Многие автовладельцы забывают, что аккумулятор машины относится к расходникам и время от времени требует замены. При этом само устройство весьма чувствительно к неправильной эксплуатации, высокой температуре и ошибкам в процессе зарядки. Из-за действий автовладельца ресурс источника питания может снизиться, падает его емкость, возникают проблемы, связанные с уменьшением напряжения. Так, изношенный АКБ может подвести зимой в процессе пуска мотора. Зимой появляется другая проблема — риск закипания электролита.
Сразу стоит определиться, что такое процесс «кипения» аккумуляторной батареи. По сути, это гидролиз воды — ее расщепление на водород и кислород. Протекание такого процесса является признаком проблем с источником питания или бортовой сетью транспортного средства. Но обо всем подробнее.
Как распознать проблему?
Чем быстрее будет выявлена неисправность источника питания, тем меньше проблем будет в будущем. Это правило подтверждено ежедневным опытом эксплуатации. При этом мало кто из автолюбителей заглядывают под капот для оценки состояния АКБ, а зря.
К основным признакам поломки стоит отнести:
- Появление подозрительного запаха. Если в салоне чувствуется аромат электролита, не лишним будет заглянуть под капот и оценить состояние батареи;
- Проблемы с пуском стартера (мотор заводится не с первого раза);
- Слабая подсветка приборной панели;
- «Чхающий» мотор в процессе пуска.
Рассмотренные выше признаки характерны для разряженного АКБ. Но имеется и ряд дополнительных признаков, по которым можно судить о кипении электролита — наличие потеков возле батареи, появление луж под машиной в области источника питания и прочие. Кроме того, уже через полчаса поездки можно открыть пробки и оценить состояние электролита. Если имеют место пузырьки, процесс кипения уже запущен. Ни в коем случае не пытайтесь оценить состояние с помощью зажигалки, ведь в этом случае высок риск взрыва и выплеска кислоты на лицо.
По каким причинам может закипеть АКБ?
В среде новичков бытует мнение, что кипение источника питания вызвано снижением его ресурса и необходимостью замены. Это не так. На практике кипение АКБ может быть вызвано:
- перегревом;
- ошибками в эксплуатации;
- неправильной зарядкой;
- коротким замыканием внутри;
- выходом из строя генератора;
- поломкой контролирующего реле.
Каждая из этих причин может привести к проблемам с АКБ — к снижению ресурса и кипению электролита.
Перезарядка источника питания
Если напряжение на выводах аккумуляторной батареи выше допустимого, начинается процесс разложения воды на кислород и водород (об этом уже упоминалось выше). Оба элемента по структуре относятся к категории газов, которые выходят в виде пузырьков и поднимаются вверх. По сути, этот процесс и является кипением.
Чтобы подтвердить или опровергнуть подозрения, потребуется мультиметр. Его вывода подключаются к клеммам АКБ, после чего с источника питания снимаются параметры напряжения в различных условиях работы. Сначала проверяется напряжения в режиме ХХ, а на следующем этапе — делаются измерения уже при достижении 3-3,5 тысяч оборотов (можно ориентироваться по данным тахометра).
Оптимальное напряжение находится на уровне 12,8-13,5 Вольт. Предельный верхний уровень составляет 14,3 Вольт. Если же лимит превышен, речь идет о перезаряде источника питания. Причиной может быть реле напряжения или генератор (об этом ниже).
Чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение, необходимо подключить к щеткам лампочку на 12 Вт. Далее к выводам коммутируется плюс с АКБ, а «минусовой» проводник «садится» на полюс регулятора. В этом случае загорается лампочка. Если же этого не происходит, требуется проверить провода и щетки. В этом случае высок риск обрыва.
Эту же схему можно дополнить небольшими батарейками «пальчикового» типа (подключаются последовательно друг с другом). В идеале лампа должна погаснуть, ведь напряжение потребление возрастает больше нормы. Если же свет не пропал, можно делать выводы о перегорании реле. На некоторых моделях смонтирован электромеханический тип устройства. Если это так, проблема может быть решена путем обычной регулировки. В случае с электронными устройствами все сложное — придется производить замену.
Ошибки в эксплуатации
Еще одна распространенная причина кипения — ошибки в эксплуатации. Как такое возможно? Например, владелец включает обогрев, магнитолу, свет фар и прочие мощные потребители при заглушенном моторе. Как результат, АКБ разряжается, а при попытке пуска двигателя и вовсе начинает кипеть. Причина в том, что на разряженный аккумулятор поступает больший ток (если сравнивать с этим же параметром для заряженного источника питания). Вот почему в процессе подзаряда должен подводиться ток величиной около 10% от номинального параметра.
Еще одна ошибка часто встречается на грузовых авто и автобусах, где автовладельцы устанавливаются сразу два аккумулятора. При этом оплошность не в том, что ставится пара АКБ, а в несоответствии емкостей каждого из них. В процессе подзаряда на каждую из батарей поступает идентичный ток. В итоге возможна ситуация, когда одна батарея еще не успела зарядиться, а вторая уже перезарядилась.
Короткое замыкание внутри
Одна из наиболее распространенных проблем, характерная для источников старого образца — короткое замыкание между пластинами. В итоге может выйти одна из банок и снизится вольтаж АКБ. Например, вместо ожидаемых 12,6 Вольт напряжение на выходе может опуститься до 10,5-10,7 Вольт. Как результат, напряжение генератора будет больше параметра заряда. Итог — кипение электролита.
Причин КЗ внутри АКБ может быть множество:
- Оторвались электроды от соединительного моста;
- Прорвался сепараторный конверт, после чего произошло перемыкание «плюсовой» и «минусовой» пластины;
- Повреждена активная масса пластин. В этом случае она накапливается на днище корпуса и со временем перемыкает пластины.
Выявить проблемы, связанные с коротким замыканием внутри АКБ, проще всего по изменению уровня напряжения на выходе и параметру плотности. В случае неисправности эти параметры будут отличаться от показателей других банок. Получается, что в процессе заряда этот элемент не будет принимать ток.
Перегрев
Одной и причин является перегрев источника питания, который чаще всего диагностируется в жаркое время года. Так, при прогретом моторе температура под капотом может достигать 100 градусов. При этом для источника питания нормальной температурой является 50 градусов Цельсия. Итогом становится постепенное испарение дистиллированной воды с последующим снижением уровня электролита.
Выход из строя генератора
Много хуже, когда аккумулятор кипит из-за выхода из строя генератора переменного тока. Этот прибор не менее важен для автомобиля, ведь он несет ответственность за бесперебойную работу АКБ. На выходе источника питания устанавливается диодный мост, обеспечивающий выпрямление переменного тока. Если один из диодов вышел из строя, происходит перезаряд АКБ (об этом упоминалось выше), после чего рабочая жидкость внутри закипает.
Чтобы устранить поломку, требуется сделать следующее — демонтировать генератор, отремонтировать его (при наличии соответствующих навыков) и заменить диодный мост. Как только ремонтные работы завершены, генератор возвращается на автомобиль, а далее производится проверка уровня его зарядки. Во избежание перезаряда АКБ стоит периодически проверять уровень напряжения на клеммах и производить регулировку заряда (при необходимости).
Что будет, если ничего не предпринимать?
Кипение АКБ — сигнал для автовладельца о необходимости принятия мер по устранению неисправности. Если ничего не делать, возможны серьезные последствия — для самой батареи и более дорогостоящих узлов под капотом машины. В случае появления электролиза или обычного испарения уменьшается объем электролита в емкости, меняется его концентрация (в худшую сторону). Впоследствии ухудшаются характеристики аккумулятора — падает емкость и возрастает сульфатация пластин.
Если не уделять внимание источнику питания, уровень электролита может опуститься ниже нормы. В такой ситуации эксплуатировать АКБ весьма опасно из-за снижения ресурса.
Но и это не все. Если аккумулятор начинает кипеть, на внешней части корпуса поднимаются пары электролита, а на токопроводящих клеммах возникают следы окисления. Если электролит появляется на крышке, к нему прилипают посторонние элементы (масло, пыль и прочие). В итоге формируется пленка, способная пропускать ток. Результат — саморазряд АКБ. Вы можете оставить на ночь автомобиль, отключить все электроприемники, а утром аккумулятор все равно разрядится.
Как действовать, если батарея кипит?
С причинами появления проблемы мы разобрались. Но как правильно действовать в ситуации, когда процесс кипения уже начался? Здесь стоит исходить из первопричины проблемы. Так, если речь идет о перезаряде источника питания, стоит производить ремонт генератора и налаживать (менять) регулировочное реле. При отсутствии опыта выполнения таких работ лучше обратиться к электрику на СТО. Регуляторы бывают трех типов — механическими (используются только на старых авто), электронными и элекромеханическими. После проведения диагностики мастер принимает решение, менять или регулировать устройство.
Что касается неисправностей генератора, они часто вызваны поломкой выпрямительных диодов или износом щеток. Здесь единственным выходом является замена вышедшего из строя узла или его ремонт (при возможности). В процессе эксплуатации важно периодически проверять напряжение, которое выдает генератор.
Если проблема кроется в самой батарее (например, из-за короткого замыкания внутри), придется менять всю АКБ полностью. В ситуации, когда подвел новый генератор, у которого еще не вышел гарантийный срок, стоит его обменять. Если же гарантия уже закончилась, придется покупать новое устройство, ведь восстановление старого АКБ при такой серьезной поломке сложно и бессмысленно.
В случае перегрева АКБ летом происходит естественно испарение дистиллированной воды. В этом случае стоит проверять уровень рабочей жидкости в АКБ и производить ее доливку. Если этого не сделать, можно упустить момент и «потерять» аккумулятор.
Кипение в процессе зарядки: что стоит учесть?
Бывают ситуации, когда проблемы с кипением АКБ возникают в процессе зарядки источника питания. Чаще всего устройству достаточно одной ночи для полноценной подзарядки. При этом уровень и качество заряда можно определить не только по уровню напряжения, но и по текущей плотности электролита. В процессе зарядки этот параметр возрастает. Если же источник питания разряжается, показатель плотности идет вниз. Чтобы проверить этот прибор, используется ареометр. В процессе замера учтите, что плотность теплого электролита будет всегда ниже, чем холодного.
Следующий важный момент — выбор месторасположения изделия в процессе подзаряда. Причина — выделение водорода и кислорода, который может воспламениться под действием огня (открытого и закрытого). Лучшим вариантом является установка аккумулятора в закрытом и хорошо проветриваемом помещении, что позволяет избежать попадания влаги или мусора в устройство и на его корпус. Здесь важно помнить о необходимости скручивания пробок перед началом заряда. В старых аккумуляторах такая возможность предусмотрена, что позволяет своевременно отводить опасный гремучий газ в сторону. Если заряжать АКБ с закрученными пробками, высок риск взрыва.
Преимущества новых аккумуляторов — большая надежность. В них отсутствуют пробки, но зато предусмотрены специальные трубки для отвода газа. Если АКБ кипит и нагревается до температуры 50 градусов и больше, он полностью зарядился. При этом продолжительность кипения не должна превышать 180 минут. В противном случае возрастает риск разрушения источника питания и потери его емкости. По завершении зарядки стоит проверить уровень электролита и восполнить недостачу (если она имеется). Для этого требуется долить дистиллированную воду до требуемого уровня.
Чтобы избежать проблем, в процессе зарядки стоит использовать три главных правила:
- Перед началом заряда АКБ рекомендуется выкручивать пробки на верхней крышке (если они предусмотрены). Чаще всего в обслуживаемых источниках питания таких пробок шесть;
- Зарядка источника питания должна производиться в хорошо проветриваемом месте. При этом комната быть закрыта от попадания влаги и пыли;
- Подзаряд должен осуществляться током, равным 10 процентам от номинального. К примеру, если АКБ имеет емкость 70 Ампер-часов, сила тока должна быть равной семи амперам.
Стоит учесть, что неправильная зарядка батареи может стать причиной ее преждевременной поломки. Это возможно при превышении заряда выше допустимой нормы. Бытует мнение, что разрешается оставлять АКБ на 3-4 часа после завершения процесса зарядки. Мол, ничего страшного в этом случае не произойдет. На практике это недопустимо. Оставлять ЗУ можно только тогда, когда у него имеется встроенная функция отключения. После этого АКБ остается на режиме подзаряда и всегда готов к работе.
Итоги
Зная, почему кипит аккумулятор, и умея своевременно реагировать на проблему, можно сохранить источник питания и избежать многих затрат в будущем. Главное — контролировать состояние аккумулятора и своевременно принимать меры в случае его поломки.