Как выбрать вязкость масла?
Многие автолюбители забывают о таком важном параметре, как вязкость масла. Что могут означать различные цифры и буквы? В чем суть вязкости? Опасна ли высокая вязкость? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Многие начинающие автолюбители при выборе двигательного масла совсем не учитывают параметр вязкости. И не потому, что действуют целенаправленно или хотят сэкономить на покупке – просто не знают, какими являются оптимальные обозначения и каков их смысл. Иногда может помочь консультация продавца в магазине, но в большинстве случаев квалификация таких «специалистов» оставляется желать лучшего.

При выборе вы сами должны четко знать, какое масло необходимо для двигателя авто, что означают «загадочные» цифры нанесенные на канистру, а также какие могут быть последствия от неправильного выбора. Именно с этими вопросами и разберемся более подробно.


В чем суть вязкости?

Мы не можем обсуждать различные цифры и буквы на этикетке смазывающего вещества, пока вы не поймете значения вязкости. Вспомним основную задачу масла – смазывание основных делателей мотора во избежание сухого трения между деталями узла и, соответственно, перегрева.

Качество состава и его свойства не должны меняться в зависимости от температурного режима работы двигателя, который может находиться в широком спектре. Представьте себе состояние смазывающей жидкости в автомобиле, простоявшем ночь на морозе и после длительной поездки в самый пик жары. Лучше, конечно, менять масло зимой и летом, но это делают далеко не все. Следовательно, во избежание неприятностей продукт должен быть универсальным.

Запомните, что высокие температурные показатели мотора (к примеру, те же 95 градусов) еще не значат, что масло имеет аналогичную температуру. На практике смазывающий состав достигает значений на 40-50% выше (здесь все зависит от температуры окружающего воздуха, скорости движения и так далее). Именно поэтому выбор масла должен производиться индивидуально. Только так можно рассчитывать на максимальный КПД.

Одной из основных характеристик при выборе является вязкость – способность масла при любой температуре оставаться на всех элементах двигателя и показывать наибольшую эффективность (сохраняя при этом идеальные параметры текучести).

Кроме этого, для облегчения выбора автолюбителей, была придумана специальная классификация. По ней можно понять, в каких температурных режимах изделие с той или иной вязкостью способно показывать оптимальные характеристики.


Буквы и цифры на этикетке

С вязкостью разобрались, поэтому переходим непосредственно к рассмотрению чисел, знаков и букв на этикетке. Что мы видим? К примеру, возьмем одно из наиболее популярных обозначений – 10W-40.

Параметр «10W» дает очень полезную информацию автолюбителю:

  • во-первых, цифра перед «W» показывает, при какой температуре возможен беспроблемный завод двигателя. Чтобы произвести расчет данного показателя, необходимо от 10 отнять 40. Следовательно, мотор заведется (без прогрева) на морозе -30 градусов Цельсия. Это тот температурный уровень, при котором будет обеспечено попадание должного объема смазывающей жидкости в мотор и обеспечение им всех трущихся деталей. Что касается хорошо прогретого узла, то здесь уже вязкость роли не играет;
  • во-вторых, отнимаем от цифры «10» цифру «35» и получаем  – 25 градусов Цельсия. Этот параметр означает, при каком «минусе» двигатель будет проворачиваться. Конечно, данный показатель усреднен, но принцип такой.

Таким образом, при выборе по первой цифре необходимо учитывать зимние температуры вашего края. Если, к примеру, в самые суровые холода температура не опускается ниже 10-15 градусов мороза, то можно покупать масло с любым параметром вязкости.

Второй параметр «40» говорит о вязкости масла при достижении двигателем больших температур. Здесь нельзя говорить о каких-то конкретных расчетах, ведь показатель универсальный (сборный). Следовательно, стоит верить и уповать рекомендациям завода изготовителя.


Какой вязкости стоит отдавать предпочтение?

Как утверждают многие мастера, в вопросе вязкости действует логичный принцип «чем выше высокотемпературный уровень вязкости, тем лучше». Чаще всего масло с большой цифрой после «W» заливается в спорткары. С другой стороны, если вы заполните таким изделием свой двигатель, то он не покажет чудес - это самообман. Наоборот, такими действиями можно угробить мотор и принести себе массу новых расстройств. Следовательно, доверяйте производителю своей машины и заливайте масло только с теми характеристиками, которые он рекомендует.


Лучше брать изделие с высокой или низкой вязкостью?

Данный вопрос часто задают посетители в автомагазинах и водители на форумах. И действительно, какое обозначение будет более предпочтительным 5W-40 или, к примеру, 10W-50? На эту тему можно рассуждать бесконечно, но ответ все равно будет один – выбирать масло, тип которого указан в сервисной книжке. Плюс ориентируйтесь на погодные условия своего региона.


Прогрев мотора и уровень вязкости. Есть ли зависимость?

Представим ситуацию, когда ваш автомобиль простоял целую ночь на морозе. Естественно, в таких условиях масло существенно загустело, и его вязкость стала выше рабочего уровня. Что получается? В первое время имеет место повышенная сила трения, что приводит к снижению мощности двигателя. На этом фоне часто даются рекомендации использовать масла с высокой вязкостью, ведь за счет повышенного трения они  много быстрее нагреваются.

Важно помнить, что до момента достижения рабочей температуры перегружать мотор опасно. Уже доказано, что один прогрев мотора в сильную стужу «съедает» около 400-600 километров моторесурса (вот такая вот «картина»). Не забывайте, что со временем зазоры между элементами мотора увеличиваются, поэтому износ уже не стольк значительный.


Как меняется вязкость на хорошо прогретом моторе?

Греется двигатель, увеличивается и температура масла. При этом показатель вязкости последнего снижается, а толщина смазочной пленки на элементах двигателя становится минимальной. Что дальше? При уменьшении вязкости снижается трение, что приводит к уменьшению температуры смазывающей жидкости. Это, в свою очередь, способствует росту вязкости и так далее. В общем, получается полноценный рабочий цикл.


Опасна ли высокая вязкость?

Если купить и залить в двигатель масло с чрезмерно большой вязкостью, то при достижении оптимальных температур данный параметр будет оставаться на недопустимо высоком уровне. Это значит, что элементам двигателя придется преодолевать дополнительное сопротивление, что приведет к постоянной работе в условиях перегрева. Как следствие, снижает моторесурс мотора. Но при форсированном разгоне, когда поршневая система начинаю работать более активно, можно выйти на безопасные показатели вязкости.

Высокие параметры вязкости если и повлияют на ресурс или качество работы двигателя, то не скоро. Это может стать заметным только через 100, а то и 200 тысяч километров.


Что будет, если вязкость слишком низкая?

А вот здесь ситуация может быть много опаснее. В частности, при повышенных оборотах и большой скорости движения пленка на элемента двигателя может оказаться слишком тонкой. При этом масло начнет буквально «сгорать». В итоге можно получить «клин», а вот это уже страшно. Следовательно, покупать масло с меньшей вязкостью намного опаснее, чем с большей.


Основные стереотипы автолюбителей

Парадоксален тот факт, что не все водители понимают, какое масло и для чего они льют в мотор авто. Насмотревшись рекламы, они отправляются за покупкой «крутого» изделия для спорткаров. Это в корне неверный подход. Подобная глупость может привести к серьезным проблемам с мотором. Вам это нужно?

Еще одно ошибочное мнение касается выбора вязкости. Есть водители, которые покупают масло с завышенным показателем рассматриваемого нами параметра. Объясняются они это просто, мол, машина была разработана задолго до выпуска нового изделия, поэтому разработчик не мог указать данный продукт в списке рекомендуемых. И снова-таки, такой подход ошибочен.
 


Выводы

Таким образом, обозначения на канистре с маслом – это не просто цифры и буквы. Это важная информация, которую вы должны уметь расшифровывать, понимать и применять на практике при выборе масла. Удачи.


Стоимость ремонтаНайти запчасть