Заполнение извещения о ДТП.
При оформлении страхового полиса водитель получает два комплекта бланков извещения о ДТП, состоящих из пары листов, заполняемых в случае самостоятельного оформления аварии. В каких именно ситуациях не обойтись без применения Европротокола? Какие нюансы необходимо учесть в процессе заполнения извещения о ДТП и где взять необходимый бланк? Что именно необходимо указать в каждом из пунктов документа, для того чтобы получить выплату? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


При попадании в ДТП автовладелец должен правильно заполнить извещение о ДТП для получения выплат от страховой компании. Ошибки при выполнении этой  работы могут дать повод страховщику отказаться от своих обязательств и не производить выплат клиенту. Ниже рассмотрим, что должно быть учтено при заполнении этого документа, когда он необходим, и что это такое.



Назначение

Извещение о ДТП — официальный документ, в котором отражается информация об аварии с участием транспортных средств. При этом инспектор ДПС не вызывается на место событий, а заполнение бумаг производится самостоятельно. Целью выполнения такой работы является получение возмещения по ОСАГО от своей страховой компании. К слову, извещение о ДТП необходимо не только при личном оформлении, но и в случае, когда эту работу выполняют представители дорожной инспекции. Сегодня слово «извещение» постепенно вытесняется и замещается другим термином «Европротокол».

Извещение о ДТП составляется по утвержденной форме, а в базовый набор бланков входит инструкция для заполнения и пара листов с возможностью копирования. Цвет основных страниц может быть различным, но чаще всего он синий.

Если в аварии участвовало два человека, потребуется только один комплект. При этом не имеет значения, кто из участников события предоставит свой бланк. Если найти форму для заполнения не удалось, можно остановить другого водителя и попросить документы для заполнения у него.



Когда необходимо извещение?

Если изучить Правила ОСАГО, в пункте 3.5 можно найти абзац, в котором оговаривается необходимость обязательного страхования. Если в ДТП попало два водителя, достаточно одного комплекта бланков. Но возможны ситуации, когда заполнение производится одновременно двумя водителями. Это необходимо в случаях:

  • В аварию попало больше 2-х машин (прицепные устройства в расчет не берутся);

  • Один водитель не может заполнить свой экземпляр по причине смерти или получения серьезной травмы;

  • Мнение участников ДТП в отношении причин случившегося расходятся. При этом определить виновника событий сразу не удается;

  • Один и участников отказывается заполнять документ.

Если водителю приходится заполнять бланк самостоятельно по любой из упомянутых выше причин, это должно найти отображение в документах. Необходимо следить, чтобы извещение о ДТП было заполнено полностью и пустых граф не оставалось.



Как заполнять документ самостоятельно?

Если в аварию попало три автомобиля, требуется вносить информацию в два извещения с упоминанием в каждом из документов других участников события. На этом этапе важно указать, какую «функцию» пришлось выполнить каждому из водителей.  Если второй участник отказывается заполнять бумаги, важно указать как можно больше информации о нем — марку и модель машины, номерной знак, цвет ТС и так далее. Важно учесть, что в случае гибели водителя вносить о нем информацию третье лицо не имеет права.

В извещении должны быть отражены все пострадавшие в результате ДТП. Это могут быть не только другие водители, но и пассажиры или пешеходы. Например, если человек за рулем сбил пешехода, он может внести данные только в свою часть документа, прописав необходимую информацию.



Где найти бланки извещения?

Бумаги с графами для заполнения должны выдаваться на руки автовладельцу в момент оформления ОСАГО. Чтобы избежать проблем с поиском бланков в случае ДТП, их необходимо держать в машине. Если документ испорчен, утерян или использован ранее, можно обратиться в страховую компанию и получить его бесплатно. Кроме того, документ доступен в интернете. С ним идет инструкция, помогающая в заполнении бумаг. Наличие своей распечатки позволяет потренироваться, после чего вносить окончательные данные по аварии.

«Свои» бланки и документы, предоставленные страховщиком, имеют идентичную юридическую силу. Но если имеется такая возможность, лучше заехать к страховщику и взять для заполнения листы синего цвета. Главное преимущество «оригинала» заключается в наличии функции копирования, то есть происходит одновременное заполнение сразу двух документов. Благодаря этой особенности, исключаются ошибки в процессе внесения данных.



Как заполнять извещение о ДТП: основные правила

Важность корректного заполнения Европротокола сложно переоценить, ведь от этого напрямую зависит размер получаемых выплат. Кроме того, при наличии определенных ошибок можно и вовсе остаться без страховки. Если аварию оформляют сотрудники ГИБДД, на руках водителя останутся хоть какие-то документы, а в случае самостоятельного заполнения Европротокола ничего не будет.

На первой странице указывается основная информация — дата события, описание места ДТП, данные о водителях и их страховых полисах. Здесь же прописывается информация о полученных автомобилями подтверждениях, а также обстоятельствах произошедшей аварии. Что касается обратной стороны, на ней фиксируется дополнительная информация, в том числе пояснения участников.

Несмотря на наличие подписей под каждой из граф, автовладельцы сталкиваются с проблемами в процессе заполнения. Чтобы исключить ошибки, желательно вместе с бланками документов иметь под рукой и образец, ориентируясь на который проще внести свою информацию.

Если на первом листе закончилось место, не стоит отчаиваться — дополнительная информация может быть написана на любом чистом листе бумаги. Но в этом случае важно приписать на извещении, что в нем имеется приложение и указать число листов, а также автора, осуществляющего заполнение документа. Если на внешней стороне делаются исправления, они обязательно должны подтверждаться подписями участников аварии. Как только бланки оформлены и разъединены, вносить в них какую-либо информацию запрещено. Если же требуется прописать факт изменения, необходимо переписать документ на новом бланке.



Правила написания

Следующий по важности момент касается «инструмента» для заполнения. Здесь необходимо использовать шариковую ручку, которая обладает множество преимуществ:

  • Оформленный бланк не получится подделать (в случае с карандашом сделать это не составит труда);

  • Исключено размазывание чернил в случае попадания влаги на документ уже после заполнения;

  • Гарантия получения качественной копии на листе-копии. Это обусловлено тем, что при использовании шариковой ручки на нее нет нужды сильно нажимать.

Все  предусмотренные в документе графы должны быть заполнены. Если информации нет, и в поле ничего не будет указываться, желательно поставить прочерк, букву Z или фразу «нет (свидетелей, замечаний и так далее)». Чем четче заполнен документ, и чем меньше в нем ошибок, тем быстрее можно получить выплату по ОСАГО.



С чего начать?

Одним из ключевых моментов является порядок заполнения. В первую очередь вносится информация на первом листе. При этом не имеет значения, кому из участников будет присвоена буква «А», а кому — «Б». Заполнять документ может кто-то один, но присутствовать при этом должны оба.

Как только документ заполнен и подписан, извещение разделяется. Благодаря самокопирующемуся листу на второй странице отпечатывается аналогичная информация. После этого, на руках у каждого из водителей остается свой лист, и процесс заполнения продолжается индивидуально. Чаще всего оборотная сторона заполняется уже в спокойной обстановке — делать это на месте аварии не обязательно.  Главное — не откладывать работу в долгий ящик, ведь информация имеет свойство быстро забываться.



Тонкости заполнения лицевой стороны извещения

В пунктах  первого по двенадцатый указываются базовые данные, по которым не возникает вопросов. Сюда входит информация о страховых соглашениях, машинах, участниках и так далее. Важно учесть один момент. Если водитель по какой-либо причине не фигурирует в страховке, а ДТП произошло вне срока действия документа, потерпевший может рассчитывать на выплату от страховой компании.

Отдельного внимания заслуживает раздел, касающийся свидетелей. Какой бы ни была авария, наличие свидетельских показаний только приветствуется. Особенно это актуально, если участники ДТП по-разному видят причину случившегося. В специальной графе необходимо указать данные по свидетелям (очевидцам события) — ФИО, контакты, адрес. Если найти их не удалось, не стоит оставлять пустую строку — пишите «Очевидцев нет».

В п.13 необходимо четко показать конкретное место, на которое пришелся удар. Не нужно здесь перечислять все имеющиеся повреждения.



Тонкости описания автомобиля

В следующем пункте под номером 14 участник ДТП должен указать в извещении характер повреждения транспортного средства. На этом этапе важно быть особо внимательным, и прописать все места дефектов, полученных в результате аварии. Это может быть вмятина, царапина или разрыв — все необходимо описать.

Здесь важно упомянуть, какая из деталей был повреждена. При этом помните, что незафиксированные дефекты будут восприняты страховщиком, как полученные не в ходе ДТП. Существует и такое понятие, как скрытые повреждения — они должны определяться специалистом. Чтобы избежать проблем в будущем, желательно указать, что «возможно наличие скрытых дефектов». Второй участник аварии должен проследить, чтобы оппонент не включил в документ лишнюю информацию.



Примечания и обстоятельства

Извещение о ДТП воспринимается, как признание виновным определенного водителя. Чтобы избежать проблем, один из водителей должен сделать соответствующую отметку. Так, если участник считает себя виновным, он должен это указать. Второй водитель указывает обратную информацию, то есть свою невиновность. Это обязательно даже в том случае, если при оформлении присутствует работник ГИБДД.

В п. 16 прописываются обстоятельства, при которых произошло ДТП. На этом этапе важно избежать противоречий в информации, предоставляемой каждым из водителей. Здесь важно не торопиться делать отметки сразу — стоит перечитать весь перечень, после чего делать выбор в пользу наиболее подходящей ситуации. Если таких пунктов несколько, стоит указать их общее число в специальной секции. В противном случае отметки не будут иметь силы.



Схема ДТП и подписи

Наибольшую сложность у автовладельцев вызывает п.17. Здесь необходимо показать схему ДТП. Каких-то особых изысков не нужно. Важно указать основную информацию, к которой можно отнести конечную позицию автомобиля после аварии, контуры дорожного покрытия, знаки на трассе и прочие предметы, которые относятся к ДТП.

При разрисовке схемы важно присвоить автомобилям надписи «А» и «Б». Чтобы избежать сложностей в процесс прохождения этого этапа, можно изучить классические схемы ДТП (представлены на РСА). С их помощью можно с большей точностью отобразить аварию и выяснить, кто является виновником. Рисунок по своим условиям должен четко пересекаться с п.16, ведь при наличии несоответствия страховая компания может отказать в выплате.



Подписи и оборотный лист

Заполнение лицевой страницы можно считать завешенным после того, как обе стороны оставили на документе свои подписи. После этого, как отмечалось выше, лист разделяется, и каждый участник получает свой бланк. На оборотной стороне отмечаются обстоятельства ДТП, которые должны быть рассмотрены «сухо» и без эмоциональной окраски.

В третьем пункте указывается водитель-владелец. Следующий пункт требует заполнения, если в аварии участвовало больше двух машин. Далее должны указываться данные о повреждении имущества, если таковые были. Это может быть сбитый указатель, забор или животное. В шестом пункте может быть указан адрес для осмотра ТС, а в седьмом — другая важная информация. Как только все данные внесены, должны ставиться подписи и на оборотной стороне.



Как действовать потом?

В течение пяти суток извещение о ДТП должно попасть в страховую компанию. Если авария оформлялась без участия инспектора, виновнику дается пять суток на отправку своего экземпляра в свою страховую компанию. В противном случае высок риск регресса. Если в оформлении ДТП участвовал инспектор, виновник не должен передавать свою часть извещения. Но лучше это все-таки сделать.



Важные советы

В завершение стоит выделить несколько полезных советов:

  • изучите инструкцию, которая идет вместе с бланками;
  • скачайте и распечатайте образец заполнения и схемы ДТП;
  • будьте внимательны при внесении данных, не торопитесь;
  • попробуйте заполнить документ на пробном образце;
  • при наличии упущений перепишите документ.

Если все сделать правильно, страховой компании ничего не останется, как покрыть убытки по ОСАГО.

Стоимость ремонтаНайти запчасть
Заполнение извещения о ДТП.