Защита интеркулера.
Грязь, повышенная температура, камни из-под колес, специальные солевые составы на дорогах - все это самым негативным образом влияет на состояние и ресурс автомобильного интеркулера. Какой принцип действия лежит в основе работы охладителя и какие именно функции выполняет это устройство? Каким образом проще всего защитить интеркулер от ударов тяжелых предметов и разрушения алюминиевого корпуса? В какой именно последовательности и с учетом каких правил рекомендуется мыть интеркулер? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
Стоимость ремонтаНайти запчасть


Современные производители авто стараются всеми силами соответствовать действующим требованиям в плане чистоты выхлопа, одновременно работая над улучшением динамических характеристик автомобиля, повышением его мощности и добавлением электроники. При этом нельзя забывать, что возможности современных авто зависят от качества заливаемого топлива, которое редко соответствует требуемым нормам. Под угрозой находятся многие элементы - топливная система, двигатель и интеркулер. В чем же особенности охладителя? Какие функции он выполняет в автомобиле? Какие неисправности возможны в процессе эксплуатации, и как защитить устройство? Каждый из вопросов будет рассмотрен более подробно.



В чем заключается сущность интеркулера?

Для начала стоит разобраться, что такое интеркулер, и для каких целей он предназначен. Здесь все просто. Интеркулер - составляющий элемент мотора, оснащенного турбированным наддувом. Задача устройства - охладить поток воздуха, который проходит через наддув. Получается, что устройство играет роль своеобразного теплообменника.

Сегодня существует два типа устройств, которые работают на воздушном и водном принципе охлаждения. Интеркулеры воздушного типа отличаются незамысловатой конструкцией и надежностью, поэтому сегодня пользуются наибольшим спросом. В структуре водного охладителя лежит состоящий из труб радиатор и расположенные между ними пластинки. Место монтажа такого изделия - промежуток между коллектором и турбированным компрессором.

С одной стороны, качество охлаждения в устройстве воздушного типа обусловлено повышением площади теплообменника за счет большого числа трубок. С другой стороны, каждый изгиб трубки создает дополнительное препятствие для воздушных масс, что непосредственно влияет на давление наддува. Для улучшения теплообмена в процессе изготовления интеркулера применяется, как правило, алюминий.

Существует и другой тип устройства, построенный на водном принципе охлаждения, отличающийся рядом конструктивных особенностей. Главное преимущество - компактность устройства, что позволяет смонтировать узел практически в любом месте подкапотного пространства. Отдельно стоит выделить теплоотводящие свойства воды, которая лучше воздуха справляется с поставленной задачей. Поэтому именно водные интеркулеры обеспечивают большую мощность мотору.

С другой стороны, у водного охлаждения есть и ряд недостатков. Так, система имеет  двухконтурное исполнение. При этом в состав входят многие устройства - воздушный радиатор, водяная помпа, блок управления, система труб и так далее. Из-за чрезмерной сложности водный тип интеркулера применяется только в том случае, когда монтаж воздушного варианта невозможен по различным причинам.

Если раскрывать суть охладителя простыми словами, то это «посредник» между коллектором впуска и турбированным компрессором. Как следствие, интеркулер - устройство, способное с максимальной эффективностью удалять тепло, имеющее место при нагреве в турбированном компрессоре. Кроме того, потенциал и размеры системы во многом зависят от мощности и типа применяемого на автомобиле мотора.

Повышение общей площади пластин приводит к увеличению возможностей системы. Но это в теории. На практике же ситуация выглядит по-иному. Если площадь поверхности увеличить на 5-10 процентов, то именно на эту величину подрастет мощность мотора. Если же продолжать увеличивать площадь, к примеру, добиться показателя в 30-40 процентов, то такого же повышения эффективности ожидать не стоит.

Как упоминалось, воздушный тип интеркулера (именно он пользуется наибольшим спросом) отличается простой и надежной конструкцией. По этой причине он активно применяется на автомобилях спортивного типа. Но для обеспечения нормальной работы может потребоваться знание «слабых» мест устройства и надежная защита интеркулера. В чем ее особенности будет рассмотрено ниже.



Проблемы с патрубками и способы защиты

Мастера на СТО уверяют, что наиболее слабым местом системы охлаждения воздуха являются патрубки. Уже при незначительном повреждении трубок и потере герметичности возможны проблемы  работоспособностью устройства. В частности, теряется общая мощность турбированной системы.  Наиболее актуален вопрос в автомобилях, которые имеют специальный расходомер воздуха (устанавливается для расчета  поступившего воздуха). Получается, что при повреждении патрубка мотор уже не сможет работать в обычном режиме.

Причина повреждения патрубков - повышенные нагрузки, которые имеют место внутри системы. Трубы находятся под чрезмерным давлением, действующим на соединения. Негативным образом влияют и другие факторы, среди которых повышенная температура, некачественное топливо, масло и так далее. Для защиты интеркулера рекомендуется регулярно проверять систему на факт отсутствия подобных повреждений. Кроме того, стоит заменить старые патрубки на более качественные, которые выполнены из стойкого к температурным и атмосферным воздействиям силикона.

Важно учесть еще один момент. Чем меньшую длину имеет патрубок, который объединяет интеркулер с коллектором впуска, тем больше производительность устройства. Вот почему для повышения мощности рекомендуется применять короткие по расстоянию трубки, которые имеют особый изгиб. Если вы приняли решение производить соединение трубок собственноручно, то стоит учесть зависимость надежности соединения от диаметра трубки. Последний рассчитывается с учетом информации о скорости потока внутри патрубков системы. При этом вовсе не обязательно осуществлять сложные расчеты лично - эту работу можно доверить профессионалам своего дела, которые выполнят все вычисления и выберут подходящее под все критерии оборудование. Работа, касающаяся тюнинга и защиты интеркулера, часто требует определенных знаний и навыков. По этой причине лучше все-таки обращаться за помощью к профессионалам своего дела.



Как защититься от течи масла?

Часто поломку интеркулера можно диагностировать по наличию течи масла в месте соединения патрубка. Если вы обнаружили смазывающий состав на участке от турбированного компрессора до интеркулера, то это говорит о низком качестве уплотнения. В такой ситуации для защиты интеркулера стоит произвести замену уплотнительного кольца, установленного на месте стыка трубки интеркулера и турбированного компрессора. Если это не спасло, то проблема может быть более серьезной и браться за ее устранение своими руками не рекомендуется.

Если в процессе осмотра обнаружен только небольшой объем масла, то это не всегда свидетельствует о неисправности системы. В ряде случаев появление небольшого объема масла - норма. Здесь многое зависит от пройденных на автомобиле километрах и мощности мотора. Кроме того, масло в виде налета на патрубке не всегда свидетельствует о поломке устройства. Если же течь появляется при отбрасывании штатного охладителя, то это сигнализирует о выходе из строя турбированного компрессора.

Есть и еще один нюанс. Масло в форме налета на трубках - не всегда свидетельство поломки. В случае если масло начинает лить при отключении заводского интеркулера, то это главный признак поломки турбированного компрессора. Здесь также может потребоваться установка нового сажевого фильтра.

Если в процессе эксплуатации машина начинает дымить, а уровень масла в моторе постепенно снижается, то стоит проверить все соединения. Эту работу можно сделать без привлечения специалистов. В случае игнорирования текущей неисправности (пусть и незначительной на первый взгляд) возможно появление проблем в более дорогостоящих устройствах. В такой ситуации мотор будет работать с меньшей эффективностью и большими потерями. При этом в запущенном состоянии имеются риски, что турбированный компрессор выйдет из строя. Для его замены потребуется уже много больше денег.

Еще одной причиной поломок интеркулера является послабление резьбовых монтажных крепежей. Такая проблема приводит к появлению трещин у основания устройства, то есть в месте соединения алюминиевой планки и соты. Поездки на автомобиле при наличии разгерметизации интеркулера неизбежно приводит к повышению  расхода топлива, позднему включении турбины и отсутствии тяги. В процессе ремонта все чаще применяется специальная технология, подразумевающая точечную сварку.



Как спасти интекулер от посыпки на дорогах?

Зимний период особенно опасен не только для кузова автомобиля, но и для различных механизмов, в том числе и для интеркулера. Дороги посыпаются солью, песком и прочими химическими составами. Все это несет повышенный уровень риска для интеркулера и радиатора. расположенных перед основным радиатором системы охлаждения. При этом большую часть опасного реагента принимает на себя именно интеркулер, который постепенно разъедается под действием веществ.

Защита интеркулера заключается в периодической промывке устройства под напором воды (желательно, чтобы он был небольшим). Столь простые манипуляции позволяют продлить срок жизни устройства. При этом время от времени не забывайте производить замену сердцевины интеркулера. При наличии определенного опыта эту работу можно выполнить в течение 3-5 часов. Если же навыки отсутствуют или же нет времени на выполнение подобных работ, то лучше обратиться к опытным мастерам.



ДТП и способы защиты от камней

Не секрет, что в случае лобового столкновения интеркулер страдает чуть ли не в первую очередь. В большинстве случаев устройство приходится менять или восстанавливать его геометрию. Чтобы защититься от подобных проблем, можно использовать более надежную решетку радиатора или кенгурятник (для внедорожника).

Кроме того, существует высокий риск повреждения интеркулера снизу, при вылете камней из-под колес автомобиля. В такой ситуации устанавливается специальная стальная защита, которая исключает удары по картеру и остальным узлам подкапотного пространство. Специальное изделие обеспечивает надежную защиту, благодаря изготовлению из толстого стального листа, имеющего толщину в 2-3 мм. В комплекте с устройством идет крепление и инструкция по монтажу.

Еще  один источник проблем - решетка радиатора, через которую также возможно попадание камней в подкапотное пространство. В этом случае защита охладителя подразумевает установку специальной сетки, которая крепится к решетке при помощи специальных зажимов.



Чистка интеркулера, как надежный способ защиты устройства

Опытные автолюбители знают, что своевременная чистка интеркулера - возможность увеличить мощность мотора. Особенно это актуально, если речь идет о существующих реалиях эксплуатации автомобиля. В частности, поездки по бездорожью и негативное действие разлчных посыпок, о которых упоминалось выше, буквально «убивает» алюминиевый материал интеркулера. Проблема в том, что охладитель монтируется непосредственно за радиатором. По этой причине грязь и прочие элементы, которые вылетают из-под колес, берет на себя именно интеркулер.

При этом своевременная чистка охладителя - возможность защитить его от преждевременного выхода из строя. В случае бездействия попадающие соли, грязь, песок и шлаки преобразуются в единую массу, которая делает функциональность теплообменника «нулевой». Более того, уже через несколько тысяч километров такое устройство неизбежно выйдет из строя.

Объяснить это легко. Качество теплоотдачи интеркулера непосредственным образом зависит от чистоты пластин алюминия и отсутствия засорений в проходе. Кроме того, образование загрязняющей массы препятствует поступлению воздуха. Итог - резкое снижение эффективности устройства. Получается, что снижение теплообмена приводит к ухудшению результатов работы самого охладителя. Вот почему чистка охладителя от грязи гарантирует прирост мощности.

Не менее важный вопрос касается того, чем чистить устройство от накопившейся грязи. Здесь вариантов предостаточно. Многие горе-автолюбители используют для этих целей специальную машину Karcher. Но делать это не рекомендуется. Сильный напор может привести к повреждению пластин из алюминия. Здесь нельзя проявляться излишнюю агрессивность - чем «нежнее» промывка, тем лучше.

Как же тогда чистить охладитель? Здесь существует два основных варианта - чистка изнутри и снаружи. Для очистки устройства изнутри не обойтись без его демонтажа. Что касается наружной очистки, то эту работу можно выполнить и без снятия. И в первом, и во втором случае стоит использовать специальные очистители. К примеру, можно использовать бензин, керосин и прочие элементы.

Принцип очистки заключается в снятии охладителя и промывке передней части радиатора. При этом особое внимание стоит уделять тыльной части, которая на практике загрязнена больше всего. Чтобы принять решение, промывать интеркулер или нет, стоит  ориентироваться на следующие факторы - пробег, условия эксплуатации и прочие.

Не менее важный момент, которому должно быть уделено внимание - наличие масла в теплоотводнике. Если смазывающий состав присутствует в устройстве, то придется производить промывку в два этапе. Сначала охладитель вычищается от грязи, а после - от масла. Чтобы очистить узел от масла можно использовать бензин или керосин.



Итоги

Защита интеркулера - комплекс мероприятий, который подразумевает как установку дополнительных элементов (сетки и защиты картера), так и правильное обслуживание узла. Главное - не затягивать с ремонтом и оперативно реагировать на возникающие проблемы.

Стоимость ремонтаНайти запчасть

Защита интеркулера.