Покупка авто на вторичном рынке – это трудоемкий и рисковый процесс. Приходится тратить время на изучение объявлений, выезды на «смотрины» (иногда в другой город), поиск информации и так далее. При этом задачу усложняет наличие «подставных» объявлений, так называемых «пустышек». Это для вас покупка машины – событие всей жизнь, а для перекупа – обычный бизнес. Его задача – заманить в ловушку как можно больше покупателей и продать дешевенькое авто (или транспорт с «темным» прошлым) по максимальной цене. И чаще всего это им отлично удается.
Как определить мошенника?
Продажа машин на вторичном рынке через объявления в сети или газеты – это обычное дело. Но при наличии опыта можно сразу определить, где автомобиль продает собственник, а какое авто имеет «подводные камни» и сбывается мошенником или перекупом. Есть несколько основных факторов, которым стоит уделять внимание:
- Стоимость. Если цена автомобиля явно занижена по сравнению с другими аналогичными моделями (с такой же комплектацией), то это один из признаков мошенничества. Часто цена намеренно снижается при размещении объявления на «несуществующее» авто. Таким способом покупателя просто вынуждают позвонить по определенному номеру, а потом навязывают ему еще десяток вариантов. Кроме этого, подозрительно низкая стоимость может свидетельствовать о скрутке счетчика или «темном» прошлом транспортного средства.
- Плохо читаемый (замазанный) номер. Продавцы, которым нечего бояться, почти никогда не закрывают номерной знак автомобиля. Раньше перекупы таким способом скрывали транзитные знаки. Сегодня же продавцы стараются таким способом защитить личную информацию о себе или регион постановки на учет автомобиля. Конечно, замазанный номер – это не всегда признак мошенничества, но все равно лучше быть настороже.
- Фото возле автомобильной мойки или какого-нибудь предприятия. Перекупщик особо не думает, как выбрать место для фотографирования авто. Машина покупается, моется, фотографируется и сразу в продажу. Такие «предприниматели» не ломают голову над тем, где лучше снять авто и как оно будет смотреться. Главное – продать больше и получить выше прибыль.
- Подозрительное соседство. Если на фото рядом с интересующим авто стоят другие машины, но без номеров или с табличками о цене, то транспорт продается на рынке или в салоне перекупщиков. Владелец машины редко размещает такие фотографии в интернете или на объявлениях в газете.
- Наличие только общих видов. Если автомобиль сфотографирован только с одной стороны, а другая из частей не показана, то это может быть попыткой скрыть какую-либо проблему на кузове (царапину, выбоину, изъян). Перекупщик рассчитывает на то, чтобы привлечь покупателя и встретиться с ним лично. А уж дальше его профессиональный опыт позволит «уболтать» кого угодно.
- Новые детали. На фотографиях явно видно много новых элементов – только купленные колпаки, новые чехлы на сидениях, «свежая» оплетка на рулевом колесе и так далее. Столь хитрый ход позволяет придать новизны уже хорошо потрепанному автомобилю. Как правило, при осмотре таких машин обнаруживается множество технических и внешних изъянов.
- Нет изображения одометра, сервисной книжки. Человек-собственник, который планирует быстро продать свою «лошадку», обязательно выложит фотографию показаний одометра и страничек последней проверки машины (если она еще на гарантийном обслуживании). Конечно, отсутствие таких данных – это не всегда признак мошенничества. Но нужно быть готовым к тому, что какие-то параметры при осмотре не будут соответствовать заявленным в объявлении.
- На обычных ковриках из резины лежат специальные бумажные изделия, как в салоне. Это один из частых проколов перекупщиков. Если автомобиль неновый, то владельцу нет никакого резона покупать такие изделия. Тем более что их закупка производится, как правило, в большом объеме. Для перекупщиков такие затраты несущественны, и они довольно быстро себя окупают (вид новой машины привлекает автолюбителей).
- Дополнительный комплект шин уже лежит в багажнике или на заднем сидении (это видно из фотографий автомобиля). Как правило, собственник не будет возить с собой колеса – они хранятся в гараже или подвале. Но перекупу незачем такие проблемы – он купил машину с дополнительным комплектом и сразу ее перепродает. Дополнительный плюс еще и в том, что потенциальный клиент сразу видит дополнительные преимущества покупки.
- Низкое качество фото с различными отметками, надписями, низким разрешением и так далее. Это говорит о том, что у продавца нет на руках даже фото своего авто – он просто его скопировал с других ресурсов. Чаще всего такой подход к продаже выдает мошенника или перекупщика при создании объявления-приманки. Если же у собственника нет фотографии (по различным причинам), то он просто оставит поле пустым.
- Другой сезон. К примеру, вы изучаете объявление летом, а фотография машины сделана еще зимой. Здесь есть два варианта – владелец использовал старое фото (что бывает крайне редко) или у машины имеются серьезные проблемы, которые не дают ее быстро продать. На практике нормальная машина без дефектов и по рыночной цене продается уже через 2-3 месяца.
- Чужая страна. Если автомобиль сфотографирован в другой стране (это можно увидеть по номерам других машин, вывескам, пейзажу), то есть большой риск попасть на мошенников. Здесь, как и в прошлом случае, есть несколько вариантов – перед вами объявление махинаторов, занимающихся вымогательством, реклама перегонщиков автомобилей из других стран или просто попытка продажи авто ленивым владельцем. В последнем случае человек просто берет первое попавшееся фото из сети.
- Формальность. Объявления перекупщиков просто распознать – они отличаются наличием одинаковых фраз, которые попадаются в десятках аналогичных предложений. К примеру, могут встречаться такие формулировки: «сел и поехал», «проверки на любом СТО» и так далее. Для перекупа продажа авто – это рутинный процесс, поэтому выдумывать каждый раз что-то новое бесполезно.
- Жаргон. Распознать перекупщика очень легко по «внутреннему» жаргону. Некоторые словечки, такие как «клим», «полный фарш» и прочие уже давно не используются в обычной жизни, но в узких кругах они популярны. Для людей «в теме» такие формулировки упрощают общение.
- Официоз. В объявлении владельца всегда чувствуется душа, ведь он продает свою любимую «железную лошадку». В тексте перекупщика есть только официоз и информация исключительно о товаре – год выпуска, пробег, комплектация и так далее. В свою очередь, хозяин может отметить какие-то дополнительные параметры, касающиеся конкретно этой машины.
- Контакты. Всегда обращайте внимание на номера телефонов. Если в различных объявлениях попадается один и тот же телефон, то продавец – это перекуп. При этом отсутствие номера и его замена адресом электронной почты также должно насторожить.
- Телефон не отвечает или постоянно занят. Если при попытке дозвониться, вы нарываетесь на короткие гудки или недоступность абонента, то на другой стороне провода перекупщик. Такие люди непредсказуемы – они могут постоянно общаться по телефону или же просто его отключить, чтобы никто не надоедал во время «отдыха».
- Начало общения. Первая фраза перекупщика, как правило, касается уточнения марки и модели интересующего авто. У владельца, понятное дело, такого вопроса не возникнет. Это легко объяснить. У перекупов в продаже сразу несколько авто с объявлениями и везде стоит один номер телефона. Следовательно, он пытается сразу выяснить, о какой машине идет речь.
- Уход от ответов. Перекупщик редко дает полные ответы на интересующие покупателя вопросы. Дата и место последнего обслуживания, тип заливаемого масла, марка шин – все это может поставить в тупик «предпринимателя». Владелец же прекрасно знает все эти нюансы.
- Грубое обращение. Продавцы автомобилей общаются с десятками людей ежедневно, поэтому для них перейти на «ты» или оскорбить потенциального клиента – пара пустяков. Подобные «наезды» и необоснованная агрессия – это явное свидетельство далеко не самого надежного продавца.
- Отказ в предоставлении некоторой информации. Если человек на другом конце провода отказывается называть государственный номер авто или Vin номер кузова, то это должно вызвать определенные подозрения. Перекуп знает, что по этим данным можно многое узнать об авто – точную дату изготовления, особенности комплектации, число собственников, наличие задолженностей по штрафам и так далее.
- Приглашение на просмотр. Если в первую минуту разговора вас приглашают на просмотр машины, то на другом конце провода перекуп. У столь занятого человека нет времени на длительную болтовню по телефону – он сразу приглашает посмотреть машину и определиться с остальными вопросами уже на месте.
- Выделение и частое обновление. Для быстрой продажи своего авто перекупы готовы на дополнительные траты. Как правило, их предложения всегда выделены жирным цветом и обновляются ежедневно. Владельцы редко тратят деньги на подобные вещи. Разве что, если машину нужно продать очень срочно.
Вывод
Конечно, каждый из перечисленных выше признаков по отдельности ничего не значит. Ситуацию стоит анализировать в комплексе. Так что будьте внимательны и старайтесь не сталкиваться с перекупщиками. В большинстве случаев стоимость их авто намного завышена или же в транспорте есть «подводные камни», которые принесут множество проблем в будущем. Лучше покупать машину у собственника, который хорошо знает свою «лошадку» и может за нее поручиться.