Виды прокладок ГБЦ.
Ошибки в установке, протяжка болтов с неправильным моментом, деформации поверхности блока цилиндров — только часть причин, которые могут привести к выходу из строя прокладки ГБЦ. Какие именно виды изделий существуют на сегодня и в чем конкретно заключаются особенности каждого из вариантов? Каким требованиям должны удовлетворять современные прокладки ГБЦ и из каких материалов они состоят? Какие причины чаще всего приводят к повреждению изделий и каким образом этого можно избежать? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Прокладка ГБЦ — специальное изделие, которое монтируется в месте контакта головки и непосредственно блока цилиндров двигателя. В месте монтажа прокладки расположены каналы водного охлаждения мотора и смазывающей системы. Также во внутреннюю часть цилиндра поступает горючая смесь, которая в процессе сгорания вырабатывает большие объемы энергии. Такая среда опасна для прокладки из-за температурных перепадов и изменения давления. По этой причине прокладки для головки двигателя производятся из стойких и прочных материалов, способных выдерживать различные нагрузки. В чем же особенности  таких устройств? Какие виды прокладок бывают, и в чем их особенности?


Современные прокладки и требования к ним

Прокладки для головки блока цилиндров применяются для автомобилей  различных марок — отечественных и зарубежных. Задача — исключение случайных протечек смазывающего состава при его подаче в силовой узел. Не менее важная функция запчасти — уплотнение камеры сгорания. Кроме того, прокладка обеспечивает плотное соединение узлов мотора друг с другом и исключает их деформацию.

Чаще всего для изготовления прокладок применяются металлические или пластиковые (комбинированные) составы, отличающиеся износостойкостью и устойчивостью к повышенным температурам. Несмотря на это, при поломке мотора автолюбители начинают с проверки прокладки. Это не удивительно, ведь повреждение прокладки приводит к ряду проблем — повышению «прожорливости» автомобиля, уменьшению ресурса мотора, падению мощности и прочим проблемам.

Двигатель автомобиля работает в сложных условиях. Перегрев, применение низкокачественного топлива, перепады температур — все это приводит к нарушению качества прилегания ГБЦ из-за деформации поверхностей. По этой причине периодически требуется обработка последних, чтобы свести к минимуму риски снижения объема камеры сгорания. Иногда выручает установка прокладки большей толщины, но она не всегда обеспечивает достаточную герметизацию, что может привести к поломкам в моторе.

Нарушение герметичности часто связано со следующими проблемами:

  • утечка смазывающего или охлаждающего состава;
  • прорыв отработавших газов;
  • повышение рабочей температуры выше положенной нормы;
  • механические повреждения.


Виды прокладок ГБЦ и их особенности

Все прокладки, применяемые для установки под головкой блока цилиндров, условно разбиваются на две группы:


1. Неметаллические прокладки. Изделия, в которых отсутствует металл, разделяются на два вида:

  • Асбестовые — производятся с применением асбеста листового типа. Для большей надежности отверстия изделий укрепляются с помощью стальных колец, которые надеваются на края вырезов. Аналогичные кольца натягиваются и на другие отверстия, предназначенные для крепления устройства. Одна из разновидностей асбестовых прокладок — изделия, в производстве которых применяется резиновая смесь с добавлением графита и асбестовых волокон;

  • Безасбестовые — популярный тип прокладок ГБЦ, которые отличаются большей ценой, но могут похвастаться лучшими функциональными и износостойкими качествами. В процессе производства применяется каучук и синтетическое волокно, которое прессуется при высокой температуре.


2. Металлические прокладки. Второй тип изделий изготавливается с применением металла. Этот вариант наиболее популярен из-за большего ресурса и надежности. Изготавливается деталь с применением листовой меди или стали. Места стыков с мотором покрываются специальным «напылением», похожим на резину. Именно эта часть и играет роль уплотнителя.

Металлические и неметаллические прокладки ГБЦ  — изделия, которые могут использоваться только один раз. Это актуально даже тогда, когда на детали отсутствуют явные признаки повреждений. После протяжки прокладка перенимает форму поверхностей, с которыми соприкасается. По этой причине без установки новой прокладки не обойтись. В процессе замены изделия важно обращать внимание на качество протяжки болтов, а также на четкость входа шпилек в специальные отверстия.



Что выбрать — асбестовую или безасбестовую прокладку?

Практика показала, что безасбестовые уплотнительные материалы с каждым годом набирают популярности. Их преимущества — лучшая герметичность, больший ресурс работы, экологичность и легкость монтажа. Кроме того, безасбестовые изделия доставляют меньше хлопот автолюбителю в процессе монтажа.

Важно понимать, что в машине находится более шести десятков разных прокладок, поэтому важность применяемого в производстве материала сложно переоценить. Так, если использовать абразивный асбест, он приведет к быстрому износу силового агрегата. Кроме того, он чувствителен к повышенным вибрациям и перепадам температурного режима. Вот почему крупные концерны отказываются от применения асбестовых материалов в автомобильных запчастях. Уходят от таких материалов и производители из Бразилии, Китая и Индии.

Чтобы точно определиться с прокладкой, выделим недостатки асбестового и преимущества безасбестового материала.


Недостатки прокладок из асбеста:

  • Неустойчивость к резким температурным перепадам;

  • Нарушение уплотнительных свойств и разрушение волокон уже через несколько тысяч километров;

  • Чувствительность к сильным вибрациям;

  • Токсичность. Доказано, что асбестовая пыль оседает в легких человека и никак не выводится из них.


Преимущества прокладок, изготавливаемых без применения асбеста:

  • Более продолжительный ресурс двигателя;

  • Стойкость к температурным скачкам. Исследования показали, чтобы бесасбествоые прокладки ГБЦ с легкостью выдерживают температуры от -60 до +260 градусов Цельсия;

  • Стойкость к повышенному давлению (до 25 МПа);

  • Пластичность и обеспечение максимальной герметичности;

  • Экологическая безопасность;

  • Устойчивость к появлению коррозии;

  • Высокие электроизоляционные качества;

  • Меньшие расходы на ремонт (особенно актуально для крупных предприятий с большим автопарком).


Когда менять прокладку ГБЦ?

Четкого периода, по истечению которого необходимо производить замену прокладки, не существует. Здесь многое зависит от ряда параметров:

  • стиля вождения;
  • модели машины;
  • качества прокладки;
  • своевременности устранения неисправностей и прочих факторов.


Но существует ряд моментов, которые подсказывают автолюбителю о необходимости замены вышедшего из строя устройства. К таким стоит отнести:

  • Появление в смазывающем составе инородных примесей, свидетельствующих о попадании в масляную систему мотора охлаждающей жидкости;

  • Возникновение ОЖ или моторного масла в области соединения головки блока цилиндров с самим блоком;

  • Корректировка характера выхлопа во время прогрева мотора. Это свидетельствует о попадании антифриза в полости цилиндров;

  • Наличие пятен масла в бачке с антифризом.

В упомянутых случаях стоит срочно ехать на СТО для диагностики прокладки или же производить ее замену самостоятельно.



Почему прокладки выходят из строя?

В процессе эксплуатации бывают разные ситуации, которые приводят к выходу из строя прокладок. Рассмотрим основные моменты:


1. Металлическая прокладка повреждена из-за перегрева. Такой дефект часто проявляется почернением и последующим разрывом перемычки. В итоги отработавшие газы прорываются в каналы охлаждения. К такой проблеме часто приводит деформация элементов мотора. К другим причинам можно отнести:

  • неправильную регулировку мотора;
  • низкое качество горючего;
  • недостаточная протяжка винтов;
  • неправильный подбор свечей (имеют низкое калильное число);
  • повышенная степень сжатия.

В такой ситуации перед началом монтажа рекомендуется проверка всех узлов на факт деформаций, а также на качество обработки деталей.


2. Повреждение прокладки из мягкого материала или металла (термическая перегрузка). Такая проблема проявляет себя вспучиванием изделия в непосредственной близости к отверстиям, по которым проходит смазывающий состав. Главная причина — неполное удаление воздуха из системы охлаждения после установки двигателя. Как следствие, мотор перегрелся из-за завышенной температуры ОЖ. Появление пара приводит к разбуханию изделия в местах прохождения каналов для ОЖ. Как результат, мягкий материал отделяется от металлической части.

Возможны и другие причины:

  • поломка термостата или помпы;
  • появление большого объема накипи в системе.

Чтобы избежать проблем, после завершения монтажа тщательно убирайте воздух из системы.


3. Прорыв отработавших газов. Распознать проблему удается по сожженной перемычке между парой камер сгорания. Неисправность возникает последующим причинам:

  • Нарушение качества протяжки болтов или же применение уже стоявших ранее болтов. При этом на одном из участков прокладка оказалась протянута недостаточно, из-за чего отработавшие газы попали в систему. Впоследствии термическая нагрузка привела к нарушению целостности и самой прокладки;

  • Узлы мотора в местах соприкосновения имеют недостаточную плоскость, а участки перемычек на ГБЦ и блоке цилиндров деформированы;

  • Двигатель отрегулирован неправильно, из-за чего возникает перегрузка по температуре.

Чтобы избежать проблемы, важно четко соблюдать инструкции производителя автомобиля, а именно производить замену стягивающих болтов, внимательно устанавливать прокладку и протягивать болтовые соединения с требуемым моментом.


Возможна и другая ситуация, когда прокладка сгорает между 3-им и 4-ым цилиндрами, а между 2-ым и 3-им поверхность начинает темнеть. Причины в следующем:

  • Неконтролируемое горение приводит к повышению температуры и сгоранию прокладки;

  • Места соприкосновения мотора неплоские;

  • Система охлаждения мотора вышла из строя. В частности, неисправен термостат автомобиля.

Во избежание проблем делайте следующее — проверяйте качество регулировки впрыска горючей смеси и проверяйте надежность форсунок, контролируйте их герметичность.


4. Прорыв ОГ на металлической прокладке с двумя слоями. Повреждение обнаруживается путем осмотра стоппера (специальной прослойки), на которой видны темные следы в направлении канала охлаждения. Между двумя прослойками появляется утечка.

Причина проблемы — отсутствие плоскости деталей двигателя. Такое возможно в случае деформации металла из-за термических перегрузок. Действуйте следующим образом:

  • в процессе монтажа выполняйте предписания производителя;
  • осматривайте состояние поверхностей перед установкой;
  • протягивайте болты с требуемым моментом.

5. Выход прокладки из строя из-за роста давления в системе ОЖ по причине попадания отработавших газов в систему. Распознать проблему удается по оттискам в виде линий, появляющихся на участке водяных каналов и направляющихся к камере сгорания. Причина — недостаточная обработка поверхности ГБЦ или же ее отсутствие. Как следствие, ОГ проникла в систему охлаждения, а дальше имеет место перегрев.

К другим вероятным причинам стоит отнести:

  • неполное удаление воздуха из системы;
  • нарушение целостности системы охлаждения (повреждение помпы, вентилятора или термостата);
  • перегрев мотора из-за выхода из строя катализатора.

Во избежание таких неисправностей проверяйте качество стыкуемых поверхностей.



Итоги

Какой бы надежной ни была прокладка ГБЦ, она периодически выходит из строя и требует замены. Задача автолюбителя — своевременно выявить проблему и поменять изделие. Если этого не сделать, то возможны серьезные проблемы, вплоть до выхода из строя самого двигателя.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Виды прокладок ГБЦ.