Восстановление КБМ ОСАГО.
Многие автовладельцы при очередном продлении полиса страхования ОСАГО сталкиваются с ситуацией, когда скидка КБМ уменьшилась или была сброшена к первоначальному уровню. В чем заключены причины ошибок, по которым может произойти подобная ситуация с коэффициентом? С чего начать восстановление КБМ и какие документы потребуются для решения поставленной задачи? Какие существуют способы возврата значения коэффициента и каковы особенности каждого из них? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


КБМ — аббревиатура коэффициента бонус-малус, применяемого в страховании ОСАГО. Это поощрение для водителей, которые продолжительное время пользуются ТС и не попадают в аварии. Благодаря КБМ, затраты на оплату страховки могут быть снижены вдвое. Но бывают ситуации, когда автовладельцы при продлении полиса обнаруживают изменение коэффициента или констатируют его возвращение к первоначальному параметру. Как происходит восстановление КБМ? В чем могут быть причины его снижения? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.



Причины ошибок

Летом 2014 года вступили силу нововведения в страховании ОСАГО, согласно которым данные по прошлому периоду берутся из базы, которая является общей для всех страховщиков. Несмотря на удобство нововведения,  в базе АИС РС возможны погрешности и несоответствие информации, из-за чего и возникают определенные нестыковки в цифрах. Результатом такой оплошности как раз и будет неправильный расчет коэффициента.

Существует и ряд других причин, которые приводят к изменению КБМ, но при этом не связаны с пресловутым человеческим фактором. К таковым можно отнести:

  • Оформление специального полиса. Некоторые автовладельцы пользуются одним типом страховки с ограниченным числом водителей. Но имеющиеся баллы сохраняются только в том случае, если человек пользуется одним  и тем же автомобилем. Если данные водителя или транспортного средства поменялись, классность обнуляется до стандартного коэффициента 1,0. В этом случае придется заново заслуживать свою репутацию и доказывать способность без аварий водить авто;

  • Возможность управления несколькими ТС. Если человек имеет право управления не одной, а несколькими машинами, существующий балл КБМ може  не браться во внимание, если он больше показателей других водителей в полисе. Это значит, что два человека, имеющие право управлять одним ТС, могут иметь различный коэффициент. Здесь даже существует правило. Если в страховом полисе указано несколько водителей, параметр классности берется от того лица, у которого параметр более низкий. И если раньше этот показатель можно было скрыть, обманув страховую компанию, сегодня сделать это невозможно из-за наличия информации в общей базе;

  • Прерывание стажа или внесение корректировок в документ. Не секрет, что опыт автовладельца исчисляется с учетом безаварийного вождения в течение года и более. Если автовладелец прервал стаж, имеющиеся баллы обнуляются.

Кроме того, по закону за безаварийную езду водитель получает 5% скидки каждый год. Если в документы ОСАГО были внесены изменения при новом оформлении страховки, начисление очередной скидки не происходит, и параметр КБМ остается на прежнем уровне.


Стоит выделить еще ряд наиболее распространенных ошибок, которые приводят к проблемам:

  • Замена прав. Автовладельцы часто сталкиваются с такой ситуаций, и причиной может быть ошибочный расчет классности водителя. Виноват в такой ситуации водитель, который после замены документов должен сразу же уведомить об этом страховую компанию. Если этого не сделать, новая страховая компания получит из базы старые сведения и использует их при формировании КБМ. При этом водитель с позиции системы будет считаться новым человеком со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами;

  • Прекращение работы старой компании. Бывают ситуации, когда старый страховщик ликвидирован, что последнее время является распространенным явлением. Если это происходит до передачи информации в общую сеть, возникает коллизия, в результате которой теряются ранее заработанные баллы. В такой ситуации виновата страховая компания, ведь именно она должна вносить в базу АИС информацию. Причем делается это не по завершении страхового периода, а много чаще. От такой ситуации никто не застрахован, поэтому перед оформлением ОСАГО важно уточнять, как часто производится обновление. При этом работать желательно с проверенными компаниями, которые давно на рынке и крепко стоят «на ногах»;

  • Ошибки страховщика. Нельзя не отметить еще одну распространенную причину, о которой многие забывают — ошибки, допущенные непосредственно самим страховщиком. Важно внимательно проверять, чтобы личные данные были перенесены в документацию корректно. Достаточно одной оплошности в написании буквы или цифры, чтобы система неправильно интерпретировала имеющуюся информацию. Если ФИО будет искажено, система может принять автовладельца за другого человека. Если АИС самостоятельно выявляет ошибку, информация помещается в специальную папку. В обеих ситуациях информация по КБМ обнуляется, что заставляет водителя задуматься о восстановлении параметра. Чтобы избежать подобных проблем, важно внимательно перечитывать бумаги перед тем, как ставить в них свою подпись.


С чего начать восстановление КБМ?

При снижении классности по необъяснимым причинам не стоит отчаиваться — важно принять меры для восстановления КБМ. Для этого существует  несколько официальных способов, каждый из которых по-своему эффективен. Но перед выполнением работ важно сделать две вещи — собрать бумаги и найти ошибку, которая привела к увеличению или возвращению коэффициента КБМ к прежней позиции.

Из документов потребуется личный паспорт, удостоверение водителя, а также полис ОСАГО. Во всех случаях можно обойтись без оригинала — достаточно сделать полное сканирование или копию документа. Если старые полис отсутствует (к примеру, он может иметь цифровой вид), стоит потратить время на обращение к своему страховщику и получение соответствующей справки. Компания обязана выдать такой документ по первой просьбе. Срок выдачи — пять суток. Особенность такой справки в том, что она замещает потерянные полисы в процессе восстановления классности.



Как найти ошибку?

После сбора пакета бумаг стоит определиться, по какой причине параметр КБМ был изменен. Желательно вспомнить все события, которые могли привести к этой проблеме с учетом рассмотренных выше ситуаций. Далее выпишите информацию из страхового договора, зайдите на любой онлайн-сервис и проверьте КБМ.

Недостаток «бумажных» полисов ОСАГО в том, что информация о классности в них не указывается, и ее не нужно вычислять самостоятельно. Этого можно избежать, если ранее проводилась ежегодная сверка по полису с помощью онлайн-калькулятора, и замечаний не было. Если коэффициент изменился только в последний год, всему виной последнее соглашение со страховой компанией. В процессе расчета важно брать во внимание корректировки в тарификации страховки за последние годы.



Как восстановить КБМ ОСАГО?

После того, как все документы собраны, а причина определена, можно приступать к наиболее важной работе — восстановлению КБМ. Сегодня эта процедура проходит проще, чем это было ранее. Достаточно обратиться в 1-2 организации, и вопрос решен. Это объясняется переносом центра управления в ЦБ РФ, который имеет мощные рычаги воздействия на любого страховщика.

К примеру, два года назад «Росгосстрах» на некоторое время потерял лицензию из-за применения ошибочных методов оформления страховки и большого числа жалоб от клиентов. Подобное решение стало предупреждением для других компаний, которые теперь не рискуют жульничать и работают честно.

Чтобы восстановить КБМ, необходимо пройти следующие шаги (в порядке сложности проблемы):

  • обратиться к страховщику;
  • написать жалобу в ЦБ РФ;
  • оформить аналогичный документ в РСА;
  • воспользоваться другими возможностями.

Каждый из способов требует детального рассмотрения:


1. Заявление к страховщику. Самый простой путь — обращение к своему страховщику с просьбой решить сложившуюся ситуацию. Ранее автовладельцы сразу подавали жалобы в ЦБ РФ, но сегодня «прыгать через голову» не рекомендуется, ведь многие вопросы можно решить на низком уровне.

Более того, это закреплено и законодательно. Так с декабря 2015 года страховщики обязаны рассматривать обращения клиентов. В противном случае они штрафуются. На официальном сайте страховой компании должна быть специальная форма для заполнения. При этом не нужно нести документацию лично — все можно передать в электронном виде.

Если онлайн-формы не оказалось, все бумаги можно отправить по e-mail, а заявление оформить на имя гендиректора. Чтобы ускорить процесс рассмотрения, стоит параллельно направить простой запрос по адресу страховой компании с информацией о передаче бумаг и вложением всех документов. Об этом стоит упомянуть и в электронном письме.


2. Жалоба в ЦБ РФ. Несмотря на требования законодательства, некоторые страховые компании сознательно игнорируют или не успевают обработать заявление клиента. Если в течение месяца никаких действий в ответ не произведено, стоит  писать жалобу в вышестоящий орган — Центральный Банк. Здесь важно учесть, что ЦБ РФ берет во внимание те полисы, срок действия которых закончился не больше, чем год назад.

Чтобы подать жалобу в ЦБ РФ, стоит сделать следующее:

  • Зайти на официальный сайт Центрального банка, перейти на страничку с информацией по ОСАГО и кликнуть на ссылку подачи жалобы;

  • Найти раздел страховых организаций и выбрать подраздел неправильного использования КБМ;

  • Перейти к странице оформления жалобы, после чего заполнить требуемые поля. Далее необходимо загрузить отсканированные копии документов;

  • Указать данные о себе и контакты для связи.

Время рассмотрения жалобы — 10 суток. В этот период страховщик получает обращение, проигнорировать которое он уже не сможет.


3. Жалоба в РСА. Обращение в РСА может спасти страховщика, если предыдущие способы по какой-либо причине оказались неэффективными. Важно сразу отметить, что несмотря на наличие определенных привилегий и рычагов влияния, РСА не может вносить какие-либо изменения в базу. С другой стороны, сотрудники этой организации могут надавить на страховщика и принудить его к выполнению обязательств.

Чтобы воплотить в реальность такой способ, необходимо зайти на официальный сайт, перейти на специальную страницу и изучить приведенную там информацию. В документе подробно рассмотрено, как оформлять жалобу, и на какой почтовый ящик ее необходимо отправлять. Кроме того, даются ссылки для скачивания бланков под заполнение.


4. Дополнительные возможности. Возможны ситуации, когда ни один из приведенных способов не сработал. Если вы все еще уверены в своей правоте, необходимо собрать в кипу все документы и официальные отказы (уведомления), после чего отправляться в суд. Одновременно с этим стоит разослать жалобы в ФАС, Роспотребнадзор и Общество защиты прав потребителей. Каждая из организаций имеет свой сайт в интернете, через который можно получить необходимую информацию и обратиться за помощью.

К слову, сегодня многие страховые компании предлагают услугу восстановления КБМ просто за покупку полиса на будущий год у них. Это наиболее простой путь, позволяющий избежать проблем.



Как вернуть уже заплаченные деньги?

Если восстановление КБМ прошло успешно, остается вернуть лишние деньги, которые были переплачены в период выяснения обстоятельств. Чтобы получить средства назад, необходимо сделать следующее:

  • Восстановить КБМ;

  • Попросить страховую компанию сделать перерасчет и предложить вернуть деньги. Если страховщик давно на рынке и дорожит репутацией, он обязательно пойдет на сделку;

  • Подавать жалобу в ЦБ РФ (в случае отказа страховой). Через некоторое время на указанный адрес приходит пересчет;

  • Сделать копию с уведомления и писать заявление на возврат части премии по ОСАГО (в 2-х экземплярах).

После этого необходимо подготовить два пакет бумаг. Первый передается страховщику. В него входит заявление на возврат средств, реквизиты банка и письмо-уведомление от ЦБ РФ. Второй оставляется у себя — копии письма ЦБ РФ и заявления на возврат части премии.

Далее стоит идти в СК и убедиться, что на каждом документе поставлена подпись о принятии. После этого у страховщика имеется две недели для возврата средств в полном объеме.



Итоги

Практика показывает, что в большей части случаев восстановление КБМ ОСАГО — реальная задача. При этом можно применять любой и предложенных способов, начиная всегда со страховой компании. В завершении стоит выделить еще ряд моментов, которые позволят избежать проблем:

  • В случае замены водительского удостоверения в течение года этот факт должен быть указан при оформлении нового полиса в разделе «Особых отметок»;

  • Все сведения из документов лучше вписывать самому, а не диктовать их сотруднику страховой компании.
Стоимость ремонтаНайти запчасть
Восстановление КБМ ОСАГО.