Выбор поршневых колец.
Поршневые кольца - один из ключевых элементов двигателя, влияющих на его ресурс и функциональность. Какие существуют виды поршневых колец? Каковы их особенности? В чем назначение данных узлов? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть

Любой автомобиль - комплекс узлов, каждый из которых исполняет определенную функцию. И здесь можно выделить как большие агрегаты, такие как двигатель или коробка передач, так и более компактные. При этом последние часто играют не менее важную роль в работе всего механизма, чем свои старшие «собратья». В частности, одними из главных «компактных» элементов являются поршневые кольца. В чем же особенности этих изделий? Как их правильно выбирать?



Назначение

Поршневые кольца - элементы, которые надеваются на поршень автомобиля, но при этом не замкнуты до конца. Они монтируются в специальных канавках, сделанных на каждом из поршней для установки колец. Если исходить из назначения элементов, то они делятся на несколько типов:

  • Компрессионные кольца - изделия, задача которых не допустить проход сгоревших газов к камере сгорания. Внешний диаметр такого кольца (если смотреть в профиль) немного больше, чем диаметр цилиндра. Следовательно, для установки компрессионного узла в нем вырезается небольшой участок, называющийся «замком».

  • Маслосъемные кольца монтируются во избежание попадания смазывающей жидкости из картера силового узла в камеру, где сгорает топливовоздушная смесь. Это реализуется, благодаря снятию лишнего масла с внутренней стороны цилиндра. Особенность колец - установка на уровне ниже, чем монтаж компрессионных «собратьев». Главное отличие от прошлого типа колец - наличие сквозных прорезей по всему периметру.

Немаловажная функция колец (в первую очередь компрессионных) - поддержание должного уровня герметичности в системе двигателя и правильного функционирования основных узлов мотора. Что касается маслосъемных элементов, то их задача - регулировка общего числа масла на внутренней части цилиндра. Здесь стоит выделить слово «регулировка». Есть мнение, что кольцо полностью снимает смазывающий состав. Это не так. Подобное действием могло бы привести к повышенному трению и чрезмерному нагреву силового узла. Последствия в данном случае могут быть катастрофическими и самое страшное из них - заклинивание.

Несмотря на качественно выполненную работу, часть газов все равно поступает из камеры сгорания  к картеру (даже у новых моторов). Такие «оплошности» колец являются допустимыми и не представляют большой проблемы для силового узла.

Функция уплотнения поршневыми кольцами называется «лабиринтным уплотнением». Особенность последнего - допуск определенной утечки газа, которая не должна быть больше 1,0%. Кроме уплотняющей и регулирующей функции, на поршневые кольца может возлагаться и ряд других задач, к примеру, отвод лишнего тепла.

Подводя промежуточный итог по сказанному выше, стоит выделить три задачи колец в поршневой системе:

  • удерживание необходимого (оптимального для работы) уровня герметичности;
  • контроль (регулировка) уровня масла, находящегося на стенках цилиндра, а также исключение его поступления в область сгорания топливовоздушной смеси;
  • охлаждение рабочего поршня с эффективным отводом тепла по направлению к стенкам цилиндра.

С каждой из упомянутых задач поршневые кольца справляются на «отлично». Им не помеха даже те критические условия, которые создаются в двигателе автомобиля - максимальные механические и тепловые нагрузки. Но здесь важно отметить, что четкость работы изделий во многом зависит от правильности выбора поршневых колец.



Виды колец

Если говорить более подробно, то можно выделить три вида кольца:

  • Верхнее компрессионное - кольцо, которому сложнее всего, ведь оно берет на себя наибольшую часть давления. В верхней точке такое изделие работает в режиме дефицита смазки (полусухого трения). Именно по этой причине для изготовления колец, как правило, применяется качественный чугун с молибденовым, хромовым или никелевым покрытием.

  • Среднее кольцо выполняет компрессионную и маслосъемную функцию. Нагрузка такого изделия меньше, чем у верхнего кольца, поэтому в особой прочности здесь нет необходимости. При изготовлении, как правило, применяется чугун с добавлением пластичного графита и серый чугун. Бывают ситуации, когда такие кольца выпускаются и со специальным покрытием (молибденом, хромом).

  • Нижние кольца для съема масла. Задача данного элемента - убрать лишнее масло и отправить его в картер. Здесь если и применяется хром, то только для обработки рабочих гребешков колец.


Как выбрать поршневые кольца?

Посетив магазин автомобильных запчастей, многие автолюбители теряются. Это не удивительно, ведь на выбор в них представлены десятки типов поршневых колец от разных производителей. Покупка без знания основных нюансов превращается в «рулетку» - высок риск прогадать.

Важно понимать, что качественные и оригинальные детали не могут стоить дешево в принципе. Хорошие кольца, как правило, изготавливаются из качественного материала и на современном оборудовании, что и обуславливает их высокую цену. Часто автолюбители гонятся за экономией и через время получают серьезную неисправность силового узла (к примеру, тот же клин). Так что в вопросе выбора лучше немного переплатить, чем потом избавляться от крупной суммы.

В качестве материала для изготовления колец поршней может использоваться:

  • Чугун. Его преимущество - отличное взаимодействие с чугуном, из которого выполнен сам двигатель (в частности, блок цилиндров). Особенности материала - возможность удерживать смазывающий состав и снижать общий износ трущихся элементов. Один из подвидов данного материала - пластинный чугун, отличающийся наличием упругой деформации. Это, в свою очередь, упрощает процесс монтажа данных изделий;

  • Нержавеющая сталь - материал, который все чаще применяется на современных авто. Особенность нержавеющей стали - наличие в составе хрома. Как следствие, узлы имеют такую же функциональность, как и полностью хромированные устройства. Кроме этого, нержавеющая сталь отлично справляется с высокими температурами, что делает ее более предпочтительной в сравнении с чугуном;

  • Молибден. Применение данного материала позволило разработчикам продлить ресурс силового узла и «жизнь» самих поршневых колец. Кроме этого, использование молибдена позволяет быстрее прирабатываться поршневым кольцам и выходить на свой оптимальный уровень работы. При этом молибден не полностью формирует кольца, как думают многие, а наносится лишь на внешнюю их часть. Основным материалом все равно остается чугун. По своим свойствам молибден ничем не хуже хрома (как в отношении устойчивости к температуре, так и к износу). Притом, что цена его часто доступна для автолюбителей. Вот почему молибденовые кольца становятся все более популярными.

Если планируется будущая расточка цилиндров (к примеру, при капремонте мотора), то предпочтение лучше отдавать наборным кольцам. Это значит, что стоит купить набор маслосъемных колец, из которых проще выбирать подходящие элементы. Главное отличие ненаборной и наборной детали - принцип действия устройства в момент прикосновения к зеркалу цилиндра. К примеру, когда поршень опускается к нижней («мертвой») точке, кольцо для съема масла прогибается в месте проточки, как бы прижимаясь к зеркалу цилиндрической области. Это дает возможность исключить проникновение лишнего масла.

Описанная функция возможна, благодаря конструктивным особенностям колец, обеспечивающим достаточную свободу перемещения. В случае когда маслосъемное кольцо является цельным, оно может выгибаться лишь одним краем без плотного соприкосновения со стенкой цилиндра.

Многие автолюбители отдают предпочтение тонким кольцам, ложно считая, что они помогут снизить вибрацию на максимальных оборотах, а также убрать опасное трение. С одной стороны, тонкие кольца действительно выполняют поставленную задачу даже в самых суровых условиях эксплуатации, а с другой - их использование может привести к более быстрому износу внешней части колец и цилиндров мотора.


Немаловажный фактор при выборе - материал, из которого производится кольцо. Выше мы рассматривали варианты, но при выборе нужно учитывать ряд моментов:

  • Верхнее кольцо берет на себя максимальную нагрузку, поэтому лучшим материалом для его изготовления является легированный чугун повышенной прочности. Такой материал отличается наличием в составе хрома или молибдена;

  • На высокооборотистых моторах лучше устанавливать кольца из стали. Если же выбрать изделия низкого качества, которые «собирают» слишком много масла, то высок риск повреждения мотора (особенно при частой работе на повышенных оборотах). В таких моторах масло попросту сгорает.


Чтобы выбрать надежные и функциональные кольца для поршней на авто с форсированным мотором, стоит учесть следующие моменты:

  • Ключевую роль в вопросе качества играет производитель изделия. Хорошо известный бренд не экономит денег на материале и обязательно проводит тестирование продукции перед выпуском;

  • Немаловажный момент - ширина колец, от которой зависит ресурс изделия. Если купить узкие кольца, то они действительно обеспечат герметичность. Минус лишь в быстром износе. Так что высокооборотистому мотору чрезмерно тонкие кольца не нужны.

Что касается «стандартных» моторов, которые привыкли работать с частотой оборотов до 6 500, то для них можно приобрести классические кольца (в частности, речь идет о компрессионных изделиях). Для форсированных моторов оптимальная ширина верхнего компрессионного кольца - 1,59 мм.

Часто проблема износа решается с помощью специальных колец, имеющих тонкий профиль. Главный минус таких деталей - высокая цена. С другой стороны, при наличии необходимых средств нелишне переплатить за качество. Такие кольца могут изготавливаться из различных материалов и могут иметь отличную ширину.



Итоги

Роль трех колец, которые установлены на поршнях автомобиля, вряд ли можно недооценить. От их качества зависит не только эффективность мотора, но и его ресурс, а также способность работы в сложных условиях эксплуатации.  Так что при выборе не стоит экономить. Лучше один раз переплатить на кольца, чем потом тратить деньги на капремонт мотора. С другой стороны, переплачивать за «сверхмодные» изделия не всегда нужно - иногда достаточно и обычных «классических» колец.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Выбор поршневых колец.