Тормозная система. Обслуживание.
Обслуживание тормозной системы представляет собой комплекс мероприятий, необходимых для поддержания в работоспособном состоянии наиважнейших механизмов, а именно колодок, дисков, вакуумного усилителя, ручника и рабочей жидкости. Каким образом организовать обслуживание данной системы? Какие функции выполняет каждый из элементов и что необходимо учитывать в процессе эксплуатации ТС? По каким признакам выявляют поломки и о чем свидетельствуют посторонние звуки? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.

Обслуживание тормозной системы — комплекс мер, направленных на поддержание работоспособности механизма, а также своевременное выявление неисправности и замену вышедших из строя элементов. Правильная эксплуатация особенно актуальна в случае с тормозами, от качества и эффективности работы которых зависит безопасность движения. По каким симптомам удается определить поломку тормозной системы? Как правильно эксплуатировать ее элементы? Какие работы выполнять? Эти и ряд других нюансов рассмотрим ниже.



Теоретическая часть

В современных машинах устанавливается два вида тормозов — дисковые и барабанные. Ранее спросом пользовались системы барабанного типа из-за большей площади контакта в процессе торможения и повышенного ресурса работы. Кроме того, благодаря использованию барабанной системы удавалось избежать применения тормозного усилителя (сегодня устанавливается во всех современных авто).

Но ситуация меняется, и барабанные тормоза все реже встречаются на автомобилях. Как правило, они устанавливаются на бюджетных моделях, а дорогие авто комплектуются исключительно дисковыми тормозами. Одна из причин, по которой производители отказались от барабанной тормозной системы — высокая вероятность перегрева, обусловленного закрытостью конструкции.  Второй недостаток — ограниченное давление прижатия колодок к основному механизму.

Дисковые тормоза показали эффективность в мире спорта. Наличие повышенной площади касания позволяет быстрее справляться с перегревом, а эффективность торможения растет. Благодаря механической надежности системы дискового типа, в ограничении сжатия нет необходимости, что повышает эффективность таких тормозов.

Минус — вероятность перегрева устройства из-за ограниченной площадки колодок. Как результат, нагреваются и близлежащие механизмы, к примеру, суппорт. Греется и рабочая жидкость, которая при активном применении тормозов может закипеть (несмотря на повышенную температуру кипения около 250 0С).  Вот почему на машинах с мощным мотором ставятся колодки с увеличенной площадью, размер которых часто достигает 30% площади диска. Для обеспечения работы таких механизмов применяются специальные суппорты с большим количеством поршней.



Как определить поломку?

Главная трудность для автовладельца — своевременно определить выход из строя элементов тормозного механизма, чтобы принять меры по устранению проблемы. О появлении неисправности свидетельствуют посторонние звуки, среди которых скрип, стук и пульсации. В такой ситуации стоит съездить на СТО и проверить работу тормозной системы.

Еще один вариант диагностики — проверка педали тормозов. Если последняя  нажимается без усилия или и вовсе проваливается под давлением ноги, это также свидетельствует о поломке. Также опасность представляет обратная ситуация, когда педаль машины имеет чрезмерно тяжелый ход.

Выявить поломку ТС можно путем анализа поведения машины в процессе движения. Если, к примеру, при нажатии на педаль авто входит в занос или значительно повышается тормозной путь, это также говорит о поломке и необходимости в диагностике. Хуже всего, когда в процессе движения тормоза полностью отказывают.

Обслуживание тормозов подразумевает периодический осмотр колодок. К признакам износа этого элемента стоит отнести:

  • Неравномерный износ на различных участках;

  • Резкое блокирование колеса при нажатии на педаль тормоза. В такой ситуации напрашивается вывод о полном износе колодок. Как результат, происходит касание металлических элементов друг к другу;

  • Появление на дисках тормозной пыли, смешанной с мелкой стружкой металла. Такой признак говорит о царапании поверхности диска с необходимостью последующей замены;

  • При нажатии на педаль тормоза появляется нехарактерное скрежетание или посвистывание. Этот симптом говоорит об уменьшении толщины колодок до минимальной величины. Чтобы избежать проблем, требуется срочно поменять колодки.


В случае появления любого из рассмотренных признаков рекомендуется гнать машину на СТО, чтобы устранить неисправность и восстановить работу тормозов.



Элементы тормозной системы и их особенности

Чтобы избежать неисправности тормозов машины в самый неподходящий момент, важно правильно обслуживать такие механизмы. Рассмотрим основные элементы системы:


  • Тормозная жидкость. Задача рабочего состава заключается в том, чтобы передать усилие между цилиндрами (тормозным и тем, что на колесе). Вот почему от качества рабочего состава зависит эффективность тормозов. В основе современных жидкостей используются эфиры и полигликоль, о чем стоит помнить в процессе эксплуатации. Чтобы избежать потери эффективности тормозной жидкости, рекомендуется менять ее с периодичностью раз в 1,5-2 года. При этом важно использовать составы, которые рекомендует производитель транспортного средства. Запрещено смешивать разные типы составов или просто осуществлять доливку без полной замены. Если вы обнаружили, что уровень тормозной жидкости уменьшается, важно определить причину. Как правило, это износ одного из элементов системы (цилиндров, колодок) или потеря герметичности на любом из участков.


  • Вакуумный усилитель. Задача этого устройства заключается в уменьшении усилия, необходимого для срабатывания тормозов при нажатии на соответствующую педаль. Выход из строя элемента приводит к сбою в работе всей системы в целом. Признаками поломки этого узла может быть появление шипения, отсутствие «проваливания» педали под нагрузкой ноги при пуске двигателя, а также появление подтеков на корпусе узла. При возникновении неисправностей устройство можно отремонтировать, но лучше заменить.


  • Тормозные колодки. В процессе торможения колодки тормозной системы плотно прижимаются к диску, а появляющееся при этом трение приводит к остановке авто. В случае частого торможения происходит нагрев колодок, из-за чего эффективность работы системы падает. Если водитель злоупотребляет нажатием педали тормоза, износ колодок происходит быстрее, а это влечет за собой и износ тормозных дисков.


  • Тормозные диски. В среднем толщина этого устройства должна составлять не меньше одного сантиметра. При этом главным признаком качества работы устройства является материал изготовления. Сегодня выделяется три варианта — сталь, керамика и карбон. Первый материал наиболее востребован сегодня, поэтому стальные диски устанавливаются на подавляющем большинстве автомобилей. Что касается керамических изделий, они, как правило, применяются на спортивных машинах. Карбоновые диски также актуальны для мира спорта из-за малого веса. В процессе эксплуатации стальных изделий важный нюанс — рабочая температура. Такие диски не должны перегреваться больше 500 градусов Цельсия, ведь это может привести к их деформации и повреждению. Керамика и карбон в этом отношении более стойкие — их рабочая температура составляет 1000 и 1200 градусов Цельсия соответственно.


  • Ручник. Не менее важный элемент тормозной системы — стояночный тормоз, обеспечивающий фиксацию ТС в стационарном положении. Для поддержания устройства в исправности, рекомендуется время от времени использовать его в процессе поездок. Если не пользоваться ручником, рабочие тросики покрываются ржавчиной и теряют свои функции. При этом оставлять машину на стояночном тормозе длительное время (к примеру, на парковке) не рекомендуется, чтобы исключить быстрый износ системы. Этот совет особенно актуален зимой, когда колодки и диски могут попросту примерзнуть друг к другу.



Обслуживание тормозной системы — рекомендации

Опытный автовладелец понимает важность контроля тормозов и правильной эксплуатации. Важно время от времени проверять элементы системы на факт отсутствия утечек. Кроме того, рекомендуется периодически проверять тормоза на эффективность.

У педали тормозов  имеется рабочий и свободный ход — его необходимо проверять с периодичность раз в 3-5 месяцев. При появлении сбоев в работе системы рекомендуется измерить упомянутые параметры, а также расстояние от тормозных колодок до барабана или диска.

В периодическом регулировании (настройке) нуждается и ручной тормоз. За его состоянием и эффективностью также рекомендуется следить. Это касается и крепежа тормозных колодок, а также главного цилиндра. Не меньшего внимания заслуживают оси, пружины и накладки механизма. Если поршни начинают клинить, рекомендуется поменять жидкость или цилиндр. Кроме того, передние цилиндры стоит время от времени обрабатывать с помощью WD-40.

Упомянутый состав используется для обработки цилиндра над манжетой, после чего поршень утапливается с помощью монтировки. Важно, чтобы он занял первоначальную позицию. После этого прокачиваем систему путем нажатия тормоза до момента, пока ход поршня не станет достаточно легким. Важно, чтобы в процессе работы монтировка не нарушила целостность тормозного диска.

Если поршень клинит, стоит подложить под него кусок отрезанной резинки, которая обеспечит возврат элемента в первоначальную позицию. Если клин имеет серьезный характер, с этим лучше не шутить и обратиться к мастерам на СТО.

В процессе эксплуатации в тормозной системы может появиться воздух, который необходимо удалить. Для решения этой задачи в тормозной цилиндр доливается тормозная жидкость. После этого на первом колесе выкручиваем клапанную крышку вторично цилиндра и опускаем штуцер с подключенной к нему резиновой трубкой, имеющей длину около 50 см. Вторая часть шланги погружается в стеклянную емкость, в которую заблаговременно наливается жидкость. Вместе с этой жидкостью выходит и воздух из системы. Применение стеклянной посуды позволяет визуально наблюдать выход пузырьков.

Тормозная система прокачивается до момента, пока из нее не выйдет весь воздух. Если его нет, это будет видно по отсутствию пузырьков. После завершения работ важно плотно затянуть перепускной клапан, нажимая в этот момент на педаль тормоза. В дальнейшем требуется убрать трубку и поменять крышку.

Прокачка тормозов начинается с самого дальнего от главного цилиндра колеса. По  завершению работы требуется долить тормозную жидкость до требуемого уровня.


В завершение выделим наиболее важные рекомендации:

  • Замену жидкости лучше всего производить раз 3-4 года;

  • Применяйте ту тормозную жидкость, которую рекомендует производитель;

  • Периодически контролируйте состояние АБС и усилителя тормозной системы;

  • Раз в неделю заглядывайте в бачок с тормозной жидкостью (он должен быть полным);

  • Контролируйте накладки (их толщина не должна быть меньше 1 мм);

  • Следите за состоянием подвески под машиной — появление подтеков может свидетельствовать о поломке тормозной системы;

  • Держите под контролем и в случае необходимости контролируйте ход педали тормозов;

  • Следите за качеством работы тормозного усилителя;

  • При необходимости прокачки тормозов применяйте для этого новую тормозную жидкость;

  • Контролируйте герметичность трубопровода и его элементов;

  • Лейте тормозной состав после каждой прокачки тормозной системы.


Соблюдая приведенные рекомендации, можно с легкостью избежать проблем с тормозной системой машины и предотвратить серьезные последствия. Нередко бывает, когда недостаточный уровень обслуживания приводил к снижению эффективности или полному отказу тормозов, а так недалеко и до аварии