Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) – главное устройство автомобиля, предназначенное для преобразования топливной жидкости в энергию посредством повышения ее температуры. С помощью этой силовой установки осуществляется непосредственное движение транспортного средства. Поломка этого агрегата может привести к дорожно-транспортному происшествию и нестабильной работе иных комплектующих автомобиля. Для правильной эксплуатации ДВС необходимо знать строение данного прибора, его основные разновидности и особенности функционирования.
Конструкция ДВС
Главной частью двигателя внутреннего сгорания является большой цилиндр, в котором помещается основная масса топливной жидкости. В современных автомобилях конструкция мотора представлена несколькими цилиндрами, располагающимися под углом. Движущая сила образуется в результате работы поршня, размещенного внутри цилиндров. Для активации данной детали необходимо получить соответствующее количество энергии, извлекаемой при помощи сгорания топливной жидкости.
Транспортировку топлива осуществляют специальные клапаны, закрепленные на цилиндрах силового агрегата. По ним жидкость поступает в камеру сгорания, где происходит процедура ее нагревания и дальнейшего сгорания. Полученная энергия передается в цилиндры мотора, что приводит в движение поршень автомобиля. Движение поршня преобразуется в движение коленчатого вала при помощи шатуна и кривошипа. Коленчатый вал активирует колеса машины, и транспортное средство начинает процесс езды. Регулировка подачи энергии контролируется при помощи маховика. Это устройство взаимодействует с коленчатым валом и передает ему равные порции энергии от поршня.
Виды
Существуют следующие разновидности двигателя внутреннего сгорания:
- Поршневые: камера сгорания находится внутри цилиндров.
- Карбюраторные: воздушная смесь образуется в карбюраторе.
- Инжекторные: контроль процесса сгорания жидкости производится при помощи электронного блока.
- Дизельные: возгорание топлива происходит без свечи, в результате сильного давления.
Самым популярным видом являются поршневые ДВС, потому что они обладают высокими показателями производительности и не требуют больших финансовых затрат при производстве.
Принцип работы
Впуск топлива в камеру сгорания происходит после открытия специального клапана. Попадая в емкость, жидкость начинает сжиматься из-за движения поршня. Когда топливо сжимается максимально сильно, оно поджигается свечей. В результате, топливная жидкость взрывается, и поршень резко возвращается в свое исходное положение, параллельно отдавая энергию коленчатого вала. После этого цикл осуществляется повторно.
Для понижения износа конструкции двигателя используется система смазки. Автомобили оборудованы специальными датчиками, фиксирующими уровень масла в моторе. При слишком низких значениях данного показателя он передает сигнал насосу, который впрыскивает масляную жидкость в цилиндры двигателя. После попадания масла трение между деталями мотора снижается, что уменьшает износ комплектующих. При длительной эксплуатации силовой агрегат может нагреться до высоких температур, что приводит к сгоранию или разрушению его деталей. Для регулирования температурного режима существует система охлаждения, представленная вентиляторами, термостатами и радиаторами.
Для отведения остатков топливной жидкости и лишних газов используется выхлопная система. Через нее вещества выводятся из автомобиля и попадают наружу. Выхлопная система оборудована нейтрализаторами и датчиками, позволяющими предотвратить выброс вредных элементов в атмосферу при помощи фильтрации выхлопных газов.