Выбор грузовых шин.
От правильности выбора шин на грузовые автомобили во многом зависит управляемость автомобиля, его устойчивость на дороге и способность перевозить большие грузы. Чему уделить внимание при выборе? Как классифицируются шины для грузовых авто? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Выбор шин для автомобиля вызывает массу проблем у новичков. Им не всегда удается вникнуть в тонкости маркировки, принадлежность и характеристики тех или иных покрышек. Ситуация усложняется еще больше, если речь идет о покупке резины для грузового авто.

Шины для грузового транспорта должны удовлетворять целому ряду требований - быть надежными, иметь высокий уровень качества, обеспечивать устойчивость, отличную управляемость и маневренность машины. Кроме этого, хорошая резина может снизить затраты топлива и как следствие, повысить общую рентабельность перевозок. Остается лишь сделать правильный выбор.



Особенности классификации

Бездумная покупка шины для грузовика - это безответственный подход. Уже после первой поездки качественная внешне резина может не выдержать нагрузки, деформироваться или даже лопнуть. Чтобы не разочароваться в выборе и с умом потратить свои средства, нужно знать классификацию и особенности современных шин.

Все покрышки для грузовиков можно условно разделить на несколько категорий:

1. Для управляемой (рулевой) оси автомобиля - класс «F». Отличие таких шин заключается в конструктивной особенности, а именно наличии продольных углублений в протекторе. Именно благодаря такой конструкции автомобиль намного лучше держит дорогу и четко реагирует на повороты рулевого колеса. Установив на грузовик такие шины, можно рассчитывать на следующие преимущества:

  • повышение управляемости транспортного средства;
  • снижение шумности колес;
  • улучшение сцепление с дорогой и как следствие, снижение тормозного пути.

2. Для ведущей оси - класс «D». Отличительная особенность такой резины - особый рисунок протектора, который формируется из крупных блоков, пересекающихся большим количеством ламелей. К основным преимуществам такой резины можно отнести:

  • отличные сцепные свойства с любым покрытием;
  • минимальный тормозной путь;
  • возможность плавного начала движения.

3. Универсальные шины - класс «Z». Такие покрышки не имеют конкретного предназначения, поэтому их можно ставить как на рулевую, так и на ведущую ось автомобиля. Для большинства автолюбителей этот вариант наиболее предпочтителен, ведь время от времени резину можно переставлять с одной оси на другую. Подобная рокировка позволяет экономить немалые средства на покупку запасных колес или новой резины.

Из преимуществ универсальных шин стоит выделить:

  • достойную управляемость и устойчивость на любом покрытии;
  • возможность установки на любую ось;
  • доступную цену и широкий выбор подходящей продукции.

Как правило, универсальные шины сразу после покупки ставятся на рулевую ось, а по мере износа перемещаются на менее важные оси грузового автомобиля.

4. Шины для прицепов и полуприцепов - класс «Т». Такой вид покрышек специалисты выделяют в отдельную категорию по одной простой причине - к ним не выдвигаются какие-то особые требования. Главная задача такой резины - создавать минимальное сопротивление в процессе движения и не становится причиной повышенного расхода топлива. Несмотря на отсутствие особых требований к таким шинам, при выборе нужно ориентироваться на рисунок протектора. В частности, наличие продольных канавок и поперечных ламелей может ввести в заблуждение автолюбителя. Новичок может посчитать, что покрышки для рулевой оси и прицепов ничем не различаются и взаимозаменяемы. На самом же деле это не так. Установка шин с рулевой оси на прицеп может привести к ухудшению управляемости транспортного средства.

5. Специальные покрышки. Еще одна категория - шины  для специальной техники, такой как комбайны, погрузчики и крупногабаритные краны. Главная особенность такой резины - наличие глубоких прорезей в протекторе. К преимуществам покрышек для спецтехники можно отнести:

  • устойчивость к ударам и повреждениям;
  • отличную износостойкость;
  • хорошую проходимость даже при поездках по бездорожью.



Кроме описанной выше классификации, шины для грузовых автомобилей можно разделить:

1. По виду дорожного покрытия и особенностям эксплуатации:

  • тип «А» - шоссейные шины для грузовиков, подходящие для движения по автомобильным магистралям;
  • тип «В» - шины, предназначенные для поездок в городе и за его пределами;
  • тип «N» - отличный вариант для движения по покрытым снегом дорогам. Такие шины прекрасно держат трассу с неидеальным дорожным покрытием, а также повышают общий уровень безопасности при движении в плохую погоду;
  • тип «Y» - специальная резина, которая подойдет для движения в условиях бездорожья, строек и карьеров.

2. По конструкции выделяется два типа покрышек:

  • диагональные. Их особенность - способность выдерживать большие нагрузки и доступная цена. Особенность рисунка - перекрещенные слои корда под углом в 40-50 градусов. Но есть и недостатки - худшая управляемость и более низкая скорость движения. На практике диагональные шины устанавливаются на специальной технике, которая перемещается с небольшой скоростью и не имеет больших требований к устойчивости;
  • радиальные - более распространенный вариант шин. Особенность - медиальное направление слоев корда. Такая резина устанавливается на обычный грузовой транспорт, который осуществляет дальние грузоперевозки. Преимущество таких покрышек - отличное сцепление с дорогой и лучшая устойчивость автомобиля. Недостаток - высокая цена.

На практике в большинстве автомобильных хозяйств для экономии устанавливается два типа резины одновременно. С одной стороны, это позволяет снизить затраты, а с другой - ухудшает управляемость транспортного средства. Вот почему такой вариант крайне не рекомендован специалистами.

3. По наличию камеры шины делятся на:

  • камерные. В этом случае внутри покрышки находится камера, которая и наполняется воздухом;
  • бескамерные. Особенность такого изделия - закачивание воздуха исключительно между покрышкой и колесным ободом.

4. По рисунку протектора шины для грузовых авто можно классифицировать как:

  • дорожные  - предназначены для поездок по асфальтному покрытию;
  • универсальные - подходят для любой дороги;
  • повышенной проходимости - отлично справляются с поездками по любому бездорожью;
  • зимние - обеспечивают хорошую устойчивость при езде по заснеженной трассе и во время гололедицы.

5. По высоте профиля:

  • низкопрофильные;
  • сверхпрофильные;
  • широкопрофильные.

Для грузовых автомобилей оптимальный вариант - минимальная высота профиля, что обеспечивает максимальную устойчивость на дороге. С другой стороны, такую резину придется менять намного чаще. Что касается сверх- и широкопрофильных шин, то они больше подойдут для поездок по бездорожью, ведь обеспечивают лучшую проходимость и оптимальную устойчивость на дороге.



Примеры выбора

Правила выбора грузовых шин лучше всего рассматривать на прикладных примерах. Этим мы и займемся:

1. Покрышки для автобусов и машин на базе ГАЗ-53. Наиболее подходящая ширина резины для таких авто - У2 125/122 J. Что касается рисунка, то он должен быть универсальным. Такие покрышки изготавливаются на многих заводах России. Особенность - комбинированный тип каркаса, что позволяет успешно использовать резину на разных видах дорожного покрытия. Главный минус - высокая шумность и существенное сопротивление качению (если сравнивать с современными шинами).

2. Покрышки О-79 для автобусов ПАЗ. Особенность такой резины - высокий индекс нагрузки, который составляет 130/128К или же 133/131К. Особенность шины - возможность применения в любых условиях, тип каркаса - комбинированный. Главное отличие резины - высокий уровень износостойкости, хорошая самоочищаемость, уникальные тягово-сцепные качества. Все это позволяет применять резин на грязных дорогах, при движении по грунтовке или снегу.

В качестве альтернативы можно использовать покрышку типа КИ-111 производства Кировского завода, но по причине проблем с реорганизацией поставки шин на рынок становятся все более редкими.

Есть вариант и с китайскими шинами, которые по цене на треть дороже отечественной продукции. Но здесь вопрос выбора всегда решается в индивидуальном порядке.

3. Покрышки для МАЗ, КАМАЗ и аналогичных моделей. Здесь можно использовать цельнометаллокордовые шины из Китая. Многие их считают универсальными, но это не совсем так. Они классифицируются по виду протекторов (бывают повышенной проходимости, универсальные и дорожные) и по осям применения (ведущие, прицепные, рулевые и всепозиционные). Недостаток большинства китайских шин - ограниченность применения при движении по грунтовым дорогам и низкое качество сцепления на скольких покрытиях.

Что касается отечественных шин, выполненных на комбинированном каркасе, то все они относятся к категории всепозиционных. Для движения по грунтовым дорогам, асфальту или строительным площадкам оптимальный вариант - применение шин серии ИД0304, И-281 и прочие (рисунок в виде ромбов). Если и другой вариант покрышек - с «квадратиками» (Кама-310).

Несколько лет назад на отечественном рынке в продаже появились шины Bontyre. Их особенность - универсальность, высокое качество и хорошая проходимость.

Так что же лучше - китайский каркас ЦМК или комбинированный каркас отечественных шин? Здесь однозначного ответа нет. К примеру, покрышки ЦМК отлично справляются с высокими нагрузками и хорошо ведут себя на ровных дорогах. С другой стороны, они слишком чувствительны к ямам и ударам. Что касается покрышек с комбинированным каркасом, то они больше подходят для грунтовой или асфальтной дороги. Кроме этого, такие шины хорошо себя проявили на строительных площадках. При этом на практике покрышки с пробегом до 40 тысяч километров покупать нет смысла - они вряд ли окупятся.

4. Для тягачей можно купить шины двух видов:

  • региональные - качественные покрышки, которые подходят для плохих дорог;
  • магистральные. Основная область применения - движение по ровным дорогам. Если эксплуатировать их в других условиях, то высок риск быстрого износа.


Вывод

Выбор шин для грузовых автомобилей требует комплексного подхода. Только так можно выбрать качественные покрышки, которые отходят весь положенный срок эксплуатации, обеспечат повышенную проходимость, устойчивость и управляемость транспортного средства.

Стоимость ремонтаНайти запчасть