Как выбрать зарядное устройство для АКБ?
Аккумулятор – один из самых важных элементов автомобиля. К слову, у опытных водителей данное утверждение не вызывает сомнений. Задача данного устройства – питание всего электрооборудования (в том числе и стартера) до момента запуска двигателя. Зарядное устройство будет всегда полезным в гараже для каждого автовладельца. Какие существуют типы аккумуляторов? Каким образом выбрать АКБ правильно? Какие нюансы являются наиболее важными при его приобретении? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Аккумулятор – один из самых важных элементов автомобиля. К слову, у опытных водителей данное утверждение не вызывает сомнений. Если сомневаетесь, попробуйте снять аккумулятор с машины и хотя бы несколько метров проехаться. Вот-вот, не выйдет. Задача данного устройства – питание всего электрооборудования авто (в том числе и стартера) до момента заводки двигателя. Только потом к работе подключается генератор.

Наряду со своей важностью АКБ – крайне ненадежный элемент. Почти у каждого автолюбителя бывали случаи, когда аккумулятор разряжался в самый непредсказуемый момент. К примеру, вы оставили машину в гараже с включенной сигнализацией, лампочкой в салоне или ближним светом, а через несколько дней (или даже часов) натолкнулись на совершенно разряженный источник питания.

Да что и говорить – разрядить батарею может и несколько неуспешных попыток завести двигатель в мороз. В общем, какая бы не была причина, ситуация явно не из приятных. В такой ситуации на помощь может прийти качественное зарядное устройство для автомобиля. Остается совсем немного – сделать выбор надежного ЗУ и купить его.



Типы аккумуляторов

Итак, для начала нужно знать, какие бывают виды аккумуляторов и в чем их особенности:

  • Традиционные АКБ имеют стандартные свинцовые пластины, в которых содержится более 5% сурьмы. Последнюю добавляют с целью повысить общую прочность пластин. Именно сурьма часто приводит к такому эффекту, как «кипение» аккумулятора, который может начаться уже с 12 Вольт. При этом объем воды в АКБ снижается, что вынуждает постоянно доливать дистиллированную воду. Такие аккумуляторы хороши простотой обслуживания. Но подливать в них воду, проверять плотность и заряжать (при необходимости) желательно хотя бы один раз в месяц. К слову, традиционные источники питания стали уже редкостью и их почти нет на прилавках магазинов.

  • Малосурьмянистые аккумуляторы особенны тем, что в них меньше сурьмы (всего 5%). Этого хватило, чтобы уменьшить эффект саморазряда и отказаться от столь частой проверки источника питания. Такие АКБ чаще обслуживаются частично или же вообще не требуют от владельца каких-либо работ. Вода, конечно, может «кипеть», но уже не столь активно. Основной плюс такого устройства – неприхотливость в эксплуатации, низкая цена и надежность даже при резких перепадах напряжения.  Данный вид АКБ часто находит себе место на отечественных авто, в которых колебания напряжения в бортовой сети могут быть весьма существенными.

  • В кальциевых источниках питания на замену сурьме пришел кальций. Именно он теперь есть в свинцовых пластинах устройства. Узнать такие АКБ можно по обозначению «Са/Са». Благодаря особой конструкции, снижение объема воды стало менее существенным. Следовательно, проверять плотность и уровень электролита нет необходимости. Плюс таких устройств – долгий срок службы, надежность и отсутствие «страха» перед перезарядом. Минус – чувствительность к частым  переразрядам и высокая цена. К слову, достаточно несколько раз перезарядить такой аккумулятор, чтобы он вышел из строя. Кальциевые источники питания чаще всего устанавливаются в иномарках.

  • Гибридные АКБ совмещают в себе две технологии. Здесь одни пластины сделаны кальциевыми («-»), а другие – малосурьмянистные («+»). Преимущества такого устройства – низкий расход воды и высокая устойчивость к перезарядам.

  • Гелевые аккумуляторы особенны тем, что вместо электролита внутри емкости находится гелий. Следовательно, этим АКБ не страшны наклоны, они обладают низкой скоростью саморазряда, способны выдавать высокие токи до момента полного разряда. Из минусов – недопустимость быстрого заряда (для них необходимо выбирать зарядные устройства с меньшим током зарядки) и повышенная чувствительность к низким температурам. В условиях правильной эксплуатации может работать до 10 лет.

  • Щелочные АКБ бывают никель-железные и никель-кадмиевые. В обоих случаях в качестве электролита выступает раствор КОН. Преимущества таких аккумуляторов – устойчивость к переразрядам и перезарядам, надежная работа при минусовых температурах, низкий саморазряд, отсутствие вредных испарений. Минусы – меньший уровень напряжения, чем у кислотных АКБ, а также высокая цена.

  • Литий-ионные батареи часто применяются в качестве дополнительных источников питания. К их преимуществам можно отнести высокую удельную емкость, низкий уровень саморазряда и более высокое напряжение от каждого отдельного элемента. Минусы – чувствительность к низким температурам, низкое число циклов разряда-заряда, чувствительность к полным разрядам, склонность к «старению».


Методы заряда

При выборе зарядного устройства вы должны знать, что заряд АКБ может обеспечиваться тремя способами:

  • Подачей постоянного уровня тока. В этом случае почти все виды аккумуляторов заряжаются быстрее. Недостаток данного метода – быстрое «старение» батареи и скорый выход ее из строя;

  • Подача постоянного уровня напряжения. Особенность данного метода – активная зарядка аккумулятора в первые несколько часов и снижение скорости заряда к концу. К слову, именно это считается основным недостатком;

  • Совмещенный (комбинированный способ) – лучший вариант. В этом случае задействуются два указанных выше способа подзаряда.


Виды зарядных устройств

По конструкции можно выделить два основных типа ЗУ. Рассмотрим каждый из них более подробно:

  • Трансформаторное зарядное устройство есть в гараже почти каждого автолюбителя. Принцип действия – осуществление заряда АКБ постоянным током. Эта методика заряда считается одной из наиболее простых и доступных сегодня. В комплектации ЗУ – трансформатор, выпрямительные диоды, сопротивление (для ограничения тока) и светодиод (для индикации заряда или включенного состояния). Основная задача – преобразование тока без изменений частоты. К недостаткам можно отнести большой вес и габариты.

  • Импульсные ЗУ  также имеют трансформатор, но у них меньшие габариты. При этом работа ведется на более высоких частотах.



По принципу действия зарядные устройства бывают двух видов:

  • Зарядно-предпусковые ЗУ отличаются тем, что способны заряжать и подзаряжать АКБ. При этом проводить все манипуляции можно без отключения источника от общей сети. Распознать подобный вид устройств можно по тонким проводам.

  • Зарядно-пусковые устройства могут работать в двух основных режимах – в пусковом режиме и в режиме заряда (подзаряда). В отличие от прошлого вида данный тип ЗУ нужно подсоединять к аккумулятору, который полностью отброшен от бортовой сети (в противном случае можно повредить проводку в автомобиле). За счет прохождения большого тока провода имеют много большее сечение.



Предлагаемые в магазинах зарядные устройства различаются также и по источнику питания. В частности, есть два вида:

  • Аппараты, работающие от сети 220 вольт. Их преимущество – удобство, надежность и простота в обращении. При наличии розетки в гараже можно время от времени производить подзаряд аккумулятора.

  • Зарядные устройства, работающие от прикуривателя (номинальное напряжение питания – 12 Вольт). Преимущество таких устройств – высокая скорость заряда АКБ, которая во многом зависит от емкости последнего. Но такие зарядные нельзя отставлять без присмотра на долгое время – есть опасность перезарядить аккумулятор, что для некоторых устройств (как мы уже упоминали выше) является губительным.


Полезные рекомендации по выбору

При покупке зарядного устройства учитывайте несколько полезных рекомендаций:

  • Во-первых, изучите особенности бортовой сети машины в отношении максимально допустимых токов, параметров предохранителей, рекомендаций завода-изготовителя и так далее. Почитайте инструкцию зарядки применительно к АКБ, установленной на вашем авто;

  • Во-вторых, покупайте только качественные зарядные устройства в официальных точках. На рынке есть большая вероятность нарваться на товар низкого качества, к примеру, китайский продукт под брендовым «именем»;

  • В-третьих, при выборе отдавайте предпочтение ЗУ, которые имеют небольшой запас по току. Не рекомендуется, чтобы во время подзаряда устройство работало на пределе своих возможностей;

  • В-четвертых, отдавайте предпочтение ЗУ, имеющим комплексный режим заряда (мы уже об этом упоминали);

  • В-пятых, помните, что стрелочная индикация способна показывать ключевые параметры заряда с большей точностью, чем более модные светодиодные указатели;

  • В-шестых, не стоит покупать ЗУ под конкретный АКБ, который в данный момент установлен на вашей машине. Учтите, что уже завтра вы можете купить другой аккумулятор, поэтому лучше отдавать предпочтение универсальным «зарядкам;

  • В-седьмых, требуйте от продавца полного и корректного заполнения чека на товар, а также квитанции об оплате. Данные документы обязательно пригодятся, если прибор вдруг окажется низкого качества и потребуется его замена;

  • В-восьмых, автолюбители, которые живут в местах с теплым климатом, редко нуждаются в ЗУ. И наоборот, если человек живет в местности с холодным климатом, то наличие такого устройства будет весьма кстати.


Выводы

Помните, что от выбора ЗУ напрямую зависит срок жизни аккумулятора и эксплуатация вашего автомобиля, поэтому подойдите к этому вопросу с максимальной ответственностью. Удачи.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Как выбрать зарядное устройство для АКБ?