Замена щеток стартера.
Перекос или износ щеток стартера — проблемы, которые зачастую приводят к проблемам с запуском двигателя (мотор заводится не с первого раза или коленвал не прокручивается вовсе). О каких особенностях конструкции данного узла важно знать для точной диагностики и выполнения ремонтных работ? Каким образом выявить неисправность и какие пути ее устранения существуют на сегодняшний день? Каким образом осуществляется замена щеток стартера и что необходимо делать для продления срока жизни данного узла? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Для многих автовладельцев проблемы с пуском мотора являются обычным делом. При этом не всегда удается понять, в чем причины такой неисправности. Точнее, завести двигатель все-таки удается, но не всегда с первого раза. При этом из подкапотного пространства доносится странный визг, наталкивающий на определенные мысли о необходимости ремонта. Одна из вероятных причин — вышедшие из строя щетки стартера, требующие проверки, а впоследствии и замены. Как выявить поломку? Что делать в такой ситуации? Как поменять щетки стартера? Эти вопросы  требуют разъяснения.



Общие положения

Стартер — специальный механизм, главной задачей которого является раскручивание коленвала и пуск мотора. Если устройство неработоспособно или функционирует со сбоями, возникают определенные проблемы с пуском. Несмотря на свою компактность, стартер с легкостью вращает маховик и весь механизм силового узла. Такая нагрузка делает свое дело, и со временем изделие выходит из строя (средний ресурс 6-7 лет).

Конструктивно стартер состоит из следующих элементов:

  • Кожух, имеющий вид цилиндра. Внутри корпуса расположен сердечник и обмотки;

  • Якорь, сделанный в форме оси. В качестве материала в процессе производства используется легированная сталь. На якоре крепятся коллекторные пластинки и сердечник;

  • Втягивающее реле. Именно через это устройство поступает напряжение на моторчик стартера. Кроме того, к функции реле относится выталкивание муфты;

  • Приводная шестеренка и муфта обгонного типа. Именно эта пара обеспечивает вращение маховика. Когда мотор пущен, венец и шестеренка разъединяются, что гарантирует сохранение целостности стартера;

  • Щеткодержатели и щетки — устройства, которые подают напряжение на коллекторные пластинки якоря. В период главного рабочего цикла задачей этих устройств является увеличение мощности электрического мотора.

Как это работает? Водитель автомобиля активирует систему путем поворота ключа в замке зажигания. При этом напряжение подводится к реле тягового типа. После этого производится втягивание сердечника, включение рычажной передачи и ввод шестеренки электрического моторчика стартера в зацеплении.

Как только контактная группа замкнулась, по ней проходит электрический ток, поступающий к двигателю и раскручивающий коленвала основного силового агрегата. После его пуска маховик и мотор вращаются независимо друг от  дружки. Как только ключ возвращается в исходную позицию, на место возвращаются и остальные детали.

По сказанному выше понятно, что стартер — ключевой механизм автомобиля. При этом в процессе эксплуатации возможно появление различных проблем — медленное вращение или отказ от срабатывания. Но возможны и менее серьезные ситуации, когда коленчатый вал вращается с меньшей скоростью. Здесь причиной бывает износ щеток и ухудшение их контакта с поверхностью. Но обо всем подробнее.



Как диагностировать, что щетки требуют замены?

Стоит отметить, что проблемы с пуском не обязательно связаны с выходом из строя щеток. Для начала стоит убедиться в нормальном заряде АКБ с последующей зарядкой источника питания. Если проблема не устранена, стоит продолжить поиск текущих неисправностей.

Следующим этапом проверки как раз и является оценка исправности стартера. Первый шаг — демонтаж узла (для начала без разборки). Важно убедиться, что моторчик устройства будет работать отдельно. Для проверки достаточно подвести «плюсовой» проводник непосредственно к устройству. Если мотор запустился без проблем, сложности возникли во включающем реле. Если стартер так и не сработал, с большой вероятностью неисправность вызвана щетками.

Важно понимать, что этот узел со временем изнашивается и нуждается в замене. Если проверка показала снижение длины щеток ниже 6 мм, это свидетельствует о необходимости установки новой детали. В противном случае щетки уже не смогут выполнять поставленных задач.

Еще одна вероятная причина проблем — ошибочный монтаж щеток в специальном держателе. В этом случае изделия вроде бы и установлены, но при этом сильно перекошены. Чтобы диагностировать поломку, при пуске стартера отдельно от мотора обращайте внимание на ряд моментов. Если устройство работает в каком-либо одном положении, а в другом проблемы отсутствуют, неисправность кроется в качестве контакта.

Если устройство работоспособно, щетки находятся в плотном контакте с коллектором моторчика и соприкасаться с пружинкой. При этом наличие небольшого расстояния все равно необходимо (это закладывается еще на заводе). В случае постепенного износа щетка сильнее упирается в держатель, что гарантирует отличный контакт за счет массы пружинки. Достаточно в незначительной степени изменить положение мотора или стартера, чтобы с пуском возникли проблемы.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что возможно два варианта неисправности (касательно щеток) — износ или перекос. В обеих ситуациях может возникнуть необходимость замены щеток. Многие называют эту процедуру простой и незамысловатой. На практике здесь важно четко соблюдать алгоритм действий, о котором и пойдет речь ниже.



Как заменить щетки стартера: полезные советы

Если решение по самостоятельной замене принято, и необходимое время выделено из плотного графика, стоит отбросить сомнения и приступать к делу. При четком следовании инструкциям с поставленной задачей без труда справится даже новичок, ранее не имеющий опыта ремонта машины. При этом первое, с чего требуется начать — купить щетки для и последующей установки вместо уже негодных изделий. Как только новое изделие под рукой, сделайте следующее:

  • Снимайте «минусовой» проводник с клеммы пуска мотора. На этом же этапе разбирайте соединение между двумя крышками (коллектора и вала). Фиксация последних производится с помощью специальных болтов крепления;

  • Демонтируйте крышку, а после нее — остальные узлы (прокладку, уплотнительное колечко (их два), а также зажим кольцевого типа). Чтобы исключить проблемы в процессе сборки, складывайте названные выше узлы в одно место (так они не растеряются);

  • Откручивайте болты фиксации с коллекторной крышки. Задача этих изделий заключается в объединении крышки с корпусом. После этого снимайте крышку и получайте доступ к держателям щеток;

  • Осматривайте состояние проблемных узлов и доставайте узел со стартера в сборе (одновременно со щетками). Когда вы достанете держатель, благодаря действию пружин, щетки выдавливаются самостоятельно;

  • Осматривайте все элементы стартера. В нашем случае отдельное внимание уделяйте состоянию щеток. Меняйте те детали, которые после внешнего осмотра требуют замены. Здесь редко возникают проблемы — достаточно изъять старые щетки и смонтировать на их место новые. Сразу после демонтажа щеткодержатель желательно протереть;

  • После завершения процесса снятия пластин щеток не обойтись без центровки устройства. Помните, что в случае ошибочной установки ожидаемого результата добиться не выйдет. После этого надевайте фиксатор щеток и возвращайте на место пружинку.

Как только упомянутые работы выполнены, ставьте на место крышку коллектора, натягивайте сверху кольцо уплотнения и ставьте прокладки. Следующим этапом является монтаж болтов, надежно удерживающих крышку коллектора. Далее поочередно устанавливаются на место прокладки, кольцо уплотнение и зажим.

Теперь можно приступать к установке крышки вала (монтируется сверху коллектора). Вкручивайте болты и хорошо их протягивайте. После завершения сборки ставьте все на место и делайте пробную заводку мотора. При отсутствии проблем с пуском можно себя поздравить — все сделано правильно. Если же сложности устранены не были, рекомендуется обратиться на СТО за консультацией квалифицированных специалистов.

В завершение стоит напомнить, что в процессе выполнения работ запрещено форсировать события. Здесь важна внимательность и четкое следование заданному алгоритму. Если вы взялись за самостоятельный ремонт, сделайте все на высшее уровне, прочищайте детали и проверяйте их на факт работоспособности.



Секреты замены щеток стартера на зарубежных авто

Рассмотренный выше алгоритм действий в большей степени подходит для отечественных автомобилей (в первую очередь, ВАЗ). Если же вы — владелец иномарки, подходы могут различаться. Здесь алгоритм замены щеток следующим:

  • Снимайте стартер. Часто уже на этом этапе возникают проблемы, ведь многие механизмы закрывают доступ к устройству. Во избежание проблем стоит разобраться в конструктивных особенностях изделия и действовать с учетом рекомендаций завода-изготовителя;

  • Достать изношенные щетки и поставить на их место новые в иномарке не всегда удается. Сложность в том, что подходящие детали зачастую приходится заказывать и долгое время дожидаться их доставки. При этом стоимость новых деталей зачастую выливается в крупную сумму.

Как поступить в такой ситуации? Одно из распространенных решений автовладельцев  заключается в покупке классических щеток, изготовленных из меди и графита. Проблема в том, что конструктивно они редко подходят к стартеру иномарки. Единственным решением в этом случае является «дотачивание» изделия с помощью напильника до требуемого размера (важно добиться сходства). Такой вариант нельзя отметать полностью, но для его реализации все-таки требуется определенное мастерство от автовладельца. Ручная доработка особенно выручает, когда доставка деталей занимает не один месяц времени, а машина  требуется здесь и сейчас.

Если решение отдано самостоятельной доработке, стоит помнить и о рисках работы. Так, остается опасность перемыкания «полюса» на массу. Распознать такую проблему несложно по странному звуку, имеющему вид  треска. В такой ситуации требуется дополнительная доработка изделия.

Как сделать проще? Если нет желания возиться с машиной самостоятельно, можно пойти другим путем — пригнать авто на СТО, передать мастеру необходимую сумму и забрать машину через оговоренное время в уже готовом для последующей эксплуатации виде. Главный минус в этом случае — необходимость дополнительных затрат на обслуживание.



Итоги

В завершение стоит привести ряд полезных советов, позволяющих продлить срок службы устройства. Здесь важно учесть следующее:

  • При пуске мотора стартер должен включаться на 12-15 секунд. Удерживать его в сработанном состоянии дольше не желательно из-за риска разрядки АКБ или перегрева узла. Если первая попытка оказалась неудачной, второй раз можно пробовать пускать двигатель через 25-30 секунд. Если три пуска не дали результата, стоит искать другие причины выхода устройства из строя. Проблема может скрываться в зажигании или питающей системе;

  • После включения мотора стоит сразу отпускать ключ. В противном случае возрастает риск повреждения муфты свободного хода;

  • Перемещение машины с помощью стартера запрещено. Если не следовать этому совету, высок риск перегрузки устройства и его выхода из строя;

  • При появлении подозрений на износ щеток стоит незамедлительно произвести проверку и замену изделия по описанной выше схеме.

По сказанному выше понятно, что замена щеток стартера — задача, решение которой доступно каждому. Главное — четко следовать алгоритму и устранять поломку сразу после появления.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Замена щеток стартера.