Виды и особенности трансмиссионных масел.
Для многих автовладельцев выбор трансмиссионного масла – это одна из самых сложных задач. Какие требования необходимо предъявлять при выборе данных масел? Какая классификация масел существует? В чем особенности каждого из этих типов? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Выбор трансмиссионного масла – одна из самых сложных задач для новичка. Автолюбитель часто не знает, чему уделить внимание при покупке, какие бывают виды жидкостей и в чем их особенности. При этом очень важно, чтобы зубчатые передачи автомобиля получали качественную смазку всегда – даже в условиях низких температур. Давайте же разберемся с классификацией современных масел и их особенностями.



Назначение, характеристики и требования

Трансмиссионные масла применяются в самых различных узлах трения трансмиссий как легковых, так и грузовых машин. Кроме этого, они часто используются в червячных передачах и зубчатых редукторах. Хотелось бы отметить, что этот вид смазки отличается от моторного масла, поэтому о взаимном замещении и речи быть не может.

Есть два основных свойства трансмиссионных масел – противозадирное и противоизносное. В первом случае речь идет о защите от задирания точек соприкосновения и исключения сваривания, а во втором – достаточном уровне смазки для минимизации износа трущихся элементов.

Основная задача масла – сформировать специальную пленку, которая будет надежно удерживаться на узлах транспортного средства в течение всего срока эксплуатации. Кроме этого, немаловажными являются температурные и вязкостные свойства, которые легко идентифицируются по специальной классификации. На сегодня их две – SAE и API (о них мы поговорим ниже).

К основным функциям масла для трансмиссии можно отнести – снижение вибраций и шума зубчатых колес, эффективное охлаждение трущихся элементов, увеличение КПД при трении, защита поверхности от заедания, износа и ударных нагрузок.

Качественно трансмиссионное масло должно отвечать следующим требованиям:

  • обладать отличной антиокислительной способностью и антипенными качествами:
  • показывать высокую физическую стабильность (при длительном хранении);
  • иметь отличные противоизносные и противозадирные качества;
  • защищать элементы трансмиссии от влияния воды и коррозии;
  • быть совместимыми с резиновыми элементами.



Классификация по эксплуатационным свойствам API

Здесь речь пойдет о разделении на несколько основных классов, каждый из которых отличается по целому ряду признаков. В частности, условиям, в которых работает КПП, ее конструктивным особенностям, наличии противозадирных и противоизносных добавок в составе и так далее. Всего можно выделить восемь классов:

  • Масла API GL-1 предназначены для КПП, которые работают в легких условиях эксплуатации. В их составе практически не бывает присадок (разве что небольшой объем противопенных, антикоррозийных или антиокислительных добавок). Отлично подходят для «механики» грузовых и с/х автомобилей, передач червячного и спирально-конусного типа.
  • API GL-2 – тип масла для КПП, которые работают при нагрузке средней тяжести. В их составе уже есть небольшой процент противоизносных присадок. Это оптимальный вариант для червячных передач – трансмиссий с/х транспорта.
  • API GL-3 - еще один тип масла, отлично справляющегося со средними нагрузками. В нем около 2,7-3% противоизносных добавок. Отлично подходят для конусных и других видов передач грузовых машин. Что касается передач гипоидного типа, то здесь они не нужны.
  • Тип API GL-4 – универсальные масла, способные качественно выполнять свои функции в любых условиях. В составе смазывающего вещества около 4% противозадирных присадок. Основное назначение – гипоидные и конусные передачи с незначительным смещением осей. Кроме этого, API GL-4 можно применять для ведущего моста и КПП грузовиков. В Европе этот тип масла чаще всего применяются для коробок синхронизированного типа.
  • К классу API GL-5 относятся составы, способные работать в самых сложных условиях. В них более 6% присадок различного типа (в том числе и противозадирных). Используются для передач гипоидного типа, имеющих небольшое осевое смещение, а также для различных устройств механической трансмиссии.
  • API GL-6 – еще один тип масел для работы в тяжелых условиях эксплуатации. В составе – около 10% присадок противозадирного типа. Активно применяется для передач гипоидного типа и имеет наивысший уровень эксплуатационных характеристик. Но, несмотря на свои качества, сегодня практически не применяется.
  • API MT-1 – один из новых классов масел. Предназначен для высоконагруженных узлов – несинхронизированных МКПП автомобилей. Особенность таких масел – повышенная термическая стабильность. По составу очень схожи с маслами API GL-5.
  • API PG-2 используется для мобильной техники и коммерческих автомобилей. Основная цель – смазывание передач ведущих мостов. По свойствам схож с API GL-5, обладает устойчивостью к повышенным температурам и совместим с эластомерами.



Классификация по вязкости SAE

Сегодня все большей популярностью пользуется классификация, разработанная еще в США – обозначается, как SAE. Всего можно выделить шесть основных групп – три из них зимние (75W, 80W, 85W), а три – летние (90, 140 и 250). Минимальные пределы температур для зимних масел - -40, -26 и -12 градусов Цельсия соответственно.

Наличие цифры «W» говорит о принадлежности масла к зимнему классу, ее отсутствие – к летнему. Как показывает практика, применение сезонных (летних) вариантов масел невыгодно и неудобно, ведь приходится слишком часто производить замену продукта. В последнее время все большую популярность получают универсальные масла, сочетающие в себе как «зимние», так и «летние» свойства. Такие составы имеют специальное обозначение – пишутся через дефис (к примеру, 75W-90).



Особенности выбора

Так какое же масло лучше выбрать? Лучшими считаются синтетические масла – они обладают оптимальными характеристиками и способны долго служить без замены. Как альтернатива подойдет и полусинтетика. В соотношение «цена-качество» этот вариант один из лучших. Преимущества таких масел перед обычной «минералкой» неоспоримы – срок службы много больше (до 60-70 тысяч километров) и лучше качество смазки.

Что касается типа масла для трансмиссии, то здесь лучше опираться на рекомендации производителя (заводскую инструкцию). Чаще всего для иномарок начала 80-90-х годов подходят фирменные масла GL-4 или GL-5. Для более старых авто лучше использовать лицензионный вариант масел GL-4.

Для грузовых машин, где нет гипоидных зацеплений, подойдет GL-3. Для «ГАЗель» в КПП и задний мост можно заливать GL-5. Последний тип, к слову, лучше всего подходит к редукторам с гипоидным зацеплением. Если же использовать масло более низкого класса, то от задиров оно не спасет. В современных легковых автомобилях чаще всего для МКПП применяется GL-4, для ведущего моста – GL-5.

Как мы уже упомянули, применение масла более низкой категорийности по классу API запрещено, ведь это приведет к однозначной поломке агрегата и необходимости дальнейшей замены (а это - дополнительные затраты).

Что касается вязкости, то масла класса 140 или 250 подходят только для теплого климата. Если в вашем регионе умеренный температурный режим, то оптимальный вариант – класс 90 или всесезонное масло. Но снова-таки, для регионов с большими морозами лучше использовать 75W-90, а для более мягкого климата можно и 85W-90.



Вывод

Классификация трансмиссионных масел лишь на первый взгляд сложна. На самом же деле, достаточно лишь единственный раз в ней разобраться. Вот и все. Теперь вы знаете, какие бывают трансмиссионные масла, и на что обращать внимание при выборе. Остается лишь не забывать своевременно производить замену. Удачи.

Стоимость ремонтаНайти запчасть