество заднего борта - в возможности откидывания для последующей погрузки тех или иных конструкций (сыпучих материалов). Существует и надставной тип бортов, благодаря которым можно добиться увеличения полезного объема кузовной части. Стоит отметить и прорезиненные тенты с возможностью съема. Такие конструкции устанавливаются на металлическом каркасе, который при необходимости можно разобрать.

При изготовлении коммерческих моделей или прицепов-домов применяются специальные панели, состоящие из нескольких слоев. Их особенность - крепление к каркасу, выполненному из металла. Что касается автовозов, то их особенность - в наличии большой платформы, где и перевозятся транспортные средства. Для фиксации машины предусмотрены упорные стройки и мощная лебедка. Кроме этого, на прицепах, предназначенных для перевозки техники, вместо кузовной части устанавливаются специальные ложементы с возможностью регулировки. Как правило, в них есть пол и крыша (выполняются из стеклопластика). Такие конструкции снабжены лебедками и платформами.

Большая часть устройств снабжается специальными ступицами, которые изготавливаются по личным образцам или посредством узлов, используемых в тягачах. На колесах устанавливаются бескамерные или камерные шины (чаще всего они имеют низкое давление). Запрещено устанавливать на одну ось радиальные и диагональные покрышки. Кроме этого, не разрешается установка покрышек, имеющих различный рисунок протектора (также для одной оси). Не менее важный момент - поддержание необходимого давления в шинах. Оптимальный параметр можно узнать из мануала, который идет с автомобилем.

Ключевое требование - наличие приборов световой сигнализации, которыми должен оборудоваться каждый прицеп. К наиболее важным осветительным устройствам стоит отнести - 2 задних указателя поворота оранжевого цвета, 2 стоп-сигнала красного цвета и 2 фонаря габаритного сета. Кроме этого, на прицепе должно быть 2 световозвращающих треугольника красного цвета, 1 (2) задних противотуманных фонаря красного цвета, подсветка номера (белый фонарь). Но и это еще не все. По бокам должны устанавливаться световозвращающие фонари оранжевого цвета (как правило, круглой формы) и белые световозвращающие фонари спереди (любые, кроме треугольной формы).

В случае если прицеп имеет ширину более 1,6 метра, то в нем должны быть два белых габаритных фонаря. В случае если длина более шести метров, то устройство оснащается парой оранжевых габаритных фонарей. Питание электроприборов идет от машины посредством размещенной на ТСУ розетки. Что касается прицепов-домов и коммерческих устройств, то в них «электросеть» размещается внутри. Как правило, внутренняя проводка подразумевает установку осветительных фонарей, витрин, вытяжной вентиляции, кабельной розетки, распределительного щита и бортовой вилки.



Советы по комплектации

При покупке прицепного устройства стоит уделять внимание следующим аспектам:

  • Габариты изделия должны соответствовать размеру гаража, где и будет храниться механизм. 

  • Желательно, чтобы колеса на прицепе и тяговом автомобиле имели идентичный типоразмер, что позволит сэкономить на покупке дополнительного колеса. Если же взять прицеп с другим типом колес, то придется потратиться на запаску.

После покупки изделия прицеп стоит дополнительно укомплектовать домкратом. Кроме этого, многие прицепы не имеют заводских гнезд для крепления упомянутого выше устройства. В таких случаях стоит отдавать предпочтение ромбическим или гидравлическим домкратам, имеющим удлиненный вороток. Для подъема конструкции достаточно подставить домкрат под балку или под рычаг подвески.



Рекомендации по эксплуатации

Перед тем как отправляться куда-либо на автомобиле, необходимо выполнить несколько мероприятий:

  • Произвести обработку всех отверстий, выполненных под крепление, с помощью антикоррозийного состава (для этих целей подойдет тот же «Мовиль»);

  • Смазать сцепной шар с применением специальной смазки (к примеру, «Литолом-24);

  • В процессе подключения розетки ТСУ к проводке транспортного средства, стоит произвести пропайку и качественную изоляцию всех соединений;

  • Закрывайте сцепной шар с помощью колпака - это позволит уменьшить налипание сверху песка и пыли, способной привести к абразивному износу сцепления и шара. Кроме этого, такая конструкция защитит от пачкания в процессе загрузки/разгрузки багажного отсека. Изготовление самодельного колпака возможно с применением теннисного мяча.

Не менее важный момент, которому должно уделяться внимание - загрузка прицепа. От этого фактора во многом зависит не только способность прицепа выполнить возложенные на него задачи, но и безопасность движения в целом. Груз должен размещаться таким образом, чтобы не было перекоса массы по каждому из краев или между осями ТСУ.

Если допустить смещение центра тяжести, то это приведет к чрезмерной нагрузке на тягово-сцепное устройство, а также на заднюю часть авто. Как следствие, ухудшится сцепление с дорогой и снизится управляемость транспортного средства. Дополнительное смещение назад может привести к подъему задней части ТС, что ухудшит плотность соприкосновения задних колес с поверхностью дорожного покрытия. Чем выше располагается центр тяжести, тем больше у прицепа склонность к поперечному и продольному раскачиванию. Одновременно с этим ухудшается и управляемость транспортного средства. При этом сам груз должен быть хорошо зафиксирован.

При погрузке тех или иных изделий стоит помнить о предельных параметрах нагрузки на прицеп, которые оговариваются в инструкции по эксплуатации как к самому транспортному средству, так и к прицепу. В среднем допустимая нагрузка - около 70-90 килограмм. Измерение нагрузки можно выполнить с помощью напольных весов. Что требуется, так это поставить доску, имеющую длину 40-45 см одной стороной под сцепной узел, а другой - на напольные весы. Если все сделать корректно и установить нормальную развесовку, стоит использовать запасное колесо и мелкий груз.



Секреты управления

Стоит учесть, что применение любого из видов автомобильных прицепов требует особого подхода к вождению, ведь дополнительная масса влияет на несколько параметров - динамику тормозов и разгона.

Здесь должны быть учтены следующие моменты:

  • Превышать верхний предел скорости при движении с прицепом запрещено. В ПДД этот параметр составляет 90 км/час (если движение осуществляется по автомобильной магистрали) и 70 км/час (при движении по остальным дорогам).

  • Применение прицепного устройства не по назначению запрещено. В частности, не разрешается транспортировка людей.

  • Торможение должно быть плавным, вне зависимости от того, груженым или пустым является прицеп. Резкие нажатия на педаль тормоза при повороте может привести к заносу ТСУ или «складыванию». Следовательно, перед началом маневра скорость необходимо сбросить.

  • Большие габариты вызывают сложности с перестроением в потоке, парковкой и маневрированием - об этом необходимо помнить.

  • Колеса прицепа имеют меньший угол поворота, что стоит учесть перед выездом из гаража.

  • В процессе движения на больших скоростях ТСУ может раскачиваться. Для снижения негативных проявлений можно снизить массу прицепа, сделать большей длину дышла или сбросить скорость.


Итоги

Прицеп - надежный помощник каждого автолюбителя, способный помочь в решении самых различных задач. Главное - своевременно следить за состоянием ТСУ, контролировать работоспособность световой сигнализации и не нарушать правила движения в процессе применения ТСУ.

Стоит выделить и еще ряд моментов, которые должны быть выполнены перед выездом:

  • Наносите смазку на механизм узла сцепки и проверьте ее достаточность.

  • Подрегулируйте давление в шинах.

  • Проверьте, если это необходимо люфт между сцепным шаром и узлом сцепки.

  • Убедитесь, что страховочные цепи и тросы имеют достаточную  надежность.

  • Проверьте работу световой сигнализации.
Стоимость ремонтаНайти запчасть

Виды автомобильных прицепов.