Развитие автомобильной индустрии существенным образом сказалось и на расширении рынка топлива. Бензин и дизтопливо стали одним из наиболее важных товаров для автолюбителей. При этом на фоне повышения качества техники и появления новых требований к экологичности производители, да и сами автолюбители стали применять разные присадки к топливу. Но насколько они необходимы? Какую функцию присадки несут для бензиновых и дизельных моторов? Каким типам изделий можно отдать предпочтение сегодня.
Назначение и задачи
Сегодня в России и в мире топливные присадки - один из главных продуктов, который пользуется невероятным спросом. С помощью присадок можно скорректировать показатели топлива, улучшить его качества и так далее. Все изделия разделяются по нескольким основным критериями:
- по типу топлива, для которого они предназначены - дизельное топливо, бензин, мазут и так далее;
- по показателям, которые присадки улучшают.
Принципы применения присадок за последние несколько лет в корне изменились. Если раньше добавки применялись лишь на НПЗ с целью обеспечить нужное качество продукции, то сегодня добавлением специальных присадок не гнушаться и сами автолюбители. Более того, часто топливо «совершенствуется» и на участке между заводом и потребителем, то есть на АЗС.
Цели применения присадок для топлива могут быть различными. Для одних добавление специальных составов - возможность использовать более дешевый бензин при условии повышения его антидетонационных свойств (к примеру, с помощью добавления антидетонаторов), а для других - способ скорректировать основные характеристики топливной смести. В последнем случае речь может идти о снижении температуры застывания (к примеру, для дизтоплива) и фильтруемости за счет добавления антигелей.
Таким образом, рынок присадок развивается, предлагая всем потенциальным покупателям все новые продукты с лучшими возможностями. Остается лишь разобраться, какие присадки существуют, и как они работают.
О топливе
С первых дней появления ДВС и до сегодняшнего момента основные виды топливных смесей - бензин и дизтопливо. По своей структуре эти составы сочетают в себе углеводороды и группы присадок, необходимых для повышения эксплуатационных характеристик. К примеру, в бензине есть углеводороды, которые выкипают при нагревании до уровня 35-2000 градусов Цельсия. Аналогичные элементы есть и в дизтопливе, но уровень температуры выкипания выше - от 180 до 3600 градусов Цельсия.
Бензин представляет собой смесь, в составе которой лежат легкокипящие углероды, имеющие жидкую форму и самое различное строение. Получается данный вид топлива посредством перегонки нефти, твердых сортов топлива, путем осушки природного газа, в процессе повторной переработки мазута и так далее. Главное требование, которое предъявляется к бензину - стойкость к детонациям и качественный фракционный состав. Именно от указанных выше параметров и зависят основные параметры топлива. Путем изменения углеводородных составов производителям удается получить бензин, имеющий разную детонационную стойкость (октановое число). Чем больше ОЧ, чем лучшие свойства имеет топливо в плане детонации. Остальные корректировки могут достигаться с помощью присадок.
Дизельное топливо - состав, который предназначен для дизельных моторов. Его производят из специальных дистиллятных фракций посредством непосредственной перегонки нефти. Кроме этого, дизтопливо могут получать посредством депарафинизации и гидроочистке с учетом добавления 1% изопропилнитрата с целью увеличения цетанового числа.
В составе современного дизельного топлива есть два основных элемента - метилфталин (имеет плохое качество воспламенения) и цетан (отличается много лучшей горючестью). Главные качества дизельного топлива - отличная прокачиваемость и склонность к воспламенению (способность самовоспламеняться). Существует такой параметр, как цетановое число, характеризующее объем цетана в дизеле относительно другого элемента метилнафталина. При этом в дизеле, как и в случае с бензином, многое решают именно присадки.
Виды и назначение основных присадок
Сегодня можно выделить несколько основных типов присадок (по назначению), которые применяются для конкретных видов топлива:
1. Для бензина:
- Антидетонаторы, в основе которых находились ТЭС. На сегодняшний день изготовление и применение таких присадок не производится;
- Моющие присадки. Основная цель - поддерживать в чистоте камеру сгорания автомобиля и вычищать топливные элементы от накоплений. Данный тип добавок получил большее распространение на Западе. В РФ моющие присадки также применяются, но много реже. На законодательном уровне обязанность их использования не регламентируется;
- Альтернативные антидетонаторы - тип присадок, способствующий принудительному увеличению октанового числа бензинов низкого качества (с небольшим ОЧ). Использование таких присадок в свое время позволило перейти на бензин неэтилированного типа. На современном этапе такие изделия применяются наиболее широко.
2. Для дизельного топлива:
- Присадки для увеличения ЦЧ (цетанового числа). Их еще называют промоторами воспламенения. Такие изделия активно применяются в государствах, где работают жесткие нормы в отношении ЦЧ;
- Депрессоры и диспергаторы парафины. Первый тип присадки способствует снижению температуры фильтрации и загустевания топливной смеси. Второй тип присадки исключает расслаивание дизтоплива в случае холодного горения. Сегодня на российском рынке депрессорно-диспергирующие присадки пользуются наибольшей популярностью. Разрабатываются они и в РФ, но в небольшом количестве;
- Противоизносные изделия - присадки, способствующие улучшению смазывающих качеств дизельного топлива с минимальным объемом серы в составе. На фоне появления более жестких требований в отношении объемов содержания серы в составе топлива популярность таких добавок стремительно растет;
- Антинагарные и моющие присадки. Основная задача таких изделий - поддерживать топливную аппаратуру в чистоте, исключить засорение камеры сгорания. Сегодня в РФ разработка таких присадок ведется, но применяются они в крайне ограниченном объеме.
Готовые присадки для бензина (обзор)
Как уже упоминалось, присадки для топлива пользуются большим спросом на рынке, что послужило появлению большого количества наименований и производителей данных изделий. Так, к наиболее популярным присадкам для бензина можно отнести:
1. Verylube Аквастоп - присадка, которая предназначена для очистки всей системы подачи топлива от лишней влаги. С ее помощью капли воды или элементы льда эффективно разбиваются и рассасываются по всей поверхности топливного бака. Основные особенности изделия - мощные водопоглощающие свойства, эффективное устранение влаги, возникающей после сгорания топливовоздушной смеси, а также уменьшение риска появления коррозии на элементах системы.
По заявлению производителей присадка Verylube Аквастоп обеспечивает и следующие эффекты:
- снижает общий расход бензина и моторного масла (при сохранении текущих характеристик мотора);
- уменьшает уровень токсичности отработавших газов;
- имеет ряд дополнительных опций, к примеру, кроме добавления в бензин присадку можно применять для размораживания дверных замков, которые «прихватились» на морозе.
2. Супероктан–корректор - еще один популярный продукт, хорошо известный автолюбителям своими качествами:
- повышением тепловыделения бензина, увеличением мощности и динамичности силового узла;
- эффективной очисткой инжекторов, карбюраторов и клапанов впуска от накопившегося с годами нагара;
- нейтрализацией влаги внутри бензобака;
- устранением коррозии и защитой от образования водяных пробок, возникающих в системе подачи бензина.
3. Октан- корректор. Уже по названию данной присадки можно делать выводы о ее сфере применения. Так, с помощью октан-корректора можно поднять ОЧ бензина почти на пять единиц. Кроме этого, применение состава обеспечивает:
- устранение лишних стуков в моторе и шумов, которые вызваны применением низкокачественного топлива;
- улучшение общей экономичности мотора;
- сведение к минимуму образования коррозии на элементах системы подачи топлива;
- исключение калильного зажигания и, как следствие, появления детонации;
- устранение проблем с пуском холодного мотора;
- оптимизацию работы силового узла в режиме холостого хода.
4. LIQUI MOLY - хорошо известный бренд на рынке присадок, который отличается своим серьезным подходом и высоким качеством всей продукции. Основное назначение составов - защита и очистка топливной системы. Основные свойства присадки:
- повышение уровня ОЧ бензина на 4-6 единиц;
- предотвращение процессов появления детонации в моторе;
- повышение общей приемистости и мощности силового узла;
- устранение негативных воздействий на механику двигателя и свечи воспламенения.
Применение данной присадки позволяет надежно защититься от негативных воздействий выхлопа. Одновременно с этим повышается и общая экологичность автомобиля. Применять такие присадки можно в любых типах моторов - с карбюраторами, инжекторами, катализаторами, турбонаддувами и так далее. Общее соотношение в процессе применения - 1:1000. При первом применении рекомендуется брать половину нормы.
Готовые присадки для дизельного топлива (обзор)
Что касается присадок для дизельных моторов, то здесь можно выделить несколько производителей:
- LIQUI MOLY отлично справляется с задачей оптимизации не только бензина, но и дизелей. К слову, выпуск присадок для дизтоплива осуществляется уже давно, и существенных нареканий со стороны автолюбителей к ним никогда не было. Благодаря применению присадок LIQUI MOLY повышается экономичность и мощность мотора, что позволяет окупить затраты уже через несколько тысяч километров. Отлично проявляют себя и смазывающие качества. Кроме этого, присадки LIQUI MOLY позволяют быстро поднять цетановое число дизтоплива и тем самым снизить его общий расход, что как раз больше всего и ценится у автолюбителей. Если учитывать существующие отзывы, то у присадок данного бренда почти нет минусов. При этом нельзя не отметить и доступность присадки, которая стоит около 300-400 рублей (за флакончик емкостью в 250 мл). Получается, что средняя себестоимость топлива около 4-5 рублей на литр.
- Кастрол - еще один производитель присадок (Великобритания), достойный конкурент LIQUI MOLY. Как показывает практика, данный тип присадок также отлично справляется с основными задачами - улучшением смазывающих свойств и повышением ЦЧ с сохранением параметров экономичности. Проведенные тесты показали, что применение присадки позволяет экономить в среднем до 10-12% топлива. Стоимость такого продукта много выше. К примеру, за емкость в 0.25 литра приходится отдать 350-400 рублей. Но здесь есть особенность - флакончика Кастрол хватает на больший объем топлива, поэтому себестоимость повышается лишь на 1-2 рубля.
- Супротек - присадка, отличающаяся одним из лучших смазывающих качеств. Во время тестов с мотора сливался весь смазывающий состав, и добавлялась только эта присадка. В итоге двигатель работал еще целый час без каких-либо проблем (даже при условии повышенных нагрузок). Так что для качественного смазывания данная присадка - одна из лучших. Главный минус - высокая цена. Ведь за емкость в 100 мл придется заплатить около 1.2-1.5 тысяч рублей.
- SMT2 - мощный цетан-корректор производства США. Активно продается в России, имеет цену около 600-700 рублей. Объем емкости - 0.24 литра. После применения улучшается динамика мотора, повышается качество смазывания, улучшается экономичность.
Итоги
Применение дополнительных присадок к топливу - дело самого автолюбителя. Здесь уже каждый сам принимает решение в отношении поставленных задач и их реализации. Главное - отдавать предпочтение только изделиям проверенных брендов, которые прошли все испытания и одобрены производителем. В противном случае есть большой риск не только ухудшить параметры мотора, но и снизить его ресурс.