Замена втулок стабилизатора. Инструкция.
Подвеска автомобиля, отвечающая за комфортабельность и безопасность поездки, состоит из множества деталей, среди которых выделяется два элемента - втулка и стабилизатор. Какие функции берет на себя стойка автомобиля и из каких конструктивных элементов она состоит? В каких случаях рекомендуется производить замену втулки стабилизатора и по каким признакам проще выявить ее неисправность? Какой инструмент должен быть подготовлен для выполнения данного вида работ и какую последовательность при этом необходимо соблюдать? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть

В процессе эксплуатации авто владельцы неизбежно сталкиваются с необходимостью ремонта «железного коня». При этом наибольшего внимания заслуживают элементы ходовой системы и ее элементов. В частности, одним из наиболее слабых звеньев являются втулки стабилизаторы, которые требуют периодической замены. Как устроены эти элементы? Каким принципам стоит следовать в процессе  замены? Как поменять передний стабилизатор?



Устройство и назначение стойки

Важность переднего стабилизатора сложно переоценить. Он выполняет ключевую функцию в работе транспортного средства, а втулки и стройки устройства представляют собой неотъемлемую часть конструкции. Задача стойки - соединить центральный элемент подвески и стабилизатор. Так, в подвеске независимого типа для передних колес стойка стабилизатора объединяет поворотный кулак с системой стабилизатора. Для обеспечения подвижности подвески по краям устанавливаются специальные шарниры.

Конструктивный элемент прост в исполнении и эффективен. Деталь имеет вид штока длинной 5-20 см. По краям находятся шарниры, обеспечивающие подвижность. Они привариваются к устройству под прямым углом, что и гарантирует нормальную функциональность. По конструкции шарнир похож на наконечник рулевой тяги. В его составе - шарнирный палец и обойма.

Для фиксации стоек к остальным элементам подвески на краях шарнирных соединений предусматривается резьба для последующего накручивания гаек. С целью обеспечения защиты шарнирных соединений стоек были разработаны специальные пыльники, которые полностью герметичны и «набиты» смазывающим составом. Особенность смазки - средняя густота, гарантирующая сохранение свойств даже при изменении погодных условий (перепадах температуры).

Выпускается и еще один вид стоек, имеющих простейший крепеж и одно шаровое соединение. С того края, где стойка крепится к подвеске (точнее, ее стабилизатору), крепеж имеет вид сайлентблока. При этом в переднем стабилизаторе предусмотрена специальная проушина, в которую продевается тот конец стойки, в котором расположена резьба под гайку.

Стойки стабилизатора бывают двух типов - симметричные (устанавливаются с применением разных технологий) и несимметричные (шарниры находятся в разных позициях - слева и справа).

Конструктивно стойка выполняется таким образом, чтобы ограничить подвижность во время поворота. Объяснить это легко. В момент входа в поворот на машину действует десятки разных сил. Чтобы исключить повреждение конструкции, должна применяться стойка стабилизатора, способная выдерживать большие нагрузки.

Втулка - ключевой элемент стойки, который играет главную роль в функционировании всей системы. По типу нагрузки втулки берут на себя выполнение тех же задач, что и стойки стабилизатора. Разница только в том, что на них действует большая нагрузка. Так, амортизатор фиксируется к несущей конструкции машины с применением упругого изделия. При этом втулка принимает на себя большую часть ударов от колес. Конечно, амортизатор гасит часть колебаний, но этого мало. Кроме этого, втулка берет на себя нагрузку, возникающую от трения штанги при ее прокручивании по отношению к кузовной части.

Сегодня выделяется два типа втулок - сферической формы и выполненные из резины. Неисправность этого элемента может стать причиной больших проблем с управляемостью и устойчивостью автомобиля, поэтому при наличии неисправностей и дефектов изделие стоит поменять. При этом мастера рекомендуют менять резиновые конструкции на изделия из полиуретана, имеющего больший ресурс.



Когда менять?

Опытный автолюбитель быстро распознает неисправность втулок по появлению характерных шумов при движении на большой скорости или в процессе преодоления серьезных препятствий. Как показывает практика, установка новых втулок положительным образом сказывается на сроке службы стоек и особенности их работы.

Причиной быстрого износа является ухабистость дорог, что заставляет делать ремонт чуть ли не каждые 20-30 тысяч километров. К главным признакам, которые позволяют диагностировать неисправность, стоит отнести:

  • Появление стука в процессе движения машины. Посторонние шумы больше всего заметны при проезде препятствий, к примеру, «лежачих полицейских»;

  • Автомобиль начинает вести себя некорректно - постепенно уходит в сторону, начинает «плыть» при совершении резких маневров;

  • В процессе выполнения поворота можно заметить крен машины, который доставляет дискомфорт водителю и пассажирам, а также снижает устойчивость авто на дороге;

  • Происходит сильное раскачивание кузова в процессе резкого торможения или поворота на скорости. При этом стойки амортизатора могут быть исправны.

Диагностировать неисправность несложно и своими руками. Первое, что стоит сделать - подтянуть шарниры, для чего может пригодиться обычная монтировка. Сначала выкручивается колесо, после чего стойка раскачивается рукой из стороны в сторону. При наличии люфта даже в случае прикладывания небольших усилий, шарниры придется поменять.

Следующий момент, которому стоит уделить внимание - пыльники. При наличии явных следов трещин или других механических повреждений, течи масла или прочих проблем, ремонт обязателен. В противном случае стойки не «проживут» и тысячи километров.

Чтобы определить источник стука в процессе движения, стоит привлечь в помощь напарника. Сам автомобиль загоняется на смотровую яму (эстакаду). Один человек производит расшатывание машины, а другой - старается уловить посторонние звуки. Одновременно с этим стоит пытаться определить, с какой из сторон доносится посторонний шум. Если проявить достаточное внимание, то с определением места повреждения проблем не будет.

Учтите, что замену неисправного узла стоит производить в кратчайшие сроки. Если не предпринимать никаких мер, то возрастает риск разрыва стойки, что чревато последствиями для здоровья и жизни. Лучше сразу заменить неисправный узел и чувствовать себя спокойно.



Замена втулок стабилизатора - пошаговая инструкция

Часто новички оттягивают процесс замены втулок, считая эту работу сложной и непосильной для себя. Это не так. При правильной организации процесса замена неисправных узлов занимает минимум времени, а само процесс состоит из нескольких шагов:

  • Демонтаж удерживающих болтов хомута;

  • Отвод стабилизатора в одну из сторон для открытия доступа к устройству. Кроме этого, такая процедура - шанс избежать ошибок в процессе установки нового устройства;

  • Демонтаж разрушенных втулок, которые подлежат замене и установка на их место новых комплектующих.

Все описанные действия можно реализовать своими руками или воспользоваться услугами мастеров СТО. При этом учтите, что своевременная замена втулок стабилизатора гарантирует дополнительный комфорт в процессе поездки по неровным дорогам, а также упрощает процесс преодоления различных препятствий. Кроме этого, Установка новых втулок - шанс уменьшить риск износа стоек.



При отсутствии необходимого опыта в замене втулки стабилизатора стоит воспользоваться информацией, которая приведена ниже. Алгоритм выполнения работ следующий:

  • Подготовьте необходимый инструмент. Здесь потребуются два ключа на «пятнадцать» и «семнадцать», ключ на «двадцать четыре», ключ на «тринадцать» (для болтов подрамника), ключ на «десять» (необходим для снятия саморезов) с защиты мотора, а также смазка WD-40. Кроме этого, подготовьте винтовой домкрат и графитовую смазку. Для большего удобства выполнения работ потребуется труба, имеющая диаметр в 15 мм. Это устройство должно использоваться в виде рычага. Кроме этого, в ряде случаев потребуется головка на «двадцать семь» (применяется в виде прокладки между кузовной частью и подрамником).

  • Фиксируйте машину в одном положении. Сделать это можно с помощью ручника и установки противооткатных опор.

  • Демонтируйте колеса. При этом с правой стороны арки снимайте задний щит защиты мотора (для этого потребуется ключ на «десять»). Далее выкручивайте пару саморезов.

  • Обработайте с помощью WD-40 крепеж стойки стабилизатора, а также болты хомутов с левой и с правой стороны.

  • Задействуйте рожковый ключ на «семнадцать» для поиска пазов на пальце стойки, расположенной с левой стороны. Как только пазы найдены, фиксируйте в них ключ.

  • Выкручивайте с помощью накидной части ключа на «пятнадцать» гайку фиксации, после чего отбрасывайте обе стойки стабилизатора.

  • Монтируйте под левую сторону подрамника подъемное устройство (домкрат). При этом следите, чтобы расстояние от задней части не превышало 20 сантиметров. Далее поднимайте кузовную часть при помощи домкрата. Если под рукой только гидравлический подъемник, то под опорную часть домкрата стоит подложить металлическую пластинку. Благодаря этому верхняя (упорная) часть не будет вдавливаться в подрамник и не сможет его согнуть.

  • Используйте ключ на «двадцать четыре» и выкручивайте задний болт подрамного устройства. Далее с помощью домкрата выкручивайте болт, а на следующем этапе спускайте сам домкрат. Это необходимо, чтобы опустить подрамное устройство на расстояние одного сантиметра от кузовной части.

  • Устанавливайте в образовавшемся проеме между кузовом и подрамной частью кусок трубы. При этом отжимайте от кузова подрамник, а далее устанавливайте между кузовной частью и шайбой подрамника головку на «двадцать семь». Установку изделия стоит производить с применением плоскогубцев. Это необходимо для защиты пальцев в случае срыва подрамника с упора.

  • Выкручивайте крепежные болты хомута, обрабатывая резьбу с помощью смазки WD-40. Если на этом этапе возникают проблемы, то сильно давить на болтовое соединение не нужно - выкручивайте болты постепенно.

  • Демонтируйте хомут с втулки, а после убирайте старое изделие.

  • Ставьте на освободившееся место новую конструкцию. В процессе монтажа обращайте внимание на положение разреза - он должен «смотреть» назад.

  • Устанавливайте втулку на «законное» место и крепите сверху хомут.

  • Болты хомута наживляйте от руки, после чего зажимайте ключом. Будьте внимательны и протягивайте элементы конструкции с необходимым моментом.

  • Если в процессе работ попался стабилизатор с деформированным (сломанным) ограничителем, то во избежание поломок должен устанавливаться дополнительный хомут. Он, как правило, располагается вплотную с пластиковым кольцом.

  • Убирайте головку на «двадцать семь» между кузовной частью и подрамником. При этом соблюдайте технику безопасности. Важно, чтобы подрамник был надежно прикреплен к кузовной части. В такой ситуации домкрат использовать не получится.

  • Аналогичные действия стоит выполнить и по отношению к хомуту,  расположенному с правой стороны.

  • Ставьте стойки на свои места.

  • Обрабатывайте резьбу с помощью специальной смазки (лучше использовать составы на базе графита) перед монтажом для предотвращения прикипания.

  • Собирайте конструкцию в обратной последовательности.


Итоги

Процесс замены втулок на автомобиле не так сложен, как может представиться на первый взгляд. Главное - заблаговременно подготовить необходимый инструмент, изучить последовательность действий и иметь под рукой опытного мастера (если работа проводится впервые). Если под рукой есть поэтапная инструкция, то можно обойтись и без помощника.

Важный момент при выполнении работ - техника безопасности. Нельзя забывать, что любое нарушение технологии несет определенные риски для здоровья. При этом не стоит стесняться обращаться к профессионалам. При отсутствии опыта или времени для выполнения упомянутой работы стоит обратиться за помощью к мастерам своего дела.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Замена втулок стабилизатора. Инструкция.