Прокладка ГБЦ — специальное изделие, которое монтируется в месте контакта головки и непосредственно блока цилиндров двигателя. В месте монтажа прокладки расположены каналы водного охлаждения мотора и смазывающей системы. Также во внутреннюю часть цилиндра поступает горючая смесь, которая в процессе сгорания вырабатывает большие объемы энергии. Такая среда опасна для прокладки из-за температурных перепадов и изменения давления. По этой причине прокладки для головки двигателя производятся из стойких и прочных материалов, способных выдерживать различные нагрузки. В чем же особенности таких устройств? Какие виды прокладок бывают, и в чем их особенности?
Современные прокладки и требования к ним
Прокладки для головки блока цилиндров применяются для автомобилей различных марок — отечественных и зарубежных. Задача — исключение случайных протечек смазывающего состава при его подаче в силовой узел. Не менее важная функция запчасти — уплотнение камеры сгорания. Кроме того, прокладка обеспечивает плотное соединение узлов мотора друг с другом и исключает их деформацию.
Чаще всего для изготовления прокладок применяются металлические или пластиковые (комбинированные) составы, отличающиеся износостойкостью и устойчивостью к повышенным температурам. Несмотря на это, при поломке мотора автолюбители начинают с проверки прокладки. Это не удивительно, ведь повреждение прокладки приводит к ряду проблем — повышению «прожорливости» автомобиля, уменьшению ресурса мотора, падению мощности и прочим проблемам.
Двигатель автомобиля работает в сложных условиях. Перегрев, применение низкокачественного топлива, перепады температур — все это приводит к нарушению качества прилегания ГБЦ из-за деформации поверхностей. По этой причине периодически требуется обработка последних, чтобы свести к минимуму риски снижения объема камеры сгорания. Иногда выручает установка прокладки большей толщины, но она не всегда обеспечивает достаточную герметизацию, что может привести к поломкам в моторе.
Нарушение герметичности часто связано со следующими проблемами:
- утечка смазывающего или охлаждающего состава;
- прорыв отработавших газов;
- повышение рабочей температуры выше положенной нормы;
- механические повреждения.
Виды прокладок ГБЦ и их особенности
Все прокладки, применяемые для установки под головкой блока цилиндров, условно разбиваются на две группы:
1. Неметаллические прокладки. Изделия, в которых отсутствует металл, разделяются на два вида:
- Асбестовые — производятся с применением асбеста листового типа. Для большей надежности отверстия изделий укрепляются с помощью стальных колец, которые надеваются на края вырезов. Аналогичные кольца натягиваются и на другие отверстия, предназначенные для крепления устройства. Одна из разновидностей асбестовых прокладок — изделия, в производстве которых применяется резиновая смесь с добавлением графита и асбестовых волокон;
- Безасбестовые — популярный тип прокладок ГБЦ, которые отличаются большей ценой, но могут похвастаться лучшими функциональными и износостойкими качествами. В процессе производства применяется каучук и синтетическое волокно, которое прессуется при высокой температуре.
2. Металлические прокладки. Второй тип изделий изготавливается с применением металла. Этот вариант наиболее популярен из-за большего ресурса и надежности. Изготавливается деталь с применением листовой меди или стали. Места стыков с мотором покрываются специальным «напылением», похожим на резину. Именно эта часть и играет роль уплотнителя.
Металлические и неметаллические прокладки ГБЦ — изделия, которые могут использоваться только один раз. Это актуально даже тогда, когда на детали отсутствуют явные признаки повреждений. После протяжки прокладка перенимает форму поверхностей, с которыми соприкасается. По этой причине без установки новой прокладки не обойтись. В процессе замены изделия важно обращать внимание на качество протяжки болтов, а также на четкость входа шпилек в специальные отверстия.
Что выбрать — асбестовую или безасбестовую прокладку?
Практика показала, что безасбестовые уплотнительные материалы с каждым годом набирают популярности. Их преимущества — лучшая герметичность, больший ресурс работы, экологичность и легкость монтажа. Кроме того, безасбестовые изделия доставляют меньше хлопот автолюбителю в процессе монтажа.
Важно понимать, что в машине находится более шести десятков разных прокладок, поэтому важность применяемого в производстве материала сложно переоценить. Так, если использовать абразивный асбест, он приведет к быстрому износу силового агрегата. Кроме того, он чувствителен к повышенным вибрациям и перепадам температурного режима. Вот почему крупные концерны отказываются от применения асбестовых материалов в автомобильных запчастях. Уходят от таких материалов и производители из Бразилии, Китая и Индии.
Чтобы точно определиться с прокладкой, выделим недостатки асбестового и преимущества безасбестового материала.
Недостатки прокладок из асбеста:
- Неустойчивость к резким температурным перепадам;
- Нарушение уплотнительных свойств и разрушение волокон уже через несколько тысяч километров;
- Чувствительность к сильным вибрациям;
- Токсичность. Доказано, что асбестовая пыль оседает в легких человека и никак не выводится из них.
Преимущества прокладок, изготавливаемых без применения асбеста:
- Более продолжительный ресурс двигателя;
- Стойкость к температурным скачкам. Исследования показали, чтобы бесасбествоые прокладки ГБЦ с легкостью выдерживают температуры от -60 до +260 градусов Цельсия;
- Стойкость к повышенному давлению (до 25 МПа);
- Пластичность и обеспечение максимальной герметичности;
- Экологическая безопасность;
- Устойчивость к появлению коррозии;
- Высокие электроизоляционные качества;
- Меньшие расходы на ремонт (особенно актуально для крупных предприятий с большим автопарком).
Когда менять прокладку ГБЦ?
Четкого периода, по истечению которого необходимо производить замену прокладки, не существует. Здесь многое зависит от ряда параметров:
- стиля вождения;
- модели машины;
- качества прокладки;
- своевременности устранения неисправностей и прочих факторов.
Но существует ряд моментов, которые подсказывают автолюбителю о необходимости замены вышедшего из строя устройства. К таким стоит отнести:
- Появление в смазывающем составе инородных примесей, свидетельствующих о попадании в масляную систему мотора охлаждающей жидкости;
- Возникновение ОЖ или моторного масла в области соединения головки блока цилиндров с самим блоком;
- Корректировка характера выхлопа во время прогрева мотора. Это свидетельствует о попадании антифриза в полости цилиндров;
- Наличие пятен масла в бачке с антифризом.
В упомянутых случаях стоит срочно ехать на СТО для диагностики прокладки или же производить ее замену самостоятельно.
Почему прокладки выходят из строя?
В процессе эксплуатации бывают разные ситуации, которые приводят к выходу из строя прокладок. Рассмотрим основные моменты:
1. Металлическая прокладка повреждена из-за перегрева. Такой дефект часто проявляется почернением и последующим разрывом перемычки. В итоги отработавшие газы прорываются в каналы охлаждения. К такой проблеме часто приводит деформация элементов мотора. К другим причинам можно отнести:
- неправильную регулировку мотора;
- низкое качество горючего;
- недостаточная протяжка винтов;
- неправильный подбор свечей (имеют низкое калильное число);
- повышенная степень сжатия.
В такой ситуации перед началом монтажа рекомендуется проверка всех узлов на факт деформаций, а также на качество обработки деталей.
2. Повреждение прокладки из мягкого материала или металла (термическая перегрузка). Такая проблема проявляет себя вспучиванием изделия в непосредственной близости к отверстиям, по которым проходит смазывающий состав. Главная причина — неполное удаление воздуха из системы охлаждения после установки двигателя. Как следствие, мотор перегрелся из-за завышенной температуры ОЖ. Появление пара приводит к разбуханию изделия в местах прохождения каналов для ОЖ. Как результат, мягкий материал отделяется от металлической части.
Возможны и другие причины:
- поломка термостата или помпы;
- появление большого объема накипи в системе.
Чтобы избежать проблем, после завершения монтажа тщательно убирайте воздух из системы.
3. Прорыв отработавших газов. Распознать проблему удается по сожженной перемычке между парой камер сгорания. Неисправность возникает последующим причинам:
- Нарушение качества протяжки болтов или же применение уже стоявших ранее болтов. При этом на одном из участков прокладка оказалась протянута недостаточно, из-за чего отработавшие газы попали в систему. Впоследствии термическая нагрузка привела к нарушению целостности и самой прокладки;
- Узлы мотора в местах соприкосновения имеют недостаточную плоскость, а участки перемычек на ГБЦ и блоке цилиндров деформированы;
- Двигатель отрегулирован неправильно, из-за чего возникает перегрузка по температуре.
Чтобы избежать проблемы, важно четко соблюдать инструкции производителя автомобиля, а именно производить замену стягивающих болтов, внимательно устанавливать прокладку и протягивать болтовые соединения с требуемым моментом.
Возможна и другая ситуация, когда прокладка сгорает между 3-им и 4-ым цилиндрами, а между 2-ым и 3-им поверхность начинает темнеть. Причины в следующем:
- Неконтролируемое горение приводит к повышению температуры и сгоранию прокладки;
- Места соприкосновения мотора неплоские;
- Система охлаждения мотора вышла из строя. В частности, неисправен термостат автомобиля.
Во избежание проблем делайте следующее — проверяйте качество регулировки впрыска горючей смеси и проверяйте надежность форсунок, контролируйте их герметичность.
4. Прорыв ОГ на металлической прокладке с двумя слоями. Повреждение обнаруживается путем осмотра стоппера (специальной прослойки), на которой видны темные следы в направлении канала охлаждения. Между двумя прослойками появляется утечка.
Причина проблемы — отсутствие плоскости деталей двигателя. Такое возможно в случае деформации металла из-за термических перегрузок. Действуйте следующим образом:
- в процессе монтажа выполняйте предписания производителя;
- осматривайте состояние поверхностей перед установкой;
- протягивайте болты с требуемым моментом.
5. Выход прокладки из строя из-за роста давления в системе ОЖ по причине попадания отработавших газов в систему. Распознать проблему удается по оттискам в виде линий, появляющихся на участке водяных каналов и направляющихся к камере сгорания. Причина — недостаточная обработка поверхности ГБЦ или же ее отсутствие. Как следствие, ОГ проникла в систему охлаждения, а дальше имеет место перегрев.
К другим вероятным причинам стоит отнести:
- неполное удаление воздуха из системы;
- нарушение целостности системы охлаждения (повреждение помпы, вентилятора или термостата);
- перегрев мотора из-за выхода из строя катализатора.
Во избежание таких неисправностей проверяйте качество стыкуемых поверхностей.
Итоги
Какой бы надежной ни была прокладка ГБЦ, она периодически выходит из строя и требует замены. Задача автолюбителя — своевременно выявить проблему и поменять изделие. Если этого не сделать, то возможны серьезные проблемы, вплоть до выхода из строя самого двигателя.