Виды топливных фильтров.
Двигатели внутреннего сгорания, несмотря на свою надежность, весьма чувствительны к качеству бензина (солярки), поэтому наличие топливного фильтра является условием обязательным. В чем именно заключаются причины появления грязи и других вредных для узлов автомобиля примесей? Какие возможны последствия для механизмов в случае заливки загрязненного топлива? По каким признакам можно распознать неисправность топливного фильтра и что необходимо учесть в процессе замены вышедшего из строя механизма? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Несмотря на совершенство современных моторов, они нуждаются в качественном и очищенном от вредных примесей топливе. К сожалению, вопрос очистки дизельного топлива или бензина часто стоит не на первом месте, что заставляет производителей транспортных средств перестраховываться и устанавливать дополнительный фильтрующий элемент. Как работает это устройство? Чего оно боится? Какие виды топливных фильтров существуют и в чем их принцип действия? Такие вопросы требуют детального рассмотрения.



Почему загрязняется топливо?

Заливая топливо в бак, автолюбители даже не задумываются о вероятном риске загрязнения горючей смеси. Считается, что нефтеперерабатывающие заводы выполнили полный цикл очистки и доставили на заправки уже очищенное топливо. В принципе, так оно и есть. Но нельзя забывать, что топливо доставляется по железной дороге в цистернах или по морю в танкерах, а перегоняется с применением специальных трубок и шлангов. Как следствие, топливо накапливает вредные вещества, большая часть из которых засоряет внутренние системы автомобиля.

Опасные элементы никуда не пропадают - они накапливаются в емкостях для транспортировки (баках, цистернах). В процессе заливки новой партии горючего действующая смесь поднимается со дна и смешивается с некогда чистым бензином или соляркой. Далее топливо поступает в баки автомобилей и к двигателю. Как результат, топливная система забивается грязью, которая нарушает работоспособность системы. Достаточно резко нажать на педаль газа или тормоз, чтобы поднять «мусор» со дна бака.



В чем же опасность грязи?

Для обеспечения полного сгорания топливной смеси в моторе и выдачи наибольшей мощности, выполняются следующие условия:

  • Подбирается требуемый объем воздуха и топлива, подходящий для определенного объема оборотов;

  • Топливная смесь распыляется до мельчайших частиц для лучшего сгорания;

  • Перемешивание топлива и поступающего извне воздуха (также очищенного).

В моторах карбюраторного типа в силу вступает принцип эжектора, когда воздух с большой скоростью тянет за собой и горючее с небольшой скоростью. Вот почему при разработке жиклеров важно четкое соблюдение схем и зазоров. Расхождение на сотую долю миллиметра может иметь негативные последствия на работу системы в целом. В частности, меняется объем поступающего в систему воздуха, падает мощность, снижается приемистость и так далее.

Нельзя забывать о еще одной потенциальной проблеме - засорении инжектора (форсунки). Не секрет, что в моторах, работающих на дизельном топливе и бензине, топливная смесь и воздух смешиваются непосредственно в моторе. Сначала создается давление, благодаря которому топливная смесь поступает к силовому агрегату. Например, в бензиновых моторах давление подачи составляет 10-20, а в дизельных 100-200 атмосфер. При этом объем подачи топлива регулируется контроллером. Как только управляющий орган подает соответствующий сигнал, открывается клапан инжектора с последующим распылением горючей смеси в камеру сгорания. Несмотря на чрезмерное давление топлива, накопившаяся грязь забивает канал форсунки и сопло, изменяя и объем поступающей смеси. В итоге падает ресурс и мощность силового агрегата.

В дизельных моторах (как правило, старых версиях) применялся немного иной принцип подачи топливной смеси. В частности, главным действующим «лицом» был плунжерный насос, создающий необходимое давление. Что касается объема поступающего топлива, то выполнение этой работы берет на себя плунжерный механизм. Как только грязь «добирается» до плунжерной пары, корректируется объем поступающего топлива (как правило, в меньшую сторону). Кроме этого, падает эффективность распыления горючей смеси и последняя сгорает не полностью (КПД мотора падает).

Но и это еще не все. Загрязненное топливо может создать проблемы для ГБЦ, забив промежутки между седлом и клапаном. Как следствие, образуется каверна и падает компрессия. При этом ухудшаются почти все характеристики силового узла - мощность, ресурс, «прожорливость» и так далее.



Какие виды топливных фильтров существуют?

Тонкости работы фильтра и его конструкция во многом зависят от мотора, который установлен на автомобиле:

  • Карбюраторный мотор. Главная особенность фильтрующих элементов в таком типе двигателя - низкое давление. Топливо попадает в мотор после прохождения специальных трубок и встроенного в них фильтрующего элемента. Сам фильтр может изготавливаться из пластмассы или металла. При этом устройство оборудовано двумя трубками - впуска и выпуска. Крепление  трубок (для обеспечения большей надежности) производится с помощью зажимных устройств;

  • Инжекторный мотор. Особенностью такого устройства является передача главной функции электронике (электронному блоку управления). Горючее подается под большим давлением, что подразумевает установку топливопроводов высокого качества (они изготавливаются из металла). Что касается самого топливного насоса, то он может производиться с применением стали или других специальных металлов. Соединение элементов системы производится резьбовым методом;

  • Дизельный мотор. Автолюбители знают, что к наиболее «грязным» сортам топлива относится солярка, содержащая в себе множество различных примесей. Наибольшую опасность для внутренних элементов несут парафины. Именно они в процессе эксплуатации имеют свойство превращаться в кристаллы, из-за которых и засоряются ключевые узлы. Вот почему на дизельных моторах, как правило, монтируется два типа фильтрующих элементов. Первый обеспечивает первоначальную очистку от крупных элементов, а второй - устраняет наиболее мелкие примеси.

Топливные фильтры, применяемые на автомобилях, классифицируются по следующим признакам:

  • степени очистки - тонкая и грубая;
  • типу кожуха - металлический или пластмассовый;
  • рабочему давлению - высокому или низкому;
  • типу применяемого горючего  - солярка или бензин.

Фильтры грубой очистки монтируется непосредственно перед топливной помпой (для бензиновых моторов). Для двигателей на солярке высок риск заправки топливом низкого качества, поэтому главными «действующими лицами» являются два фильтрующих элемента, устанавливаемые перед ТНВД.

Фильтрующие элементы, смонтированные в корпусе из пластика, нашли применение для предварительной чистки топливопроводов низкого давления.

Фильтры из металла используются в различных типах магистралей (низкого давления - для двигателей на солярке) и высокого давления.

Фильтры низкого давления нашли применение в соответствующих им топливопроводах. Так, в инжекторных моторах они устанавливаются перед насосом. В карбюраторных моторах монтаж этого узла производится в двух местах - до и после топливной помпы. Особенность фильтрующих элементов в том, что они не способны выдерживать высокое давление бензина. Кроме этого, уровень фильтрации много ниже. Что касается фильтров высокого давления, то они гарантируют более качественную защиту и эффективно выполняют свою миссию только на конкретных участках. Если монтировать изделие в систему с высоким давлением, то это может стать причиной снижения объема поступающего топлива к двигателю.



Где найти топливный фильтр?

Многие автолюбители знают о важности замены топливного фильтра, но не всегда способны найти изделие в своем автомобиле. Местоположение топливного фильтра зависит от ряда факторов - модели машины и типа силового агрегата. Варианты следующие:

  • На автомобилях с карбюраторным мотором фильтр находится возле карбюратора или топливной помпы;

  • На машинах с инжектором фильтрующий элемент монтируется в непосредственной близости от помпы. Если насос смонтирован в емкости для топлива, то и фильтр находится где-то рядом;

  • В дизельных моторах фильтр тонкой очистки располагается возле инжектора и ТНВД, а место монтажа находится в прямой зависимости от модели авто. Здесь возможен монтаж одного или нескольких фильтрующих элементов.

На большей части авто, которые были выпущены после 80-х годов, устанавливается фильтр, обеспечивающий тонкую или грубую очистку. В случае регулярной замены изделий монтаж еще одного устройства не дает дополнительных плюсов. Если же на машине не устанавливаются фильтры или же стоит только один, то монтаж еще одного фильтрующего узла позволяет продлить ресурс узлов топливной системы и двигателя, а также улучшить качество фильтрации топливной смеси.

Перед тем как ставить дополнительный фильтр, желательно разобраться в его важности и наличии подходящего места для монтажа. Сделать это можно с помощью инструкции (мануала к автомобилю). После этого стоит убедиться, стоят ли фильтрующие изделия на положенных местах. Если их нет, то осматривайте все топливопроводы. Возможны ситуации, когда прошлый владелец перенес изделия в  другое место. Для выполнения манипуляций по ремонту может потребоваться подъемное устройство или яма. В случае отсутствия фильтров или монтажа недостающего фильтрующего элемента (грубой или тонкой очистки) стоит его установить.



Тонкости замены топливного фильтра

Главным нюансом в вопросе замены является качество применяемого топлива. Если машина заправляется только у проверенного поставщика на известной заправке, то достаточно делать замены с периодичностью в 12-15 тысяч километров. Кроме этого, установку нового фильтра стоит делать каждый раз при замене масла. Если же нет уверенности в качестве заливаемого топлива, то замену фильтрующего элемента стоит выполнять чаще - раз в 6-8 тысяч километров.

Загрязнение фильтра можно распознать по ряду характерных признаков. Главный критерий неисправности - подергивание машины в процессе подъема на гору. Кроме этого, мотор заметно теряет в мощности или начинает глохнуть на холостых оборотах. Загрязнение фильтра проявляет себя и ростом расхода топливной смеси. Если проявился хотя бы один упомянутый признак, то машину стоит гнать на диагностику для выявления причины поломки.

Что касается непосредственно замены фильтрующего элемента, то здесь стоит придерживаться ряда простых правил:

  • Если замена производится на машине с бензиновым мотором, то стоит отбрасывать клеммы от АКБ. Если же этого не сделать, то высок риск пролива топлива. Далее достаточно одной искры, чтобы топливная смесь воспламенилась;

  • В процессе замены всегда выжидайте полчаса после отключения силового узла. Это обязательное условие, позволяющее снизить давление. Если этого не сделать, то топливная смесь зальет все близлежащие детали;

  • Применяйте в процессе замены только тот фильтр, который рекомендуется производителем и подходит для монтажа на конкретном участке. Если производится монтаж фильтра грубой очистки, то эта работа делается до установки топливной  помпы. Что касается второго фильтрующего элемента (тонкой очистки), то его стоит монтировать после;

  • В процессе замены фильтра обращайте внимание на целостность соединительных  трубок. При наличии любых дефектов производите замену;

  • Для установки фильтра, смонтированного под кузовом автомобиля, воспользуйтесь подставкой или домкратом. При этом будьте внимательны и соблюдайте правила безопасности при выполнении подобных работ;

  • Перед демонтажем фильтра выкручивайте затягивающие хомуты (если фильтрующий элемент выполнен из пластика) или гайки, если фильтр сделан из металла;

  • По завершении процесса замены обязательно протяните все гайки и хомуты, а также убедитесь в правильности выполненных работ;

  • Меняйте фильтр на машине с инжекторным мотором, включайте зажигание для запуска топливной помпы, но не заводите силовой агрегат. Осматривайте места стыков на факт утечки. Если такие находятся, то устраняйте причину;

  • При замене фильтрующего элемента на авто с дизельным мотором устраняйте воздух из системы. В противном случае завести мотор не получится;

  • Заводите двигатель и проверяйте систему на факт утечки сразу после заводки мотора, а также через 10-15 минут движения.


Вывод

Топливный фильтр - важный элемент автомобиля, обеспечивающий нормальную работу топливной системы и двигателя в целом. Главное - своевременно проводить замену этого узла во избежание затрат в будущем. Все, что для этого необходимо - знать симптомы появления проблемы и своевременно ее устранять.

Стоимость ремонтаНайти запчасть


Виды топливных фильтров.