Автомобильная шелкография.
Шелкография — популярное направление в автомобильном тюнинге. Его суть заключается в нанесении специальной пленки с рисунком на стекло с целью украшения внешнего вида и защиты поверхности. Когда именно эта техника появилась и какие этапы были пройдены в период ее развития? О каких особенностях данной технологии следует знать и почему шелкография имеет столь оригинальное название? В чем плюсы и минусы данного направления и что делает его столь популярным? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.

Шелкография — популярное направление в автомобильном тюнинге. Его суть заключается в нанесении специальной пленки с рисунком на стекло с целью украшения внешнего вида и защиты поверхности. Сегодня на поверхность можно нанести практически любое изображение с огромным числом цветов. Первоначально направления появилось еще в Древнем Китае, где мастера наносили рисунки с помощью шелка. В настоящее время техника усовершенствовалась, а само направление подразумевает создание оригинальных образов на различных поверхностях — керамических, металлических, пластмассовых и прочих.



История развития

Как упоминалось, первые мастера шелкографии появились в Древнем Китае. Со временем направление совершенствовалось и получило более широкое распространение. Изменения в лучшую сторону были необходимы, ведь методика, подразумевающая применение штампа, имела множество минусов. Одним из них был тонкий слой пигмента в случае использования толстых и впитывающих тканей.

В период с 12 по 14 века в прежней столице Японии (городе Камакура) мастера шелкографии украшали доспехи воинов и амуницию коней. Первое время узоры наносились с применением трафаретной методики, а через какой-то период появился более продвинутый вариант — нанесение изображения с применением специальной сетки. Последняя выполнялась в форме рамки с зафиксированной на ней волосами человека.

Благодаря применению такого способа, получалось с точностью перенести сложное изображение на ткань. Волос человека прижимался с помощью тампона, вымоченного в специальном пигменте (почти не заметен на материале). Уже ко второй половине 18-го века новая технология отображения рисунков на тканях набрала популярности во многих государствах мира. Шелкография стала востребованной в Европе и на других материках.

Так, в городах Англии и Франции таким методом стали делать обои, а в Соединенных Штатах мастера украшали различные ткани, стены, металлические поверхности и даже мебель. Через какое-то время в роли «печатной основы» стали применяться шелковые нити, а не человеческих волос, как это было ранее.

Ключевую роль в развитии шелкографии отыграл некий Симон, которые в начале 20-го века (в 1907 году) придумал новый тип печати — с применением трафарета. Благодаря этому способу, изображение наносилось с применением шелковых тканей. Как следствие, обеспечивалось нанесение рисунков на полотна больших размеров и лучшее натяжение. Также, благодаря новой технологии, появилась возможность применения резиновых валиков.

Уже в 1930-1950-х годах методика трафаретной печати стала по-настоящему популярной. При этом изображения с легкостью наносились на самые различные типы тканей.  Благодаря уникальной методике создаются необычные по форме открытки, оригинальные плакаты и даже номера автомобилей. Применяется шелкография и сегодня. Она популярна не только в автомобильной сфере, но и в текстильной, керамической, электронной и прочих отраслях промышленности.

Как следствие, трафареты с применением дерева или бумаги применяются реже. Это легко объяснить недостатками технологии. Так, деревянный трафарет сложно готовить и корректировать в случае необходимости, а бумажный обладал небольшой долговечностью, а хватает только на несколько нанесений краски. По этой причине современная шелкография (с применение тканей) медленно, но уверенно набирает популярности. Но обо всем подробнее.



В чем особенности трафаретной технологии?

Особая техника печати называется трафаретной (об этом уже упоминалось выше). Здесь важно выделить некоторые моменты:

  • Несмотря на ряд недостатков, в шелкографии все еще применяются трафареты. Последние изготавливаются с применением бумаги или дерева. Сущность в том, что краска продавливается через рисунок и остается на обрабатываемой части (куда планируется нанесение изображения). Создание трафарета из дерева — сложная процедура. В случае нанесения жидкой краски с помощью трафарета из бумаги, ресурс изделия ограничен 4-6 разами;

  • В профессиональной сфере все чаще применяется более продвинутое направление, подразумевающее полимеризацию тканей. Раньше для решения этой задачи применялся шелк, но сегодня более дорогостоящий материал был заменен более доступной тканью, выполненной с применением волокон искусственного типа. Такую ткань пропитывают особым полимерным составом, а после оставляют в темном помещении до полного высыхания поверхности.

В этой технологии подразумевается накладывание рисунка на ткань с последующим воздействием УФ-излучения. При этом поры наполняются полимерным составом, а далее трафарет промывается. Та часть полимерного вещества, которой не удалось застыть, смывается, что образует на выходе негатив.

Подобный трафарет более эффективен для применения на плоских поверхностях. Благодаря этой методике, удается создавать рисунки с большим уровнем детализации. Кроме того, подобный трафарет может применяться сколь угодно раз (хоть и несколько тысяч). При этом время нанесения рисунка минимально (с гарантией качества).



Применяемые материалы и особые правила


Современная методика шелкографии подразумевает применение необычных по внешнему виду и уникальных по качеству полимерных красок. После нанесения они приобретают особую твердость, и снять рисунок (соскоблить или же смыть водой) практически невозможно. Благодаря способности краски хорошо ложиться на автомобильное стекло, шелкография все чаще применяется в тюнинге.

В последнем случае должны быть учтены следующие моменты:

  • Нанесение шелкографии возможно только на внутреннюю часть стекла. Это связано с тем, что внешняя сторона подвержена негативным природным факторам,  таким как солнечный свет, дождь или снег. Несмотря на надежность покрытия, подобное воздействие негативным  образом сказывается на внешнем виде рисунка;

  • Шелкография должна применяться таким образом, чтобы сделанным рисунком не перекрывались важные зоны. Например, не рекомендуется перекрытие боковых или лобового стекла. Кроме того, при такой обработке ухудшается обзорность и повышаются  риски ДТП;

  • Нанесение рисунка должно производиться с максимальной точностью. Здесь ошибка может дорогого стоить, ведь в случае неправильного нанесения отодрать рисунок будет сложно.

С помощью специальных тюнеров на поверхностях автомобилей могут наноситься полноценные картины, имеющие сложную структуру и множество различных деталей. Именно по такой технологии часто наносятся надписи с названием бренда производителя. Кроме того, саму шелкографию сложно назвать исключительно видом тюнинга, ведь она часто имеет место и в условиях завода. К примеру, темные полоски по краям на некоторых типах стекол — это также шелкография. Снова-таки, нанесение даты, производителя и марок также производится таким методом.



Подробнее о технологии

Отдельного внимания в шелкографии заслуживает технология нанесения. Выше уже частично рассмотрены эти вопросы. Ниже постараемся рассмотреть их более детально. Само направление специалисты называют настоящим прорывом, ведь с его помощью удается творить настоящие чудеса в виде оригинальных рисунков.

Название «шелкография», как уже понятно из статьи, несколько устарело, ведь шелк для переноса изображения уже давно не применяется (причина заключается в банальной дороговизне этого материала). Да и зачем, если с работой не хуже справляются обычные натуральные полотна.

Что касается технологии, алгоритм действий выглядит так:

  • Подготавливается подходящий по всем параметрам трафарет (шаблон), представляющий собой искусственную ткань;

  • По готовому трафарету, точно размещенному на поверхности стекла, проводят особым устройством (содержит достаточный объем краски). При этом ткань впитывает в себя красящий состав;

  • Жидкость продавливается через ткань при помощи специальной рамки, выполненной из резинового материала, благодаря чему рисунок остается на поверхности. Если в изображении подразумевается применение целого ряда цветов, то для решения задачи применяется группа трафаретов. Для каждой краски применяется индивидуальный шаблон;

  • Каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. Благодаря такому подходу, прочность итогового рисунка максимальна;

  • Готовое изображение может иметь различную толщину слоя, оригинальные цвета и краски. Но здесь имеется и минус — невозможность создания большого разрешения.

Особую роль во всем процессе  играет ультрафиолет, благодаря которому происходит полимеризация материала и его закрепление на поверхности. Если же на рисунки имеются места, закрашивание которых не планируется, то требуется защитить поверхность от действия ультрафиолетовых лучей. Благодаря рассмотренному методу, удается не только придать жизнь шаблону, но и увеличить скорость нанесения изображения.



Плюсы и минусы шелкографии на авто

Шелкография — уникальное направление, которое получило широкое распространение во многих сферах. Что касается автомобильной промышленности, то методика применяется не только частными автовладельцами, но и на уровне производителей. Как упоминалось выше, еще на этапе изготовления автомобилей предусмотрена специальная окантовка по краю стекла. Это решение имеет ряд преимуществ:

  • Автомобиль приобретает более эстетичный и солидный внешний вид;

  • Внутренняя часть салона дополнительно защищена от действия солнечных лучей и негативных воздействий. Как следствие, специальная полоса долго сохраняет первоначальный вид и не выцветает со временем;

  • Гарантируется защита клейкого вещества (полиуретана), с помощью которого стекло фиксируется на элементах кузова.

  • Чаще всего окантовка делается и в черном цвете, но возможны и другие варианты. Здесь многое зависит от цветовой палитры самого транспортного средства.


Что касается преимуществ шелкографии в целом, как направления, здесь стоит выделить следующие моменты:

  • Возможность нанесения рисунков на любые материалы (поверхности). Это может быть кожа, стекло, бумага, пластмасса и многие другие. При этом обрабатываемая часть может быть как идеально прямой, так и криволинейной;

  • Объем обрабатываемой площади, на которую наносится рисунок, ничем не ограничивается;

  • Точность нанесения цвета максимальна. Чтобы избежать ошибок, достаточно уточнить номер. Кроме того, за счет отличной насыщенности цветов удается получить требуемую яркость. При этом даже визуально изображение становится более выразительным, благодаря эффекту выпуклости;

  •  Прочность нанесенного изображения максимальна. Готовые рисунки обладают отличными эксплуатационными качествами, противостоят негативным воздействиям (морозу, дождю и снегу). Вот почему даже для нанесения надписей на баннеры применяется трафаретная печать;

  • Простота технологии и применение бюджетных материалов;

  • Долговечность и высокая скорость печати.



Как видно из перечисленных преимуществ, технология шелкографии действительно достойна внимания. Но стоит отметить и ряд минусов, о которых нельзя не упомянуть:

  • Ухудшение обзорности автомобиля из-за того, что рисунок наносится на стекло. Но этой проблемы можно избежать, если наносить изображение в наиболее безопасных местах;

  • При низком качестве шелкографии возможно появление солнечных бликов, которые будут слепить водителя;

  • Всегда остается риск, что сотрудник ГИБДД оштрафует за рисунок, если он не соответствует законодательным нормам и негативным образом влияет на безопасность движения;

  • Низкое разрешение рисунка. Из-за этого недостатка мелкие элементы изображения могут не пропечататься;

  • Наличие человеческого фактора. Рисунок наносит один или несколько мастеров, поэтому от их опыта зависит итоговый результат. В случае нанесения некачественного изображения исправить что-либо будет сложно.


Итоги

Шелкография  на стеклах автомобиля — уже зарекомендовавший себя вид тюнинга, который ограничивается только фантазией исполнителя (заказчика). Готовая краска отличается  неплохой адгезией и прочностью. Для продления ресурса изображение наносится с внутренней стороны.

Шелкография получила наибольшую популярность среди автовладельцев молодого возраста. Главной целью является создание оригинального внешнего вида. Кроме того, все чаще методика применяется для решения маркетинговых задач — нанесения телефонных номеров, логотипов или  названий компаний. Главное, чтобы готовый рисунок никоим образом не влиял на безопасность и обзорность для водителя.